Разработка урока Ом по теме Пресный водоем и его обитатели ПНШ 3 класс
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Автор: Щербакова Анжелика Станиславовна учитель начальных классовУМК «Перспективная начальная школа»
Класс 3
Тип урока: изучение нового материала
Тема: «Пресный водоем и его обитатели»
Цели и задачи: формирование образовательных компетенций через реализацию учебного проекта по теме: «Пресный водоем и его обитатели»
положить начало формированию знаний о взаимосвязях природного сообщества «Водоем»,показать важнейшую роль человека в охране всего окружающего;
формирование норм здоровьесберегающего поведения в природе и социальной среде;
помочь в освоении доступных способов изучения природы и общества (сравнивание, наблюдение, использование накопленного опыта и т. д.)
Регулятивные УУД:формулировать учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; находить наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
Познавательные УУД:умение вести поиск, выделять, анализировать и синтезировать необходимую информациюдля ее дальнейшего представления;создавать устные и письменные высказывания.развивать навыки сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, умение находить выходы из спорных ситуаций;осознавать смысл учения и понимание личной ответственности за будущий результат.
КоммуникативныеУУД:
сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника; доступно излагать свои мысли, аргументировать и давать оценку действий; признавать возможность существования других точек зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог;
Оборудование:
Учебник по окружающему миру2 ч. (УМК «Перспективная начальная школа», О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова);
Рабочая тетрадь для самостоятельных работ №2 ( О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов)
Конверты с заданием «Цепи питания»
Авторский тренажер – раскраска «В гостях у Хомы»
Кроссворд для работы по группам
Авторская физминутка «Веселые лягушата»
Презентация к уроку
Картинки для подсчета баллов
Подготовительная работа:
Учащимся заранее дано задание по группам: «Биологи» , «Зоологи»
Подготовить презентацию
Загадки по теме
Рисунки
Сообщение
поделка
Ход урока
I Орг. момент
Прозвенел весёлый звонок,
Мы начинаем наш урок
Любознательные дети
Знать хотят все- все знать на свете.
Учитель: Мне в руки попало необычное письмо. (Слайд 1)
Я вам его сейчас прочту. (Читает письмо) (Слайд 1.1)
Ну, что, принимаем приглашение?
Тогда повторяйте все вместе. (Слайд 1.2)
Любознательный народ
В классе нашем тут живет.
Будем больше узнавать,
И на деле применять.
II Проверка домашнего задания (Слайд 2)
(Дети перед уроком разделились на группы)
О каком сообществе мы говорили на прошлом уроке?
- Почему луг называется природным сообществом?
- Что такое природное сообщество?
Учитель: А знаете ли вы, как называются науки, которые изучают жизнь растений и животных? (Ответы детей)
Наука, изучающая жизнь растений и животных называется Биологией (Слайд 3.1)
Зоология – это наука изучающая жизнь животных. (Слайд 3.2)
Работа проводится по группам
1 задание: Составить пищевые цепочки (картинки) (Слайд 4)
Задание вы найдёте в конвертах.
Зерно – мышь - сокол
Картофель – колорадский жук – куропатка
корень одуванчика – личинка – крот
комар – лягушка - цапля
2 задание Игра «Узнай меня»: (Слайд 5) Что растёт и кто живёт на лугу?
Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (пастушья сумка)
Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (кузнечик)
Страшный враг картофельных полей (колорадский жук)
Вредитель клевера (клеверный долгоносик)
Насекомое с яркой- красной окраской, питается тлей (божья коровка)
З задание Разгадать кроссворд (Слайд 6)
-213360459105Тема. "Растения и животные поля".
По горизонтали
4. На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.
6. Эй, звоночки, синий цвет, – с язычком, а звону нет!
8. Белая корзинка, золотое донце.
По вертикали
1. Прыгает пружинка – зеленая спинка –С травы на былинку, с ветки на тропинку.
2. Над цветком мелькает, пляшет,Веерком узорным машет.
3. Хоть она и жалит больно,Ее работой мы довольны.
5. Не жужжу, когда сижу,Не жужжу, когда хожу.Если в воздухе кружусь,Тут уж вдоволь нажужжусь.
7. В одежде богатой, да сам слеповатый,Живет без оконца, не видывал солнца.
Ответы
По горизонтали: 4. Одуванчик. 6. Колокольчик. 8. Ромашка.
По вертикали: 1. Кузнечик. 2. Бабочка. 3. Пчела. 5. Жук. 7. Крот.
4 задание Тренажер – раскраска «В гостях у Хомы» (Слайд 7)
III Работа над новым материалом
Введение у новую тему урока
Мы отправимся туда, Где тихо плещется вода,
Чтоб тему урока узнать,
Шараду надо отгадать
– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду. (Слайд 8.1)
Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова водопад и окончание из слова океаны. Какое слово у вас получилось?
