Конспект урока окружающего мира на темуАквариум-маленькая искусственная экосистема.( 3 класс)

Цель урока:  - создать условия для формирования первичного представления об аквариуме как искусственной экосистеме;  - познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира аквариума, их ролью в экосистеме;  - закрепить степень усвоения учащимися нового материала и ранее изученной информации о лесе и поле, как экосистемах;  - развивать логическое мышление учащихся через установление причинно – следственных связей, сравнение;
-сформировать положительное эмоциональное отношение к высокотехнологичному оборудованию в том числе средствам мультимедиа; - развивать речь, память, представление, воображение, фантазию, интерес к предмету окружающего мира и другим наукам;  - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

Планируемый результат
Предметные умения:
- иметь представление об искусственной экосистеме, о необходимости знаний правил аквариумистов ;
- исследовать причины нарушения равновесия в аквариуме;
- узнать роль и специфику разных аквариумов;
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группе;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть  диалогической формой речи.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская мудрость)
Оборудование : ПК, мультимедийный проектор, презентации, модель аквариума, иллюстрации аквариумных рыбок и растений, карточки для работы в микрогруппах, костюм Золотой рыбки, рыбки-оригами для самооценки.
Технологии обучения : проблемно-диалогического обучения, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии.


Ход урока


1.Орг.момент. Мотивация.
У : Вновь увидеть всех я рада.
Ваши знанья – мне в награду.
Снова новое откроем,
Мненья выскажем, поспорим.
А девиз возьмём опять :
/хором/ «Мир учиться объяснять, ни минуты не терять!»

2.Проверка знаний уч-ся :
А) Блиц –опрос – Актуализация знаний :
Уч-ль : Что такое экосистема ?
/Это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ./

Уч-ль : Из каких частей состоит экосистема ?
/Воздух, вода, почва, горные породы, производители, потребители, разрушители./

Уч-ль : Какие бывают экосистемы ?
/Природные и искусственные/

Уч-ль : Что такое искусственная экосистема?
/Экосистема, созданная человеком./

Уч-ль : С какой экосистемой познакомились на прошлом уроке?
/Экосистема поля./

Б) Тест с расшифровкой «Экосистема поля»
(у каждой группы доски с маркером/
Уч-ль : Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Перед вами листы с тестами «Экосистема поля». В каждом задании вам необходимо выбрать букву, которая соответствует правильному ответу. Таких заданий 8. Буквы ответов нужно сложить последовательно. Если выбор ответов будет правильным, вы получите ключевое слово в новой теме нашего урока. Его запишите маркером на доске.

Тест «Экосистема поля»
Поле – это
а)искусственная экосистема ;
б) природная экосистема

2.Особенности экосистемы поля в том, что она
и ) часто возникает на месте озера ;
к) нуждается в уходе человека ;
л) круговорот замкнут.
3.Если человек перестанет ухаживать за культурными растениями, то поле.
а) превратится в болото ;
б) превратится в лес ;
в) превратится в луг.

4.Культурные растения – это .
а) подсолнечник, рис, капуста, кукуруза ;
б) одуванчик, вьюнок, осот, лопух.

5.Василёк, пижма, пастушья сумка, лебеда – это ..
п) яркие цветы ;
р) сорняки ;
с) культурные растения.

6. Биологическая борьба с вредителями – это способ защиты с использованием:
и) живых помощников ;
к) ядохимикатов.

7.Какие преимущества имеет биологическая борьба с вредителями урожая по сравнению с применением ядохимикатов :
с) приносит быстрый результат ;
т) дешевле ;
у) не вредит человеку.

8. Любая экосистема состоит из
л)гидросферы, литосферы, атмосферы ;
м)вода, воздух, горные породы, почва, три профессии живых организмов.

1
2
3
4
5
6
7
8











Уч-ль : Какое слово получилось ? АКВАРИУМ

3.Постановка темы и учебных задач. Постановка проблемы :
Уч-ль: Что такое по-вашему «аквариум»?
/Сосуд с водой и обитателями. А может быть экосистема?/
Уч-ль : Если это экосистема, то какая ? /искусственная/
Почему ? /её создал человек/
А что можно сказать о её размерах ? /она маленькая/
Сформулируйте тему урока.

