Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 3 классе (2016-2017 учебный год) Атамура
тематическое планирование по русскому языку
3 класс
Всего часов: 136 часов (34 недели по 4 часа в неделю)
Планирование составлено на основе документов:
Закон РК «Об образовании»;Закон РК «О языках в Республике Казахстан»;
Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080;
Учебные программы начального уровня образования, утвержденные приказом Министра образования и науки РК № 115 от 3 апреля 2013 года;
Инструктивно – методическое письмо « Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2016 – 2017учебном году»;
Учебник «Русский язык» для 3 класса /Авторы Никитина С.А., Якунина Л.П., Мендекинова Р.Т./, Алматы «Атамaра» , 2014г.
Основные цели обучения:
воспитание и формирование разносторонне развитой языковой личности школьника, владеющей всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), готовой к творческому использованию полученных языковых знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфология и синтаксис), лексики, морфемики в практической деятельности, в собственной жизни и в интересах общества.
Основные задачи курса:
формировать языковую и коммуникативную компетенции, успешное решение которых зависит от достижения конечных результатов обучения:
1) личностные: воспитывать гражданственность и патриотизм, уважительное и бережное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитывать интерес и любовь к родному и государственному языку;
2) предметные: развивать связную речь, обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся; формировать готовность, потребность и способность к речевому общению, к самосовершенствованию владения родным языком; осваивать базовые знания о русском языке, его устройстве, основных норм русского литературного языка;
3) системно-деятельностные: формировать умение наблюдать, опознавать, анализировать, классифицировать (группировать) языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; умений работать с текстом, извлекать из текста необходимую информацию, преобразовывать ее в соответствии с поставленной задачей; развивать умения самоанализа, самостоятельной и продуктивно-творческой деятельности по русскому языку
Базовое содержание учебного предмета для 3 класса
1. Грамматический минимум, ориентированный на предметные результаты обучения. Повторение изученного во 2 классе (10 часов):
1) содержание знаний.Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Правила переноса слов;
2) содержание практической деятельности: Определение границ предложения, расстановка знаков препинания в конце предложения. Установление связи слов в предложении.Написание предложений: большая буква в начале предложения. Правописание имен, фамилий людей, кличек животных, географических названий. Звуки, их обозначение буквами. Звукобуквенный разбор слов. Различение безударных и ударных гласных, проверка безударных гласных. Нахождение в слове глухих и звонких согласных, их правописание и проверка. Распознавание и правильное произношение твёрдых и мягких согласных, обозначение мягкости согласных на письме. Письмо слов с разделительным Ь. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу,чк, чн,щн; двойных согласных в слове. Перенос слов. Сочинение по опорным словам.
2. Слово и его значение. Развитие речи (10часов):
1) содержание знаний.Общее понятие о лексическом значении слова. Синонимы. Антонимы. Толковый словарь (общее понятие о его назначении);
2) содержание практической деятельности.Распознавание и употребление слов, называющих предметы, признаки, действия. Составление тематических групп слов. Подбор синонимов и антонимов, их употребление в речи .Использование толкового словаря для раскрытия значения слов. Диктант.
3. Состав слова и словообразование. Правописание. Развитие речи (12 часов):
1) содержание знаний.Состав слова. Окончание и основа слова. Нулевое окончание. Роль окончания в предложении. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова. Суффиксы, их значение для образования слов. Приставки, их значение для образования слов;
2) содержание практической деятельности.Определение состава слова. Графическое обозначение значимых частей слова Выделение окончания; способы определения окончания. Подбор однокоренных слов. Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова, с непроизносимой согласной в корне. Проверка безударных гласных с помощью формы слова (единственное и множественное число) и однокоренных слов. Образование слов с помощью приставок, не изменяющихся на письме: с-,от-,о-, про-, под-, над-, за-, на-. Образование слов с помощью суффиксов –еньк, - оньк,-юшк, -ушк, - ик,-ек; - ёнок-,-онок-; определение значения суффиксов в слове, их правописание. Диктант, изложение по вопросам.
