Рабочая программа по работе школьной библиотеки на 2015/2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Руководство чтением как приоритетное направление библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги и электронные тексты, обычные периодические издания, а также аудио-, видео-и мультимедийные источники информации. Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием. Но электронные издания могут и должны использоваться не только в составе библиотечных фондов.
Массовые формы работы с читателями при применении современных электронных аудиовизуальных произведений на компакт-дисках только выиграют. Они оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий.
Объем информации, массив всевозможных данных, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации. Формула «знаю, что» должна быть дополнена не только функциональной формулой «знаю, как», но и прежде всего – формулой «знаю, где». Оттого так важно сегодня развивать способности школьников к отбору и анализу информации Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной поддержки процессов модернизации образования основа работы школьной библиотеки.
Задачи библиотечно-информационного центра
Обеспечение пользователям доступа к информации, знаниям, культурным ценностям.
Создание благоприятных условий для обучения: обеспечение образовательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов в соответствии с образовательной программой.
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.
Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.
Формирование эстетических воззрений, осознание ценности искусства, поощрение творчества и гуманности в отношениях между людьми.
Формирование, накопление, обработка, систематизация библиотечного фонда.
Основные функции библиотечно-информационного центра
Информационная– предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
Культурная– организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
Образовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам.
Направления деятельности библиотечно-информационного центра.
1. Работа с учащимися:
библиотечные уроки;
информационные и прочие обзоры литературы;
беседы о навыках работы с книгой;
подбор литературы для внеклассного чтения;
участие в городских и районныхсеминарах;
поддержка общешкольных мероприятий.
2. Работа с библиотечным фондом
№ Содержание работы Срок исполнения
1 Изучение состава фондов и анализ их использования В течение года
2 Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году. Формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия. Февраль – май
3 Комплектование фонда: оформление подписки на периодические издания. Октябрь, май
4 Приём и техническая обработка новых учебных изданий. По мере поступления
5 Прием и выдача учебников. Май – июнь, август – сентябрь
6 Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий. По мере поступления
7 Обеспечение сохранности фонда: рейды по проверке учебников 1 раз в четверть
3.Справочно-библиографическая работа.
№ Содержание работы Срок исполнения
1 Пополнение и редактирование алфавитного каталога, картотеки статей. В течение года
2 Ведение электронного каталога. В течение года
4. Индивидуальная работа
№ Содержание работы Срок исполнения
1 Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей, обслуживание их на абонементе. В течение года
2 Обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей. В течение года
3 Рекомендательные беседы при выдаче книг. В течение года
4 Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку. В течение года
5. Работа с педагогическим коллективом.
№ Содержание работы Срок исполнения
1 Информирование учителей о новой учебной и учебно-методической литературе на МО. В течение года
2 Консультационно-информационная работа с педагогами В течение года
6. Профессиональное развитие работников библиотечно-информационного центра.
Ведение учетной документации
Анализ работы библиотеки за текущий учебный год.
План работы библиотеки на следующий учебный год.
Участие в городских и районных семинарах.
Совершенствование и освоение новых библиотечных технологий.
Самообразование: чтение журналов «Школьная библиотека», «Библиотека в школе». Приказы, письма, инструкции о библиотечном деле. Использование электронных носителей.
Взаимодействие с библиотеками города.
7. Массовая работа с читателями.
№ п/п Мероприятие Срок проведения
Заочные экскурсии по литературным местам России. Сентябрь - ноябрь
Выставка детских иллюстраций к художественным произведениям, прочитанным летом. Сентябрь
Оформление и обзор книжной выставки «Книги – юбиляры 2015 года». Сентябрь
Зачем нужны книги: беседа-диалог.
Как правильно выбирать и читать книги: беседа-совет. Сентябрь
«Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться»: беседа-диалог.