«Аквариум – маленькая искусственная экосистема» 1-й слайд

У наших героев, Лены и Миши, недавно появился аквариум. Давайте заглянем к ним в гости и послушаем их диалог. Он помещён в учебнике на с.74.
За Лену читает , за Мишу - ..
Лена : Почему мне приходится постоянно продувать воздух и часто менять воду в моём аквариуме? Она мутнеет, а стёкла покрывается налётом.
Миша : Аквариум – это маленькая искусственная экосистема. Она подчиняется законам природы. Ты забыла поселить в нём одного из важнейших обитателей экосистемы.

Уч-ль : Легко ли создать искусственную экосистему? /Да. Нет./
А что нужно для существования экосистемы?
/Чтобы круговорот был замкнут/
А ещё ? /Нужно, чтобы были производители, потребители, разрушители/

4.Совместное открытие нового :
Уч-ль : Получилось ли у Лены создать искусственную экосистему ? /Нет/
Какие проблемы у неё возникли? /Часто приходилось менять воду,
она мутнела, стёкла в налёте/
Давайте поможем Лене разрешить эти проблемы, т.е. попытаемся в течение урока создать искусственную экосистему – АКВАРИУМ.

(Открывается магнитная доска с каркасом пустого аквариума на ватмане)

Уч-ль : В нашем классе совсем недавно появился аквариум. Мы ещё не знаем, как
правильно ухаживать за его обитателями, только наблюдаем за их жизнью.Вы все подготовили мини-проекты, работая в своих группах :
- историки- аквариумисты ; - исследователи неживых компонентов аквариума;
- исследователи живых организмов разных «профессий».
Участники каждой группы поделятся результатами своих исследований, а знания,
полученные на уроке, вам обязательно пригодятся.

Отчёт группы ИСТОРИКОВ – АКВАРИУМИСТОВ:
Уч-ль : Как же появились аквариумы, кто их придумал? Эти вопросы заинтересо-вали наших историков-аквариумистов .

1-й : В толковом словаре С.И.Ожегова аквариум – «это искусственный водоём или стеклянная ёмкость с водой для содержания рыб, водных растений и животных».
2-й : Мы узнали, что первый аквариум появился ещё в Китае во второй половине 14 века. Он был сделан из фарфора в виде огромного чана и очень скоро получил широкое распространение во дворцах знати и чиновников.
3-й : В России аквариумистика стала развиваться в конце 19 века. В 1901 году в Киеве был открыт завод аквариумных рыб – большое отапливаемое здание, в котором помещалось 250 бассейнов с декоративными рыбками.
4-й : Самое простое деление аквариумов – на большие (они вмещают в себя более 100 л), средние (от 25 до 100л), наш классный аквариум средний, в нём 30л, малые аквариумы – менее 25 л

5-й: Формы и размеры аквариума сильно разнятся и зависят от цели их использования. Это могут быть :
- декоративные (живые обитатели содержатся там для красоты) ;
- видовые (в одном аквариуме содержатся рыбы одного вида)
- молодняковые (в них выращивают мальков)
- карантинные (используют во время болезни обитателей или новых рыб)
- голландские (для демонстрации различных видов водных растений)
Более подробно узнать об истории возникновения и развития аквариумов вы можете узнать из нашей проектной работы. /Ставят папку на выставку/
Что надо знать начинающему аквариумисту, с чего начать? Об этом вам расскажут ребята из группы исследователей неживых компонентов аквариума.