4. Части речи. Правописание. Развитие речи (59часов). Имя существительное (30 часов):
1) содержание знаний.Общее грамматическое значение имен существительных, вопросы, роль в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения). Грамматические признаки имени существительного: род, число, падеж существительных. Падежи существительного, падежные вопросы;
2) содержание практической деятельности.Распознавание существительных по значению, вопросам, роли в предложении. Определение рода существительных по значению и окончанию (звуковое и нулевое окончание): женский род – окончание –а,-я, нулевое окончание; мужской род – нулевое окончание, средний род – окончание -о-,-е. Изменение существительных по числам. Склонение существительных по падежам. Распознавание падежей имени существительного по вопросам, значению, предлогам. Правописание падежных окончаний существительных. Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий (ночь, меч).Употребление в речи существительных –синонимов и антонимов. Диктант, сочинение по картине.
5. Имя прилагательное (10 часов):
1) содержание знаний.Общее грамматическое значение имен прилагательных, вопросы, роль в предложении (второстепенный член предложения);
2) содержание практической деятельности. Нахождение имен прилагательных по значению, вопросам, роли в предложении. Изменение имен прилагательных по числам, родам при сочетании с именем существительным. Склонение имен прилагательных женского рода единственного числа. Склонение прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Использование имен прилагательных в тексте-описании (природы, животного). Подбор и употребление в речи прилагательных-синонимов и антонимов. Сочинение–описание природы, животного.
6. Местоимение (4 часа):
1) содержание знаний.Местоимение(общее понятие). Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа;
2) содержание практической деятельности.Использование личных местоимений в устной и письменной речи. Правописание местоимений. Контрольная работа. Тестирование.
7. Глагол (15 часов):
1) содержание знаний.Общее грамматическое значение глагола, вопросы, роль в предложении (сказуемое). Неопределенная форма глагола. Настоящее время глагола Прошедшее время глагола. Будущее время;
2) содержание практической деятельности.Нахождение и употребление глагола в речи по значению, вопросам, роли в предложении. Написание неопределенной формы глагола. Изменение глагола по временам. Изменение глагола настоящего времени по лицам и числам. Изменение глагола прошедшего времени по родам. Употребление глагола будущего времени (простая и сложная форма глагола).Написание глаголов с частицей НЕ. Диктант. Сочинение-повествование.
8. Предложение. Члены предложения. Развитие речи (15 часов):
1) содержание знаний: Словосочетание и предложение (общее понятие). Главное и зависимое слово в словосочетании. Главные и второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство);
2) содержание практической деятельности:Составление и употребление в речи словосочетаний и предложений. Определение в словосочетании главного и зависимого слова. Разбор предложений по членам. Распространение предложений второстепенными членами. Диктант с грамматическим заданием. Изложение.
9. Текст. Развитие связной письменной и устной речи (20 часов):
1) содержание знаний.Предложение и текст. Тема и основная мысль текста. Типы текста: описание и повествование. Структура текста: начало, основная часть, концовка;
2) содержание практической деятельности:Нахождение текста по признаку связности и целостности. Определение темы и основной мысли текста. Установление типа текста. Нахождение в тексте-описании прилагательных. Нахождение в тексте-повествовании глаголов. Деление текста на части. Составление плана текста. Сочинение на свободную тему.
10. Повторение изученного за 3 класс (10 часов):
1) повторение основных тем разделов «Звуки и буквы», «Слово и его значение», «Слово и его состав». «Части речи», «Предложение»;
2) контрольный диктант.
11. Тематика связных текстов, содержание которых ориентировано на получение личностных результатов обучения: «Родной язык, ты с детства мне знаком», «Родина любимая моя», «Люби и береги природу родного края», «Забота о старших и младших», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Береги своих друзей».
12. Содержание связных текстов должно быть направлено на формирование патриотической и нравственной позиции школьника.
