Технологическая карта к уроку русского языка по теме Склонение имен существительных в форме множественного числа

Русский язык 4 класс
по программе «Система общего развития Л.В. Занкова»
Тема: Склонение имен существительных в форме множественного числа.


Цель: способствовать формированию представления об особенностях склонения имен существительных в форме именительного падежа множественного числа;
совершенствовать умение распознавать род и падеж имен существительных.
Задачи урока:
1. Формировать умения правильно склонять существительные во множественном числе, знать окончания существительных в именительном падеже.
2. Развивать мышление, память.
3. Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД: осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД: умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре.
Формы организации деятельности: фронтальная, парная, групповая.
Оснащение урока: презентация, «карта мысли» (индивидуальная), Толковые словари: под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой и под ред. Д. Н. Ушакова

Этап урока, целеполагание
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД
Примечание слайды

1 Организационный момент
Цель: Создать эмоциональный
настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.
Здравствуйте, ребята!
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим
- Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на работу. Сегодня у нас гости. Давайте им покажем, как мы работаем на уроках русского языка.
Настрой на работу, доброе пожелание
Приветствие гостей, друг друга, пожелание друг другу удачных открытий.




Личностные УУД:
мотивационная основа учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
принимать учебную ситуацию
Познавательные УУД:
желать включиться в учебный процесс по предмету.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию
Слайд №1






2. Проверка знаний

Работа в «картах мысли» задание №1
Карточка личных достоинств
Я хотел бы достичь

Работать старательно и активно


Выполнять запись в тетради аккуратно


Выполнять все задания без ошибок


Порадоваться за товарища


У вас на столах лежат карточки, поставьте плюсик в первой графе, какие вы цели ставите на начало урока. А в конце урока мы вернемся и посмотрим, достигли ли вы эти цели.
Формулировка задания

Дети отмечают в «картах мыслей» - цели, которые хотели бы достичь на уроке.

Личностные УУД:
ориентация успех
Регулятивные УУД:
оценивать правильность выполнения своих действий
Слайд
№ 2

3. Актуализация опорных знаний
Грамматическая задача, «Карта мысли» задание № 2.
глагол
имя существительное
имя прилагательное
сказуемое
Род
Склонение
Падеж
_____


Прочитай слова первого столбика и найди «лишнее». Почему так решили?
Какую часть речи изучаем? (имя существительное). Подчеркните
Справа написаны грамматические признаки частей речи. Какие относятся к именам существительным? (Соединяют стрелками)
Какой грамматический признак не указан? (Число). Допишем.
Мы выделили главные слова урока.
Что знаете о числе имён существительных?
Подведение учащихся к формулированию темы урока.



Дети читают слова первого столбика и находят «лишнее». Подчеркивают изучаемую часть речи.
Соединяют стрелками грамматические признаки имен
существительных Дописывают не указанный грамматический признак
Выделяют главные слова урока.
Формулируют вывод: Что знаете о числе имён существительных?

Личностные УУД:
учебно - познавательный интерес к новому знанию
Регулятивные УУД:
принимать учебную ситуацию, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Слайд
№ 3,4,5,6,7,8

3. Определение темы урока.
Цель: на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.
Работа в парах. Взаимопроверка
Вставь окончания и выдели их.
Д.п. кот (ам)
Д.п. к ёлк (ам)
Д.п. воробь (ям)
Т.п. мыш(ами)
Т.п. ворон(ами)
- Определите тему урока, используя выделенные слова в предыдущем задании.
- Какие окончания у существительных мн.ч. Д. П. (-ам, - ям)
- Какие окончания у существительных мн. ч. Т-го.п. (-ами, - ями)
Подведение учащихся к формулированию темы урока.
Формулировка задания




Самостоятельная работа.
Работа в парах
Взаимопроверка, помощью интерактивной доски
Вывод: окончания имен существительных мн.ч. Д. П. (-ам, - ям)
и . Т-го.п. (-ами, - ями)
Определение темы урока используя выделенные слова предыдущего задания
Личностные УУД:
ориентация на понимание успеха в учебной деятельности, учебно - познавательный интерес к новому знанию
Коммуникативные УУД: контролировать выполнения себя и партнера по группе.
Познавательные УУД:
строить речевое высказывание в устной форме, формулировать проблемы и ее решение, поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока, составлять алгоритм и последовательность своей деятельности способом сравнения с образцом, умении увидеть ошибку.
Слайд
№ 9,10

4. Работа с текстом

Исследуем текст, с. 83, упр, 148.
Прочитайте внимательно, определите стиль текста, докажите.
- Найдите и прочитайте первое предложение в тексте.
- Можем ли мы поставить другие знаки препинания? (точки)
- Зачитайте, где.
Формулировка заданий

Дети выполняют задания: определяют стиль текста, доказывают.