Отчёт группы «Исследователи неживых компонентов»
/на демонстрационном столе – виды грунта, гроты, коряги/
1-й: Психологи давно заметили, что созерцание аквариума успокаивает человека, снимает стресс и раздражительность. Поэтому почаще смотрите на аквариум. А лучше, если вы его заимеете.
2-й: А начать нужно с выбора места. Главное требование к расположению аквариума – он не должен стоять под прямыми солнечными лучами, близко к батарее отопления и на сквозняке. Его нельзя устанавливать на телевизор, муз. центр, пианино, т.к. рыбы плохо переносят вибрации и электрополя.
3-й: После установки аквариума нужно заняться грунтом. Грунт- это подобие настоящего дна. Он очень важен, т.к. в грунте живут бактерии, микроорганизмы и водоросли, которые участвуют в круговороте веществ. Грунтом может служить крупный речной песок, мелкая галька или гравий. Перед укладкой грунт следует продезинфицировать. Песок промыть и прокалить в духовке. А гравий кипятить в воде 30 мин.
4-й: Дно можно украсить искусственными предметами : корягами, гротами, пещерами. В них любят отдыхать живые обитатели./Помещают грунт из бумаги в пустой аквариум на доске/
5-й: Вся жизнь обитателей аквариума проходит в воде. Поэтому вода – важнейшая из всех составляющих. Наша водопроводная вода в общем подходит для большинства рыб. Однако прежде, чем поселить их туда, воду нужно отстоять 5-7 дней, чтобы испарились вредные газы и примеси. Важно поддерживать постоянный температурный режим. У каждого вида рыб свои требования. Их нарушение приведёт к простуде или перегреву, а в конце концов к гибели. Нельзя пересаживать рыбок из тёплой воды в холодную и наоборот- это приводит к шоковому состоянию и гибели. При пересадке нежелательны колебания больше 4-х градусов. /Прикрепляют полоску воды в аквариум на доске/
1-й: Все наши исследования мы поместили вот в эту папку,с ними вы можете ознакомиться подробнее.
( Квиленкова Анна – рыбка- переодевается)
Отчёт группы «Исследователи аквариумных производителей»
Уч-ль : Спасибо ребята за очень ценную информацию. А теперь слово предоставим группе исследователей живых компонентов, а именно аквариумных производителей.
1-й :Аквариумные растения (их часто ошибочно называют водорослями) очень разнообразны. Но, как мы убедились, они очень важны для биологического равновесия. Кроме того, они обеспечивают обитателям аквариума укрытие, место для размножения, а в некоторых случаях служат кормом. Некоторые растения удерживаются корнями за грунт, другие свободно плавают по поверхности воды.
3-й слайд : растения – риччия и сальвиния
2-й : Я исследовала плавающие растения. Самые известные – это риччия и сальвиния. Они идеально подходят, если надо затенить аквариум, служат надёж-ным укрытием для мальков./Прикрепляет рисунки растений в аквариум на доске/
4-й слайд : эхинодорус
3-й :Опытные аквариумисты оценили красоту такого растения, как остролист (или эхонодорус) . Оно легко приживается, размножается многочисленными побегами, а цветовая гамма от ярко-зелёного до бардового. /Прикрепляет на доску/
5-й слайд : валлиснерия и элодея.
4-й: Очень популярны такие растения, как валлиснерия и элодея. Они прекрасно украшают аквариум и неприхотливы. /Прикрепляет на доску/
1-й : Если вы хотите, чтобы в вашем аквариуме не нарушилось биологическое равновесие, а каждый обитатель водного уголка чувствовал себя хорошо и не болел, то вам следует следить за состоянием растений. Как это сделать ? Вы сможете ознакомиться с исследованием нашей группы. /Ставит папку на выставку/

Отчёт группы «Исследователи аквариумных потребителей»
Уч-ль : К нам на урок пожаловала гостья и далёкой страны. УКАЗКА !
/Выходит девочка в костюме Золотой рыбки/
Зол. Рыбка :Что, друзья, меня узнали ?
Родина моя в Китае.
Предок звался карасём,
Вместе с сёстрами живём,
Чешуёй своей сверкаем,
А климат умеренный предпочитаем.
Вот сестричка – ТЕЛЕСКОП 6-й слайд : рыба-телескоп
Неуклюже так плывёт.
Никого не обижает,
Жить отдельно обожает.
Средняя – ВУАЛЕХВОСТКА, вуалехвост
Настоящая прохвостка !
Любит модно одеваться
И вуалью накрываться.
Старшая – ЛЬВИНОГОЛОВКА львиноголовка
На спине без плавника.
Ей досталась от природы
Грива, точно как у льва.

