Внеклассное занятие «Какой профессии секрет скрытв том, во что народ одет»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 83»
Внеклассное занятие
Автор: Широглазова Екатерина Борисовна,
учитель начальных классов,
г. Северск
Пояснительная записка.
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. К. Д. Ушинский говорил, что «если ты удачно выбрал труд, то счастье само найдет тебя». Немало хлопот, волнений и огорчений доставляет выбор будущей профессии выпускникам школ и их родителям. Чтобы облегчить этот выбор для школьников, надо как можно раньше знакомить детей с разнообразием мира профессий, способствовать обогащению представлений о содержании различных видов труда, формировать умение воображать себя в сфере определенной профессии. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, проводить занятия по профессиональной ориентации с элементами игр и практической деятельностью. Данное занятие рассчитано для детей 2-го класса. Занятие построено с чередованием видов деятельности учащихся: слушание, игра, практическая работа. Это позволяет детям на протяжении всего занятия быть внимательными, работоспособными, активными участниками.
Цель:
Формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии.
Задачи:
дать представление о профессии портного и взаимосвязи людей разных профессий;
развивать словарный запас учащихся, творческие способности;
воспитывать уважительное отношение к любому виду труда, желание работать для других.
Оборудование:
мультимедиапроектор;
сантиметровая лента, ножницы, иголка с ниткой, мел;
карточки
шаблоны
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Ребята, сегодня на занятие мы с вами поговорим о том, чему человек посвящает большую часть своей жизни. Это слово зашифровано. Отгадайте его, расставив фигуры в заданном порядке. (См. приложение 1)
Дети отгадывают, и на доску вывешивается слово ПРОФЕССИЯ.
Учитель. Молодцы! Кому знакомо это слово? Как вы его понимаете?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель. Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. И очень важно, чтобы этот труд каждый день приносил радость и удовольствие. Выбрать себе профессию по душе – дело непростое. У вас ещё есть время подумать и помечтать о том, кем вы будете, когда вырастете.
Может быть, уже кто-то знает, кем хочет стать?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель. Ребята, я предлагаю вам загадки о профессиях. Чтобы их отгадать, вам нужно правильно подобрать рифму.
Дупло и берлогу, дом лисий и птичий
В лесу охраняет надежно _________ (лесничий).
Слезо-носо-вытиратель
В детской группе _________(воспитатель).
Знает точно детвора:
Кормят вкусно _________(повара).
Царь сегодня, завтра – вор,
Роли все сыграл ________(актер).
Письма в дом приносит он,
Долгожданный ________(почтальон).
На свете существует много разных профессий. Одни профессии исчезают, появляются новые, а есть и такие, которые были, есть и будут существовать.
Ученик. Сколько есть профессий разных,
Все их нам не перечесть:
Есть врачи и водолазы,
Токари, шахтеры есть.
Учит в школе нас учитель,
А портной костюмы шьет.
Строит новый дом строитель,
Капитан корабль ведет.
Главное не ошибиться,
Выбирая, кем же стать?
Парикмахером, певицей,
Или на луну слетать.
Целый день все дяди, тети
Что-то делают для нас,
И сейчас об их работе
Вы услышите рассказ.
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о той профессии, благодаря которой мы можем одеваться, наряжаться и хорошо выглядеть.
Как вы думаете, о какой профессии пойдет речь?
Выслушиваются ответы детей.
Сегодня мы поговорим о профессии портного и узнаем, с кем вместе работает портной. Показ слайда 1.
Ученик 1. Посмотри, зимой и летом
Заяц, белка, серый волк
Хорошо всегда одеты -
Видно, в шубах знают толк.
Подарила им природа
Замечательный наряд,
И в любое время года
Украшает он зверят.
Ученик 2. Ну, а мы за платьем новым
Обращаемся, друзья,
Обязательно к портному,
Без него никак нельзя.
Мерку снимет он сейчас же,
Модный подберет фасон.
Ткани разные покажет:
Яркий ситец, шелк и лён.
Ученик 3. И скорее за машинку
Строчки ровные бегут,
Складки здесь, а здесь резинка,
Молния, конечно, тут.
Не привык портной лениться,
Быстро рукава вошьет,
Главное, не ошибиться,
Чтоб доволен был народ!
Учитель. Портной – очень древняя и уважительная профессия. Во все времена считалась весьма почетной, ведь от исполнительского таланта и вкуса этих мастеров зависел внешний вид, как простых горожан, так и самых высокопоставленных особ.
Показ слайда 2. В давние времена, когда первобытные люди носили одежды из звериных шкур, они научились сшивать их с помощью воловьих жил. А первобытная игла представляла собой тонкую, но крепкую, заостренную пластинку из камня. Много позже появились стальная игла и льняная нитка. Они оставались главными инструментами портного на многие десятилетия. Работая иглой и ниткой, портной четко следил за тем, чтобы нить не запуталась. Давайте проверим, а получится ли это у нас в игре «Ниточка, иголочка, узелок».