Болезни книг и их лечение: беседа и практическое занятие. Сентябрь
«Надо только любить жизнь» (к 145-летию А. И. Куприна) Сентябрь
Краеведческая викторина «Наш любимый Ленинский район», посвященная 70-летию Ленинского района. Октябрь
"Знакомый ваш Сергей Есенин" (120 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина) Октябрь
Библиотечный урок: «Наша школьная библиотека», посвященный международному дню школьных библиотек. 26 октябрь
«Про луковые слёзы и про весёлый смех,
которого, конечно же, хватит на всех!» (95 лет со дня рождения итальянского писателя ДжанниРодари) Октябрь
Библиотечный урок, посвященный Дню народного единства «Всем нам в единстве, в дружбе жить, в Россию верить и любить!». Ноябрь
«Красное коромысло над рекой повисло» - праздник русской загадки. Ноябрь
Урок доброты по произведению Троепольского «Белый Бим – черное Ухо». Ноябрь
Беседа: «Государственная символика «Россия – Родина моя!!!» (ко дню Конституции) Декабрь
«Рождественская сказка». Игра-викторина по русским сказкам – 5-6 кл. Декабрь
Оформление и обзор книжной выставки «Книги – юбиляры 2016 года». Январь
Викторина «В гостях у русской народной сказки» Январь
Посвящение в читатели «Библиотека, книжка, я — вместе верные друзья» - для 1 класса. Январь
Беседа «Жизнь и судьба солдата» Февраль
Выставка литературы в школьной библиотеке, посвященная Дню памяти воинов-интернационалистов «Они не выбирали войну» Февраль
Книжная выставка «Милая, добрая, нежная…», посвященной к 8 марта. Март
Библиотечный урок «Знаменитые женщины России». Март
Книжкина неделя: Игра «Кто хочет стать сказочником». Апрель
Книжкина неделя: Литературная игра «Угадай героя». Апрель
Книжкина неделя: Игра-загадка по сказкам Г.Х. Андерсена. Апрель
«Знакомые просторы космоса» - урок, посвященный Дню космонавтики. Апрель
«Дружба начинается с улыбки». Библиотечные часы доброты. Апрель
Акция «Читаем книги о войне». Май
Выставка литературы «Ах, война, что ж ты сделала!» Май
8. Писатели - юбиляры
7 сентября – 145 лет со дня рождения русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870-1938)
3 октября – 120 лет со дня рождения русского поэта Сергея Есенина (1895-1925)
7 октября – 100 лет со дня рождения русской поэтессы Маргариты Алигер (1915 – 1992)
16 октября – 105 лет со дня рождения русской писательницы Лии Борисовны Гераскиной (1910-2010)
22 октября – 145 лет со дня рождения русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1953) Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953).
23 октября – 95 лет со дня рождения итальянского писателя ДжанниРодари (1920-1980).
22 октября – 90 лет русскому писателю, кинодраматургу Владимиру Карповичу Железникову (р. 1925).
26 октября – Международный день школьных библиотек
30 октября – 95 лет со дня рождения русского писателя Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920-1993).
28 ноября – 135 лет со дня рождения русского поэта Александра Александровича Блока (1880-1921).
28 ноября – 100 лет со дня рождения русского поэта, писателя Константина (Кирилла) Михайловича Симонова (1915-1979).
28 ноября – 110 лет со дня рождения русского писателя Гавриила Николаевича Троепольского (1905-1995).
30 ноября – 180 лет со дня рождения американского писателя Марка Твена (н. и. СэмюэлЛенгхорнКлеменс) (1835-1910).
5 декабря – 195 лет со дня рождения русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета (н.ф. Шеншин) (1820-1892).
30 декабря – 150 лет со дня рождения английского писателя Редьярда Киплинга(1865 - 1936)
12 января – 140 лет со дня рождения американского писателя Джека Лондона (н. и. Джон ГриффитЧейни) (1876-1916).
12 января – 140 лет со дня рождения американского писателя Джека Лондона (н. и. Джон ГриффитЧейни) (1876-1916).
27 января – 190 лет со дня рождения русского писателя, публициста, критика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (н. ф. Салтыков) (1826-1889).
15 [27] января –125 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, критика, переводчика Осипа Эмильевича Мандельштама (1891–1938)
5 февраля – 180 лет со дня рождения русского литературного критика, публициста Николая Александровича Добролюбова (1836-1861).
16 февраля – 185 лет со дня рождения русского писателя Николая Семёновича Лескова (1831-1895).
17 февраля – 110 лет со дня рождения русской поэтессы Агнии Львовны Барто (1906-1981)
15 апреля– 130 лет со дня рождения русского поэта Николая Степановича Гумилева (1886-1921).
15 апреля – 90 лет со дня рождения русской поэтессы Эммы ЭфраимовныМошковской (1926-1981).
6 апреля –175 лет со дня рождения русского поэтаИвана Захаровича Сурикова (1841–1880)
15 мая – 125 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940).
9. Книги - юбиляры
2015год
225 лет Радищев А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790)
215 лет«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы XII в. (Впервые опубликован в 1800 г.)