Уч-ль : Ребята, что же это за семейство ? /семейство золотых рыбок/
Давайте вместе с рыбкой отдохнём.



ФИЗ. МИН.
Рыбка : Рыбка плавает в водице, Рыбка спинку изогнула,
Рыбке весело играть. Крошку хлебную взяла.
Рыбка, рыбка, озорница, Рыбка хвостиком вильнула
Мы хотим тебя поймать ! И скорее уплыла !

Уч-ль : К какой группе живых организмов в экосистеме мы отнесём золотую рыбку? /К группе потребителей/
Верно, о других аквариумных потребителях расскажет 4-я группа.

1-й : Рыб для аквариума подбирают в зависимости от природной среды обитания. Холодноводных содержат отдельно от тепловодных. 7-й слайд : гуппи: самец и самка, меченосец, барбус, золотая рыбка.
Например, теплолюбивые – это гуппи, меченосцы, барбусы, а холоднолюбивые – золотые рыбки.
2-й: хорошо себя чувствуют гуппи. Этой рыбке принадлежит рекорд – она самая популярная из аквариумных рыб, среди рыб она первая побывала в космосе в условиях невесомости. Самец меньше самки, но более ярко окрашен. Самка окрашена скромно в оливковый цвет. Гуппи – мирные рыбки, они всеядны. Главное их не перекармливать, иначе возникнет ожирение. Это живородящие рыбки. За год самка может приносить потомство 5-7 раз по 60 мальков. Как раз совсем недавно в нашем аквариуме появились мальки гуппи.
3-й : Я хочу рассказать о рыбках. Которые появились в Европе в начале прошлого века и сразу полюбились – это меченосцы.
Тело их удлинённое, сжатое с боков. Самки крупнее самцов. Основная особенность- у самцов имеется отросток в виде меча, благодаря которому рыбка получила своё имя. В аквариуме это спокойные, мирные жители. Любят растения, плавающие на поверхности. Это тоже живородящие рыбки. За один раз самка приносит до 50 мальков.
4-й : О разнообразии аквариумных рыб. Их содержании вы сможете узнать из нашего проекта или из книг «Аквариумные рыбки» и журнала «Аквариум»


Уч-ль : Ещё об одних рыбках, обитателях аквариума, вы узнаете, прочитав 1-й абзац в учебнике на с.76 /самостоят. чтение/
О ком прочитали ? /О сомиках/
В чём необычность этих рыб? /Они «Мусорщики-разрушители»- чистят дно аквариума. В отличии от других рыб дышат воздухом атмосферы/

Отчёт группы «Исследователи аквариумных разрушителей»
Уч-ль : Кто же ещё в аквариуме выполняет роль мусорщиков-разрушителей? Этот вопрос исследовали ребята из 5-й группы.
1-й : В настоящем аквариуме обязательно должны жить несколько моллюсков. Они играют большую роль : уничтожают налёт на стенках и грунте, съедают остатки корма, обогащают грунт минеральными веществами. Но их количество не должно быть слишком велико, потому что они потребляют кислород и часто объедают растения. Например, 1 улитка на 8-10 литров воды.
Слайд 8 : улитка ампулярия
2- й : Улитка АМПУЛЯРИЯ – крупная пресноводная улитка, обитающая в тропической зоне Азии и Южной Америки. Эти улитки дышат и атмосферным кислородом, и кислородом, растворённым в воде. У них есть и жабры, и лёгкие, поэтому улитка длительное время может жить вне воды. /прикрепляет в аквариум/
улитка -катушка
3-й: А улитка- катушка родом из Южной Америки. Раковина у неё в виде диска, содержит около 5 завитков. Если вы содержите эту улитку, за растения опасаться не стоит – она их не ест. Питается водорослями со стёкол аквариума и гниющими частями растений. /прикрепляет в аквариум/
4-й :Узнать об аквариумных разрушителях вы сможете из нашего проекта /ставит на выставку/