13. Общеучебные умения, ориентированные на системно-деятельностные результаты обучения:
1) учебно-организационные: участие в целеполагании, планированиии самопроверке; умение находить пути решения поставленных задач урока, умение задавать вопросы;
2) учебно-информационные: умения наблюдать, слушать, делать грамматический разбор, получать информацию через чтение и письмо; создавать письменный текст (описание, повествование);принимать участие в составлении таблиц, схем;
3)учебно-логические: анализировать, классифицировать, обобщать, составлять план текста;
4) учебно-коммуникативные: умение поддерживать общение и организацию совместной деятельности в парах, группах, выступать с продуктами творческой деятельности перед классом.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 3 классе
136 часов в год, 4 часа в неделю
Алматы «Атамaра» 2014 год
1 четв. – 32 часов, 2 четв. – 32 часов, 3 четв. – 40 часов, 4 четв. – 32 часа
№
ТЕМА
КОЛИЧ.
ЧАСОВ
ДАТА
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
1 четверть -32 часа. Повторение изученного материала во 2 классе. 10 часов
1.1
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.
1
Природа Восточного Казахстана
1.2
Твёрдые и мягкие согласные, обозначение мягкости на письме. Йотированные гласные.
1
1.3
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн,щн.
1
1.4
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
1
1.5
Правописание безударных гласных в корне слова.
1
1.6
Разделительный Ь.
1
1.7
Тематический диктант «Повторение»
1
1.8
Двойные согласные. Правила переноса слов.
1
1.9
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
1
1.10
Р/р Сочинение по опорным словам.
1
Слово и его значение Развитие речи. 10 часов
2.1.
Общее понятие о лексическом значении слова.
2
2.2
Толковый словарь. Понятие о его значении.
1
2.3
Р/р Обучающее изложение
1
2.4
Синонимы, их роль в речи
1
2.4
Антонимы, их роль в речи
1
2.7.8
Употребление синонимов и антонимов в речи.
2
Казахские и русские пословицы, поговорки
2.9.
10
Контрольный диктант. Работа над ошибками
2
Состав слова и словообразование. Правописание. Развитие речи. 12 часов
3.1
Окончание слова. Понятие о нулевом окончании.
1
3.2
Окончание и основа слова.
1
3.3
Корень слова. Однокоренные слова.
1
Природа родного края
3.4
Чередование согласных в корне однокоренных слов.
1
3.5
Непроизносимые согласные в корне слова.
1
Осень в моём селе
3.6
Приставка. Образование слов с помощью приставки.
1
3.7
Тематический диктант «Состав слова»
1
Природный мир ВКО
3.8
Суффикс. Образование новых слов с помощью суффикса
1
3.9
Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением
( -еньк-,-оньк-,-юшк-, - ушк-, - ышк-).
1
3.10
Правописание суффиксов –ек-, -ик-
1
3.11
Разбор слов по составу.
1
3.12
Контрольный диктант
1
2 четверть 32 часа.Части речи. Правописание. Развитие речи. 59 часов
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. 30 часов
4.1.2
Общее понятие о частях речи
2
Достопримечательности моего села
4.3.4
Имя существительное (повторение)
2
4.5.6
Роль существительного в речи. Синонимы и антонимы существительных.
2
4.7
Изменение имён существительных по числам
1
4.8
Тематический диктант «Изменение имён существительных по числам»
1
4.9.
10
Род имён существительных
2
4.11
Р/р обучающее изложение
1
4.12.
13
Правописание имён существительных с основой на шипящий
2
4.14.
15
Склонение имён существительных по падежам в ед. числе
2
4.16
Контрольное списывание с грамматическим заданием
1
Казахские писатели детям
4.17.
18
Именительный падеж
2
4.19.20
Родительный падеж
2
4.21.
22
Дательный падеж
2
4.23.
24
Винительный падеж .Словарный диктант
2
Птицы нашего края
4.25.
26
Творительный падеж
2
4.27
Контрольный диктант
1
4.28.
29
Предложный падеж.
2
4.30
Различие падежей имён существительных.