195 лет Пушкин А.С. «Руслан и Людмила» (1820)
190 лет Пушкин А.С. «Борис Годунов» (1825)
185 лет Пушкин А.С. «Маленькие трагедии» (1830); «Моцарт и Сальери» (1830); «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830)
115 лет - Чехов А.П. «Три сестры» (1900)
90 лет – ШолоховМ.А. «Нахаленок» (1925)
2016 год
235 лет Фонвизин Д. И. «Недоросль» (1781)
185 лет Гоголь Н. В. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831), Грибоедов А. С. «Горе от ума» (1831)
180 лет Гоголь Н. В. «Ревизор» (1836), Пушки А. С. «Капитанская дочка» (1836)
135 лет Лесков Н. С. «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» (1881)
70 лет Полевой Б. Н. «Повесть о настоящем человеке» (1946)
290 лет – «Путешествия Гулливера»(1726) Джонатана Свифта
225 лет -«Приключения барона Мюнхгаузена» (1791) Р.Э. Распэ195 лет – «Кавказский пленник» (1821) А.С. Пушкина
185 лет –«Горе от ума» (1831)А.С.Грибоедова185 лет – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князеГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831)А.С. Пушкина
175 лет –«Мороз Иванович» (1841) В.Ф.Одоевского
155 лет – «Крестьянские дети» (1861) Н.А. Некрасова
150 лет – «Преступление и наказание» (1866) Ф.М. Достоевского
140 лет – «Кому на Руси жить хорошо» (1876) Н.А. Некрасова
140 лет – «Приключения Тома Сойера» (1876)М. Твена
135 лет –«Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» (1881)Н.С. Лескова
130 лет – «Сказки» (1886)М.Е. Салтыкова-Щедрина
90 лет – «Федорино горе», «Чудо-дерево”, «Путаница», «Телефон» (1926)К. И. Чуковского
95 лет «Алые паруса» АлександраГрина (1921)
90 лет –«Бегущая по волнам» (1926) Александра Грина
90 лет –«Винни-Пух» (1926) А. Милна85 лет –«Донские рассказы» – вошло в сборник 25 рассказов (1926)М.А. Шолохова
65 лет – «Витя Малеев в школе и дома» (1951)Н.Н. Носова
65 лет – «Приключения Чиполлино» (1951) Дж. Родари40 лет – «Прощаниес Матерой» (1976) В.Г. Распутина
40 лет – «Белый Бим чёрное ухо» (1976) Г.Н. Троепольского40 лет – «Царь-рыба» (1976)В.П. Астафьева
45 лет –трилогия о Незнайке (1971) Н.Н. Носова
10. Список рекомендованных уроков информационной грамотности
Вводная беседа «Чудесная страна – библиотека» (1 класс).
Как человек научился писать (2класс).
История создания книги: виртуальная экскурсия (3-4классы).
Зачем нужны книги: беседа-диалог (2-4классы).
Как правильно выбирать и читать книги: беседа-совет (2-5классы).
«Сказки дедушки Корнея»: беседа-диалог (1-4 классы).
«Словесные» игрушки: путешествие по малым формам русского фольклора (4-5классы).
«Гардероб» для книги — элементы книги: беседа (2-4классы).
Как правильно обернуть книгу: практическое занятие (2-4классы).
«Библиотека, книжка, я — вместе верные друзья»: посвящение в читатели (1 класс).
«Поэзия доброты»: виртуальное путешествие по творчеству А. Л. Барто (1-3классы).
«Кто рисует ваши книги». Художественное оформление книги. Иллюстрации (2-4классы).
«Давайте знакомиться – ВиталийБианки»: игра-путешествие по произведениям В. Бианки (3-5классы).
«Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться»: беседа-диалог (1-4классы).
Болезни книг и их лечение: беседа (2-5классы).
Ремонт поврежденных книг, устранение простейших дефектов: беседа (2-5классы).
«Кутерьма в стране зверья»: игра-путешествие по книгам Б. Житкова (3-4клаасы).
«Разноцветные книги Маршака»: игра-путешествие (2-4классы).
Периодические издания для детей: журнальное путешествие (2-5классы).
«Загадочный мир сказки»: беседа, викторина (4-5классы).
Твои первые энциклопедии, словари, справочники: беседа (3-7классы).
«Хвостатые секреты»: игра-угадайка по рассказам Е. Чарушина (2-4 классы).
Как написать отзыв на книгу: советы библиотекаря (5-6классы.).
История русского алфавита (4-6классы)
«Самый весёлый писатель на свете»: игра-викторина по произведениям Н.Носова (3-5классы).
«В гостях у В. Драгунского»: громкие чтения произведений В. Драгунского (4-6классы)«Крокодил Гена и его друзья»: конкурсная программа по произведениям Э. Успенского (3-5классы)
Мир словарей (7-8классы)
Периодические издания для подростков. Критерии отбора информации (8 класс)
Таинственная Сеть. Безопасный Интернет. (9 класс).