Разработка урока по математике 5 класс на тему Площадь прямоугольника.Единицы площади
Методическая разработка урока «Площадь. Формула площади прямоугольника»
1. ФИО
2. Место работы
3. Должность
4. Предмет
5. Класс
6. Тема и номер урока в теме
7. Базовый учебник
Халах Зера Мустафаевна
МОУ «Приветненская школа» города Алушты
учитель математики
математика
5
Площадь прямоугольника. Единица площади.(урок изучения нового материала)
С.М.Никольский,М.К.Потапов, Н.Н.Решетников,А.В.Шевкин ,Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
Описание урока
Тип урока (мероприятия, занятия)
урок изучения нового материала
Время реализации урока(мероприятия, занятия)
40 минут
Цель урока
Изучение нового материала: понятий площадь прямоугольника, единицы площади, закрепление и систематизация знаний по теме.
Задачи урока
- образовательные:
усвоение и закрепление учащимися знаний по теме: «Площадь прямоугольника»; систематизация знаний и умений, полученных на прошлых уроках; проверить способность учащихся самостоятельно справляться с заданием;
- воспитательные:
выработка умений слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие; формирование коммуникативной компетенции учащихся; воспитание ответственности и аккуратности.
- развивающие:
выработка умений обрабатывать информацию; развивать умение пользоваться терминологией; представлять информацию в виде алгоритма; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Технологии
проблемное обучение, ИКТ, групповое обучение.
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
Предметные:
- формировать умение применять формулу нахождения площади прямоугольника при решении задач и на практике при определении площадей фигур;
- формировать умение переводить из одной единицы площади в другую.
Личностные:
- выработать устойчивый познавательный интерес;
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях.
Метапредметные:
- развивать логическое мышление;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- владеть устной и письменной речью; отображать в речи содержание совершаемых действий.
Формируемые УУД
Личностные УУД:
- ответственное отношение к учению;
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Регулятивные УУД:
- критически оценивать полученный ответ;
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата;
- вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, товарищами.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства и аргументировать свою позицию;
- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению;
- контролировать действия партнера.
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные УУД:
- анализировать и осмысливать задания, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
- уметь выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.
Технологическая карта урока «Площадь. Формула площади прямоугольника»
№ этапа
Этап урока
Время
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Оценка результата деятельности ученика
1
Организационный
2 мин
Создание благоприятного психологического настроя на работу
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организовывает внимание детей.
У каждого из вас на столах лежат листы самооценивания (Приложение 1). Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
"+" - справился с задачей без затруднений,
"±" - справился с задачей, но возникали сложности,
"-" - не справился с задачей.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, слушают учителя
Личностные: мотивация учения Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны
2
Актуализация знаний
5 мин
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Повторения формулы периметра.Устный счет
Формулирует задание:
Задание 1:Найти периметр прямоугольника(слайд 2)
Задание 2: слайд 3.
Задание 3: слайд4(устно)
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы
Считают устно, проверяют правильность выполнения.
Отвечают на вопросы учителя
. Личностные: оценивание усваиваемого материала. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования умения быстрого счёта, знаний формулы периметра.
3
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3 мин
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Загадывает математическую шараду, разгадав которую, учащиеся узнают тему урока.
Первую находим- вычисляем,
Много формул для нее мы знаем,
На второй же – митинги, парады,
Погулять по ней всегда мы рады.
(Площадь)
Формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь
4
Применение знаний при решении задач
15 мин
Формирование навыка нахождения площади прямоугольника при решении задач.
Организует работу над решением задач с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений.
Решают задачи, работают в паре.
Решают устно
Работают с учебником, решают задачи самостоятельно с последующей проверкой
Заполняют таблицу, проверку проводят обменявшись тетрадями (работа в паре), ответы на слайде
Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары
Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу
Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия
Проговаривают формулу площади прямоугольника, свойства фигур, умножение и деление натуральных чисел; на конкретных примерах учатся их применять
Определение единицы площади и формулы площади прямоугольника(слайд5-7)
Задание 4: решаем устно слайд8
Определение площади треугольника зная площадь прямоугольника.слайд9-10
Определение площади квадрата.слайд10-11
Формулирует задание
Решите № 481(в) 482(г)
Формулирует задание
Заполните таблицу
(задание на карточках)
S
12 см2
?
210 дм2
162 см2
a
?
60 м
70 дм
18 см
b
2 см
4м
?
?
Свойства площадей слайд12-13
5
Физкультминутка
3 мин
Смена деятельности. Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Шеей крутим осторожно
Шеей крутим осторожно -
Голова кружиться может.
Влево смотрим - раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания руки вверх, ходьба на месте.)
И за парты вновь вернёмся.
(Дети садятся за парты.)
Слайд14
Сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
6
Самостоятельная работа по закреплению изученного ранее
10 мин
Обеспечение усвоения алгоритма решения задач на формулы, площадь прямоугольника; выявление качества и уровня усвоения знаний, а также причин выявленных ошибок.
Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу
Слайд 17.дополнительное задание слайд 15-16
Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы
Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам
Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия
Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой
Решают задачи
Домашнее задание
2 мин
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
Дает комментарий к домашнему заданию
Слайд 18
Записывают в дневники домашнее задание.
8
Подведение итогов урока, рефлексия
3 мин
Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке
Организует обсуждение:
Какова была тема урока?
Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу?
Предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке по схеме:
На уроке
Было трудно
Было интересно
Я научился
Меня удивило
У менянастроение
Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса.
Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)
Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий
Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений
Учащиеся сдают листы самооценивания.
Приложение 1.
Лист самооценки
Задания
Оценивание
(+; +/-; -)
1. Устный счет
2. Математическая шарада
3. Решение задач по готовым чертежам
4. Решение задач из учебника
5. Заполнение таблицы
6. Самостоятельная работа
Литература
С.М.Никольский,М.К.Потапов, Н.Н.Решетников,А.В.Шевкин. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
Поурочные разработки по математике. 5 класс.- 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014.
Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс: к учебнику. С.М.Никольский,М.К.Потапов, Н.Н.Решетников,А.В.Шевкин «Математика, 5 класс» ФГОС (к новому учебнику)/ М. А. Попов. – 12-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015
Заголовок 215