1
Герои казахских сказок
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. 10 часов
5.1
Имя прилагательное как часть речи
1
Помоги пернатым зимой
5.2
Роль имени прилагательного в речи
1
3 четверть 40 часов.
5.3
Изменение прилагательных по родам
1
5.4
Изменение прилагательных по числам
1
5.5
Р/р Сочинение – описание природы, животного
1
5.6
Изменение прилагательных по падежам
1
5.7
Склонение прилагательных женского рода
1
Природа ВКО зимой
5.8
Склонение прилагательных мужского и среднего рода
1
5.9
Подбор и употребление в речи прилагательных синонимов и антонимов
1
5.10
Тематический диктант «Имя прилагательное»
1
МЕСТОИМЕНИЕ. 4 часа
6.1
Местоимение как часть речи.
1
6.2
Личные местоимения.
1
6.3
Проверка: чему научились. Тесты.
1
6.4
Тематический диктант «Местоимение»
1
ГЛАГОЛ. 15 часов
7.1
Глагол как часть речи.
1
7.2
Роль глагола в речи
1
7.3
Неопределённая форма глагола.
1
7.4
Изменение глагола по числам.
1
7.5
Контрольное списывание с грамматическим заданием
1
7.6
Изменение глаголов по временам
1
Животный мир ВКО
7.7
Настоящее время глагола
1
7.8
Р/р Обучающее изложение
1
7.9
Изменение глагола настоящего времени по лицам и числам.
1
7.10
Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
1
7.11
Р/р Обучающее сочинение
1
7.12.
13
Будущее время (простая и сложная форма глагола)
2
7.14
Не с глаголами
1
7.15
Тематический диктант «Глагол»
1
Предложение. Члены предложения. Развитие речи. 15 часов
8.1
Предложение (повторение)
1
8.2
Словосочетание.
1
8.3
Главное и зависимое слово в словосочетании
1
8.4.5
Главные и второстепенные члены предложения
2
Парки областного центра
8.6.7
Контрольный диктант Работа над ошибками.
2
8.8.9
Определение
2
8.10.11
Дополнение
2
8.12
Р/Р Обучающее изложение
1
8.13
Обстоятельство
1
4 четверть 32 часа.
8.14
Обстоятельство
1
8.15
Разбор предложений по членам.
1
Текст. Развитие связной устной и письменной речи. 20 часов
9.1.2
Предложение и текст
2
Растительный мир ВКО
9.3.4
Тема и основная мысль текста
2
9.5
Р/р Обучающее изложение.
1
9.6
Структура текста.
1
Реки и озёра ВКО
9.7
Р/р Обучающее сочинение
1
9.8
Типы текста.
1
9.9
Текст описание.
1
9.10.
11
Тематический диктант «Текст»
Работа над ошибками.
2
9.12
Тест-повествование.
1
Великие спортсмены нашей области
9.13
Р/р Обучающее сочинение.
1
9.14
Работа с деформированным текстом
1
Природа ВКО весной
9.15.16
Составления плана текста.
2
История нашего района
9.17
Р/р Обучающее изложение.
1
9.18
19
Тематический диктант Работа над ошибками
2
9.20
Контрольное списывание с грамматическим заданием
1
Повторение изученного материала за 3 класс. 10 часов
10.1
Звуки и буквы
2
10.2
Слово и его значение Словарный диктант.
2
10.3
Слово и его состав
3
Улицы нашего села
10.4
Контрольный диктант
1
10.5
Части речи
1
10.6
Предложение и словосочетание
1
Количество итоговых контрольных работ (диктанты с грамматическим заданием):
Четверть
2 класс
3 класс
4 класс
Итого
Темат.
Контр.
Темат.
Контр.
Темат.
Контр.
Темат.
Контр.
I
5
2
8
2
8
2
21
6
ІІ
1
1
1
3
III
1
1
1
3
IV
1
1
1
4
Год
5
5
8
5
8
5
21
16
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
ВСЕГО
Сочинения
1
1
2
2
6
Изложения
1
1
2
2
6
Контрольное списывание
1
1
1
3
Словарный диктант
1
1
2
50
15