(Слайд 8.2) (Вод-о-ём)
Просмотр видеофрагмента о водоеме ( Слайд 9. Гиперссылка)Учитель: Вспомните, какие виды водоемов вы знаете? (Ответы детей) (слайд 9.1)
Учитель: На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы? Как будет звучать тема урока?
(Дети называют тему урока)
На доске появляется схема: (Слайд 10)
Учитель: На какие вопросы мы с вами хотим получить ответы? (Слайд 10.1) ( по щелчку)
Жизнь пресного водоёма
Что растёт? Кто живёт? Как живут обитатели водоёма
Учитель: Где мы будем искать ответы на возникшие вопросы? (Слайд 11)
2) Работа по учебнику. Заполнение карточки (Слайд 12)
Биологи. (Учебник с 59 – 60)
Группа_ «Биологи»
Какие растения растут в водоемах?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа «Зоологи» (учебник с 62-63)
Какие животнные живут в водоемах?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Защита мини – проекта «Растения водоемов» группы «Биологи» (Слайд 13)
А) Просмотр презентаций группы «Биологи»
Б) сообщение
В) загадки
Г) рисунки
Д) поделки
Составление схемы на доске: (Слайд14)
Роль растений в водоёме
пища для животных дом для животных вырабатывают кислород
(Слайд15) Это интересно: А знаете ли вы? Чем интересны кувшинки?
У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера. (Слайд 15.1)
Часто рядом с белой кувшинкой можно встретить крупные желтые цветки кубышки. (Слайд 15.2)
Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Их просто видно на воде в светлую короткую июньскую ночь. Кубышка не просто украшение водоемов, но и лекарственное растение.
- Что вы можете добавить относительно охраны этого растения? (оно занесено в Красную книгу) (Слайд 15.3)
IV Физминутка «Веселые лягушата» (Слайд 16)
V Продожение работы над новым материаломЗащита мини – проекта группы « Зоологи» (Слайд 17)
А) презентация «Животные водоема»
Б) сообщение
В) загадки
Г) рисунки
Д) поделки
(Слайд 18)
348615104140
- Название, каких животных водоема говорят об их жизни в воде? (водомерка, жук плавунец, прудовик) (Слайд 19)
2) Укажи стрелочками, что к чему приводит: (Слайд 20)
1. В водоемы спускают воду из промышленных предприятий. а) начинают образовываться болота
2. Выловили двустворчатых моллюсков. б) в воду поступает кислород для дыхания рыб
3. Все озеро заросло камышами, тростником, стрелолистами, водорослями. в) загрязняются водоемы и погибают растения и животные
4. Зимой рыбаки наделали лунок во льду. г) вода стала мутной в водоеме
VI Закрепление (по группам)
Работа в тетрадях
2) Тест №1.
1).Корни на дне водоема имеет:
а) тростник б) ряска в) водоросли
2).Ножки покрыты жиром, поэтому это животное скользит по воде:
а) жук-плавунец б) головастик в) водомерка
3).Мягкое тело защищено раковиной:
а) у раков б) у моллюсков в) у цапель
4).Через свое тело пропускают воду:
а) бобры б) выдры в) моллюски
5).Хищником водоема является:
а) щука б) карась в) прудовик
Проверьте себя:
Ответы: а), в), б), в), а).
Тест №2.
1)Плавают на поверхности водоема:
а) тростник б) кувшинка в) ряска
2).По поверхности воды движутся:
а) раки б) водомерки в) щуки
3).К растительноядным животным пресного водоема относятся:
а) водомерки б) жуки-плавунцы в) головастики
4).К моллюскам относятся:
а) катушка б) рогоз в) ондатра
Проверьте себя:
Ответы: в), б), в), а).
3)Подведение итогов жюри.
4)Игра «Кто быстрей» Загадки.
Ползает наоборот,
Задом наперёд,
Всё по водой
Хватает клешнёй. (рак)
2. У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (рыбы)
3. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(сом)
4. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (щука)
5. У кого глаза на рогах, а дом на спине?
(улитка)
6. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(стрекоза)
7. Пёстрая крякушка
Ловит лягушек
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
(утка)
VII Рефлексия
Составить синквейн со словом «урок» (Слайд 21)
Урок
2 глагола ( учит, развивает)
3 прилагательных (веселый, интересный, познавательный)
Здорово
У нас был интересный урок
(Слайд 22)
VIII Д.З. учебник с 59 – 63, Р.т. с 25-26
Подведение итогов
(Слайд 23)