Конспект урока по русскому языку на тему «Анализ текста. Очерк В. Пескова «Речка моего детства»

Конспект урока по русскому языку в 11 классе по теме «Анализ текста. Очерк В. Пескова «Речка моего детства»
Учитель: Валеева Галина Анатольевна
Цель урока: совершенствовать навыки анализа текста.
Задачи: воспитывать чувство любви к земле, на которой родился; формировать умение определять авторскую позицию в тексте; развивать умение определять тему и идею текста, позицию автора и выражать свое мнение.
Оборудование: листы с напечатанным отрывком из очерка В. Пескова «Речка моего детства» (пособие Т.М. Пахновой «Русский язык. ЕГЭ 100 баллов), репродукции картин с изображением реки (А. Васнецова «Днепр перед бурей», Крайнов «Берёзы у реки», и. Кузьмин «Бурная река», Т.Фрулева «Лес. Речка. Девушка», И. Левитак «Озеро. Русь», Левитан «Большая вода», И. Рубинский «На страже Родины», А. Саврасов «Пейзаж с рекой и рыбаком»
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня я хочу начать наш урок со стихотворения Николая Рачкова. Послушайте его.
Тихо так и на лугу, и в поле,
Лишь цветы, и птицы, и шмели.
Рожь ещё не сжали, не смололи,
Только ходит волнами вдали.

Только небо очень голубое,
Только сладок воздуха настой.
Родина! Мне радостно с тобою.
Вот такой люблю тебя – простой.

Вот такою – без румян, без грима,
От которого глаз не оторвать.
Только ветер трогает игриво
Над бровями солнечную прядь.

С детства я люблю твой криницы,
Тёмный лес твой и зелёный дол,
Где крылами задевают птицы
В клеверах малиновых подол

О чём это стихотворение? (О Родине. Звучит патриотическая тема)
Каким чувством оно проникнуто? (Чувством любви) Прочитайте строки, в которых автор говорит о ней.
Что поэтизирует Рачков в родной земле? Чем любуется? (На родной земле для автора исполнены поэзии каждое деревце, каждый цветок «Каждое деревце светится здесь по-особому,\Каждый цветок излучает особенный цвет»; венок из незабудок ему дороже «короны всех царей и королей». Поля, леса, криницы, цветы, речки – всё напоено тихим тёплым светом Родины. Так и хочется сравнить Русь с застенчивой девушкой с васильковыми глазами и золотистой косой, и видится она среди высоких трав под бездонным синим небом).
Какая это любовь? Какое чувство для лирического героя стихотворения гармонично любви? (Радость)
В словаре Ожегова даётся следующее толкование слова «радость».
Радость. 1. Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. Испытывать радость. 2. То, что вызывает такое чувство. 3. Радостное, счастливое событие, обстоятельство. В семье радость: приехал сын.
От чего человек может получать радость? (От созерцания красоты, от того, что приносит пользу, желаемый результат)
Давайте подумаем, каким значением наполняется для В. Пескова, автора очерка «Речка моего детства» слово «радость». Прочитаем текст.

2.Чтение текста учителем.
Текст из пособия Т.М. Пахновой «Русский язык. ЕГЭ 100 баллов», стр. 193

3. Словарная работа.
Что такое очерк? (Очерк – распространенный жанр публицистики. Тема очерка всегда актуальна, в нем поднимаются самые острые и злободневные вопросы наших дней. Непременная принадлежность очерка – авторские размышления, раздумья).
Какие виды очерка вы знаете? (В газете мы можем встретить очерк портретный, проблемный, путевой. И в портретном, и в путевом очерках обязательно поднимается какой-то важный вопрос, иначе не было бы необходимости создавать очерк. Но иногда общественно значимая политическая, экономическая, нравственная проблема выдвигается автором на передний план, в этом случае мы говорим о проблемном очерке).
Что вы знаете о В. Пескове? (Рассказ учащихся)
4. Понятийный анализ текста.
А) Проверка понимания прочитанного текста.
Какой теме посвящён текст?
А) Рыбалка приносит много радости и открытий.
Б) Река приносит людям счастье, радость.
В) Речка Усманка была главной жизненной школой.
Г) Начало реки было окружено притягательной тайной.
Какова главная мысль текста?
А) Рек в нашей стране огромное множество.
Б) Реки помогают узнать мир.
В) Нет на земле напитка лучше, чем стакан холодной воды.
Г) Любая речка, даже самая маленькая, - это сокровище, которое надо беречь.
Почему для автора эта мысль становится главной? (Речка умирает. Её судьба вызывает тревогу).
Какая проблема ставится в очерке? (Морально-этическая проблема бережного отношения к природе)
Кто (или всё-таки что) является главным героем рассказа?
Кто ведёт повествование в тексте? (Рассказчик)
С каким чувством он рассказывает о речке Усманке? (Вспоминая о прошлом, радуется, рассказывая о настоящем грустит).
Что означает название речки? (Красивая)
Б) Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам. (Работа в группах. Сначала работают самостоятельно 5-7 минут. Затем читают вслух написанное).
1 группа. Прокомментируйте, каким образом автор выражает своё отношение к судьбе Усманки.
2 группа. Используя информацию 4, 7, 8 абзацев, прокомментируйте, почему речка названа Усманкой, т.е. Красивой.
3 группа. Объясните, что, кроме красоты Усманки, считает важным автор?
В) Выражение позиции учащегося по отношению к содержанию, проблемам, отраженным в тексте. (Работа в группах. Сначала работают самостоятельно 5-7 минут. Затем читают вслух написанное).
1 группа. Считаете ли вы, что судьба реки достойна сожаления?
2 группа. Что, по вашему мнению, вкладывает автор в слова «рек незначительных нет»?
3 группа. Согласны ли вы с тем, что «нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды»?
5. Работа с репродукциями картин русских художников.
К изображению реки обращались разные художники.
Какой представлена в этих картинах река? (Разные по характеру: это и спокойные разливы рек весной, и бурные горные реки. Видение природы в картинах живое, мощное, цельное).
Художники достигают абсолютного композиционного и цветового равновесия между берегом, деревьями и строениями и их богатейшим по цвету отражением в водах реки. Отсюда ощущение необычной гармонии, покоя и значительности, которое рождает изображение простого мотива. Мотива природы.
6. Обобщение.
Что объединяет произведения, к которым мы обращались сегодня на уроке? ( Тема любви к родной природе. Авторы хотят показать красоту родной природы).

6.Итог.
7. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Беречь природу – значит, беречь радость»
H Заголовок 1Ў: 15т6 Основной текстZ Основной текст с отступомГалинаJC:\Users\Галина\Documents\Конспект урока по русскому языку в 11 классе.docГалинаiC:\Users\Галина\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Конспект урока по русскому языку в 11 классе.asdГалинаiC:\Users\Галина\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Конспект урока по русскому языку в 11 классе.asdГалинаJC:\Users\Галина\Documents\Конспект урока по русскому языку в 11 классе.docГалинаJC:\Users\Галина\Documents\Конспект урока по русскому языку в 11 классе.docГалинаJC:\Users\Галина\Documents\Конспект урока по русскому языку в 11 классе.docГалинаJC:\Users\Галина\Documents\Конспект урока по русскому языку в 11 классе.docГалинаJC:\Users\Галина\Documents\Конспект урока по русскому языку в 11 классе.docГалинаJC:\Users\Галина\Documents\Конспект урока по русскому языку в 11 классе.docГалинаJC:\Users\Галина\Documents\Конспект урока по русскому языку в 11 классе.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·