Со всеми детьми проводится игра «Ниточка, иголочка, узелок».
Учитель. На смену обычной игле в XVIII – XIX веках приходят первые швейные машинки. Они были ручные и выполняли только самые простые операции по сшиванию краев ткани. Признание и большую популярность получают в 1851 году швейные машинки Зингера.
Слова сопровождаются показом слайда 4.
Современные швейные машинки электрические. Они не только шьют, но и вышивают, обметывают петли, пришивают пуговицы, делают различные швы и многое другое. В некоторых можно запрограммировать последовательность операций. Современные машинки намного облегчили труд портного.
Слова сопровождаются показом слайда 5.
Учитель. В чем же состоит работа портного?
Показ слайда 6.
В старину говорили: «Шить одежду – все равно, что иголками колодец копать». Этими словами хотели подчеркнуть, что работа портного трудная, требует старания и терпения. До конца XIX века портные занимались всеми этапами изготовления одежды.
Давайте попробуем выстроить последовательность этапов пошива одежды.
У детей на партах лежат, заранее приготовленные, карточки с перечислением этапов пошива одежды. (См.приложение 2)
Работа с карточками.
Возьмите карточки и прочитайте все этапы. Какие слова вам непонятны? (Если есть, то разобрать с детьми их)
Как вы думаете, с чего надо начинать работу? (Дети предлагают свои варианты ответов)
Обозначим цифрой 1.
А следующий этап? и т.д. (Дети на карточках проставляют цифры, указывающие номер этапа)
Работа с предметами портного.
Ребята, на каждом этапе работы портной не может обойтись без своих помощников. Вот они здесь представлены.
Учитель показывает разнос с предметами: сантиметровая лента, мел, ножницы, иголка с ниткой, утюг (картинка).
Я вам предлагаю выбрать любой предмет и определить его назначение.
Спрашиваются желающие.
сантиметровая лента – снимать мерки
мел – переносить выкройку на ткань
ножницы – вырезать детали из ткани
уголка с ниткой – сметывать детали
утюг – проглаживать швы и изделие
Учитель. Современный костюм – это плод усилий разных специалистов. В ателье работают закройщики и портные. Закройщики советуют в выборе фасона и ткани, снимают мерки, выкраивают, проводят примерки и корректировку. Портной отшивает само изделие. В домах моды, фабриках по производству одежды работают люди новых профессий. Художники-модельеры проектируют (рисуют) новые формы костюмов. Модельеры-конструкторы разрабатывают конструктивные основы для изготовления лекал этих форм. Инженеры-технологи продумывают оптимальный технологический процесс изготовления будущей одежды. Дизайнеры занимаются украшением одежды.
Названия этих профессий вывешиваются на доску.
Учитель. Смысл профессий портного, закройщика и многих других заключается в том, чтобы приносить людям радость. Приятно видеть красиво и со вкусом одетого человека, его счастливое лицо и осознавать причастность к этому. Задачей этих профессий является воспитание хорошего вкуса, уважения к национальной культуре, пробуждение интереса к искусству. В нашей стране имеют всемирную известность и признание в мире моды две фамилии. Это Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин.
Показ слайда 7.
Участвуя в фестивалях моды и Всемирных показах в Париже, они в своих коллекциях несут русскую национальную культуру.
Уже в школьные годы можно попробовать себя в профессии портного. Девочки с пятого класса будут заниматься шитьем на уроках труда. Дополнительно можно посещать кружки кройки и шитья.
Сейчас я вам предлагаю стать дизайнерами и придумать оформление для сарафана.
Детям раздаются вырезанные из бумаги шаблоны сарафанов.
Работать можете карандашами или фломастерами. Свои готовые изделия вывешивайте на доску, и мы выберем лучшие.
Дети работают самостоятельно.
Подведение итогов работы. Молодцы все!
Ребята, наше занятие подошло к концу. Чему было оно посвящено?
Кому оно понравилось и чем?
Что узнали нового для себя?
Показ слайда 8.
Закончим занятие стихотворением.
Ученик. Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.
Строитель нам построит дом,
И мы в нём дружно заживём.
Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечёт в пекарне пекарь.
Учитель выучит всему -
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.
Я думаю, мы подрастем
И дело по душе найдем!
Учитель. Спасибо всем за работу.
Приложение 1.
Ф П О
И Е Р
С Я Е
О
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 2.
ЭТАПЫ ПОШИВА ОДЕЖДЫ
Выбрать фасон. (1)
Отутюжить изделие. (10)
Сделать выкройку. (4)
Сшить изделие. (9)
Выбрать ткань. (2)
Снять мерки. (3)
Сметать детали изделия к первой примерке. (7)
Перенести выкройку на ткань. (5)
Примерить изделие. (8)
Вырезать детали из ткани. (6)
Литература:
1. М. Манакова. Моя первая книга о профессиях. Изд. Проф-Пресс, 2007, 16стр.
2. М. Давыдова. Праздник в школе. М: Рольф, 2000, 300стр.
3. Prof.BiograrGurur.ru
4. porabotam.ru