Личностные УУД:
учебно - познавательный интерес к новому знанию.
Познавательные УУД:
строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, строить понятные собеседнику высказывания.
Слайд
№ 11,12








5. Выставка книг. Произведения Пришвина
Взаимосвязь с литературным чтением
- О чем данный текст
- Кто еще писал о природе?
Формулировка заданий

Ответы на вопросы
Познавательные УУД:
строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, строить понятные собеседнику высказывания.
Слайд
№ 13


6. Работа над новым материалом
Комментированное письмо
- Выпишите из текста имен сущ. мн. ч. И.п., выделить окончание.
Верно ли утверждение, что у имен сущ. в форме И.п. мн. ч. может быть только окончание - ы, - и
Придумайте и запишите по одному слову на данное правило


Работа с «картой мысли», задание 4
- Верно ли, что в именительном падеже множественного числа имена существительные имеют окончания –ы, -и.
Формулировка заданий

Выписывают с комментированием

Формулируют вывод.





Самостоятельная работы и проверка



-Отмечают самостоятельно.

Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные УУД:
строить речевое высказывание в устной форме.
Формулировать проблемы и ее решение, поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, строить понятные собеседнику высказывания
Слайд № 14

7. Физминутка для глаз
Цель: создать активную ситуацию для активизации мыслительной деятельности, комфортные условия для занятия, отдыха
Вы, наверное, устали?
Дайте глазкам отдохнуть.
Выполнение задания вместе с учащимися
Выполнение упражнения
Регулятивные УУД: учитывать правила выполнения
Коммуникативные УУД: уметь контролировать свое выполнение
Слайд № 15

8. Работа над лексическим значением слова. Работа со словарем.
Цель: Организовать совместный поиск информации, учить обобщать полученные знания
Работа в группах
В каком значении в данном тексте употребляется слово «этажи».
Дайте объяснение слова
- этажи.
Взаимосвязь с окружающим миром
- Как по научному называются этажи (ярусы).
- Выделите орфограмму в данном слове.
Осуществление коммуникативного взаимодействия, организация беседы по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Дают объяснение слова «этажи».
Работают со словарем, в группе, зачитывают значение слова



Личностные УУД:
найти способ решения новой проблемы.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе по плану.
Познавательные УУД: ориентироваться на разные способы решения вопроса (прислушаться к мнению ребят)
Коммуникативные УУД: контролировать выполнения себя и партнера по группе.
Слайд
№ 16


9. Закрепление изученного материала
Проверить понимание изученного материала, его доступность, уровень сложности

Склонение имени существительного множественного числа «этажи»





Формулировка задания
Обобщение, подведение итогов.
Самостоятельное выполнение задания, один учащийся у доски. Проверка.
Формулирование вывода: имя сущ. во мн.ч в И.п., имеют окончания - ы, - и


Регулятивные УУД:
оценивать правильность выполнения собственных действий,
составлять алгоритм и последовательность своей деятельности способом сравнения с образцом, умении увидеть ошибку
Коммуникативные УУД: уметь контролировать свое выполнение
Познавательные УУД:
строить речевое высказывание в устной форме.


10. Повторение пройденного
- Разбор простого предложения «Мышки живут в корнях»

Формулировка задания

Самостоятельное выполнение задания, один учащийся у доски. Проверка.
Формулирование вывода: имена существительные множественного числа И.П. в предложении являются главным членом предложения – подлежащим.
Регулятивные УУД:
оценивать правильность выполнения собственных действий
Коммуникативные УУД: уметь контролировать свое выполнение
Познавательные УУД:
строить речевое высказывание в устной форме.
Слайд
№ 17

8. Итог урока. Рефлексия.
Цель: Проверка способности самооценки как личностный результат.


- Мы пытались ответить на поставленные нами вопросы.
- Работа с «картой мысли», выделите, что у вас получилось на уроке.
Карточка личных достоинств
У меня получилось

Работать старательно и активно


Выполнять запись в тетради аккуратно


Выполнять все задания без ошибок


Порадоваться за товарища



Обращение внимания на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Дети выбирают предложение и отмечают.
-Зачитывают свои поставленные и достигнутые на уроке цели.
Личностные УУД: ориентация на успех,
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимания причин успеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
оценивать правильность выполнения собственных действий на уровне адекватной самооценки.
Познавательные УУД:
уметь обобщать изученное, делать собственный вывод.
Коммуникативные УУД: владеть монологической речью.


9. Домашнее задание. Заключительное слово учителя.
Цель: ориентировать на дальнейшее изучение темы, поиск материала.
-Предлагаю выбрать домашнее задание по интересам.
- Подарю вам стихотворение для размышления.
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова есть норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть - слово тебе сотворит добро.
Объяснение вариативного домашнего задания.
Чтение стихотворения.
Выбор задания по интересам.
- учебник с. 82, упр. 147;
- придумать 2-3 предложения с именами существительными во мн. числе.
Личностные УУД:
ориентация на содержательные моменты школьного урока.
Регулятивные УУД:
выбирать значимые для себя задания, способные выполнить самостоятельно.
Познавательные УУД: осуществлять поиск значимой, доступной учебной информации.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение.
Слайд № 18















15