Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Тамбова
Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.
Учитель английского языка
Иванова Н.И.
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.
Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Нельзя не согласиться с тем, что ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, так как школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.
Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.
Во-первых–это приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения) (Школьник знает и понимает общественную жизнь.)
Во-вторых–это формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. ( Школьник ценит общественную жизнь.)
В-третьих-это получение школьником опыта самостоятельного социального действия. (Школьник самостоятельно действует в общественной жизни.)
Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.
Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки и внеурочная деятельность дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений.
С другой стороны существует перегруженность учебных программ информацией, в связи с появлением нерегулируемого количества т.н. авторских программ. Не умея выделить главное, общезначимое в содержании образования, многие авторы программ, учебников, методических разработок, загромождают их малозначимым, второстепенным материалом, что приводит к перегрузке учащихся, а в конечном счете, блокирует их эмоциональную сферу.
Перегруженность и излишняя усложненность программ ведут к поверхностному, безоценочному усвоению знаний, что означает ослабление гуманистического ядра образования и возможностей его использования в духовно-нравственном воспитании школьника.
Подводя общие итоги, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание подростков, основанное на гуманистических ценностях образования, представляет собой открытую систему обучения и воспитания, направленную на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности как системообразующей ее внутреннего мира. Эффективность духовно-нравственного воспитания подростков в условиях общеобразовательной школы при опоре на гуманистический аспект образования зависит как от социокультурной, так и от духовно-правовой ситуации в обществе.