5. Первичное закрепление знаний :
А) Заполнение таблицы :
Уч-ль : Мы выслушали исследования всех групп. Так почему же аквариум называют искусственной экосистемой?
/Экосистема- т.к.есть единство живых и неживых организмов, а искусственная –
Т.к. создана человеком/
Уч-ль : А вот почему в аквариуме должны быть организмы разных профессий- понять это вам поможет таблица в конвертах на вашем столе. Поработайте в группах- восстановите связи разных профессий экосистемы аквариума :

Профессии живых
организмов
Дают другим организмам
Получают от других
организмов

Производители
Кислород, органические вещества
Углекислый газ, минеральные вещества

Потребители
Углекислый газ, органические вещества
Кислород, органические вещества

Разрушители
Углекислый газ, минеральные вещества
Кислород, органические вещества


/Зелёные карточки отдельны, их дети выставляют в таблицу/
Уч-ль : Сверьте с таблицей на доске . Слайд 9 : таблица
- Так почему же нужно, чтобы в аквариуме были организмы разных профессий? /Только так может поддерживаться круговорот веществ/

Б) Работа в тетради с.36 №4 /если остаётся 8-7 минут.
Уч-ль: Исправим ошибки в №4, допущенные художником?

- Какую ошибку допустил хозяин 1-го аквариума?
/В аквариуме мало растений/
- А во 2-ом аквариуме?
/В нём очень много рыбок. Часть их надо отсадить в другой аквариум или купить аквариум большего размера/
Возврат к слайду №1

6. Итог и самооценка
Уч-ль : Посмотрите на модель нашего аквариума на доске. Удалось ли нам смоделировать экосистему аквариума? /Нет, т.к. нет потребителей – рыбок/
- Исправим эту ситуацию. Проведём игру «Рыбалка», а заодно подытожим всё то, что узнали.
/Из ёмкости ученик с помощью магнитной удочки достаёт рыбку с прикреплённым к ней вопросом, после ответа на вопрос он прикрепляет рыбку в аквариум на магнитной доске/
ВОПРОСЫ :
1.Почему аквариум называют искусственной экосистемой ?
2.Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме.
3.Чем похож, а чем отличается аквариум от экосистемы поля?
4.Какие условия нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал?

Вывод : - Вы доказали, что экологически грамотное обращение с аквариумом поможет его обитателям существовать комфортно и , наоборот, незнание законов жизни подводного мира приведёт к гибели его жителей.
Берегите эту Землю ,эту воду
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.


-Помните, на уроке труда мы делали рыбок в технике «оригами». Они помогут оценить вашу работу на уроке. Выберите рыбку того цвета, который соответствует вашей самооценке, поселите свою рыбку в наш аквариум. Критерии вам знакомы /ПЛАКАТ/




Красная рыбка
Всё удалось, я доволен собой

Жёлтая рыбка
Не всё получилось, но в целом я доволен собой





- Вижу, что в целом вы довольны собой, многое на уроке получилось, я разделяю вашу самооценку.


7. Домашнее задание + социальная значимость :
- Каждому из вас я подарю вот такую рыбку. Дома вы запишите на ней основные правила аквариумиста. Наиболее важные и полные правила мы повесим рядом с нашим аквариумом и будем использовать их, чтобы наши обитатели чувствовали себя отлично.
А с материалом, который вы подготовили к сегодняшнему уроку, я предлагаю выступить перед ребятами 3 «А» класса , чтобы и они научились ухаживать за аквариумом.

8. Рефлексия.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть ролик «Самый маленький аквариум в мире» под музыку известного французского композитора Камиля .
- Подходит ли эта музыка для просмотра этого ролика ? Объясните, почему ?
- Да, ребята, совершенно верно. С этой музыкой мы становимся как бы обитателями аквариума , ведь не зря Камиль назвал своё произведение «Аквариум».

- Вы замечательно работали на уроке. Все, кто участвовал в проектных работах получают оценки « 5», Александров Александр и Мешков Матвей получают оценки «5» за работу в микрогруппах.
Заголовок 115