Мастер-класс Методика составления и использования кроссвордов по физике
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Часцовская средняя общеобразовательная школа
Мастер- класс
«Методика использования и технология
составления кроссвордов по физике»
Выполнила
Борискина Алина Равильевна
учитель физики
высшая квалификационная
категория
2012 год
ВВЕДЕНИЕ
Мой опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую.
Важнейшая проблема, волнующая учителей сегодня, - повышение эффективности урока.
Конечно, урок требует холодной рассудительности и бесстрастной строгости, но, все же, привкус романтики необходим, как атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску, творчеству.
Поэтому многие учителя, а именно творчески работающие, ищут разные способы оживления урока.
Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными.
Никто не требует отмены традиционных уроков как основной формы обучения и воспитании учащихся. Речь идет о придании тому или иному виду деятельности оригинальных, нестандартных приемов, активизирующих учащихся на уроках, повышающих интерес к знаниям, развивающих детей с учетом их возраста и способностей.
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, так и направленность на эту деятельность.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Применительно к процессу обучения наиболее важным является познавательный интерес.
Анализ дидактической и психолого-педагогической литературы показал, что разработок, позволяющих мотивировать учебную деятельность учащихся и развивать их интерес посредствам занимательных материалов, крайне мало. Проблема заинтересованности учеников в изучении физики была и остаётся актуальной в современной школе. Даже если и встречается такого рода материал, то он не систематизирован, по различным источникам. Поэтому я попытались подобрать и объединить все уже имеющиеся в литературе занимательные материалы и разработать дополнительные элементы занимательности, как систему средств мотивации учебной деятельности учащихся в процессе обучения (цель).
В центре моего внимания были занимательные материалы: кроссворды, занимательные задачи, ребусы, элементы устного народного творчества: загадки, пословицы и поговорки, физика в художественной литературе, игры, которые можно использовать при изучении физики.
Можно предположить, что материалы моей работы будут способствовать формированию положительных мотивов учения и повышению уровня заинтересованности учащихся.
Новизной моей работы является использование различных занимательных материалов по физике как педагогических средств мотивации учебной деятельности школьников в процессе изучения темы, а также разработка и создание интересных игр, ребусов, сказок, кроссвордов, задач по теме, не встречающихся в другой литературе.
Использование решения кроссвордов по своей сути не отличается от тестирования, проводимого с помощью тестов открытой или закрытой формы, вследствие чего оно также имеет право на применение в учебном процессе. Если тест открытой формы это совокупность заданий (вопросов), на которые не предлагается вариантов ответов, в тестах закрытой формы предлагаются вопрос и варианты ответа к нему, то наличие вопросов в кроссворде, на которые следует дать ответ, сближает кроссворды с тестами открытой формы, а наличие подсказки (буквы на пересечении слов) с тестами закрытой формы. Но если в тестах подсказка дана в явном виде (перечислены возможные ответы на поставленный вопрос), то в кроссвордах это скрытая подсказка, которую еще следует добыть, ведь она появляется не сразу, а только после ответа ученика на какой-либо из вопросов. При таком подходе, решая кроссворды, ученик в первую очередь развивает мышление, а, испытывая затруднения, обращается к памяти. Для снижения вероятности угадывания ответов количество пересечений слов в зависимости от целей проверки может корректироваться учителем.
Основное достоинство применения кроссвордов как способа проверки – это занимательность и соревновательность, через которые обучаемые могут оценить собственные знания по достаточно широкому кругу вопросов, а у учителя имеется возможность оценить работу каждого ученика. Решение кроссвордов это лишь один из немногих способов проверки и он не должен превалировать над другими способами. Для успешного достижения целей проверки следует разумно сочетать различные способы. Использование электронных кроссвордов на уроке активизирует деятельность учащихся, позволяет эффективно проверить уровень усвоения изучаемой темы.
Ребусы и кроссворды можно решать на факультативных занятиях, а также на уроке при объяснении нового материала, при повторении и работе со слабыми учащимися, в конце занятия, чтобы снять усталость. Хорошо это сопроводить беседой о происхождении того или иного физического явления, величины, о том, где они используются, о приборах и инструментах, показать эти приборы и инструменты. Составление ребусов и кроссвордов, посвященных конкретным разделам и темам физики, можно давать учащимся в качестве домашнего задания.
Некоторые люди считают кроссворды и ребусы скучными и однообразными. Но эти известные средства мотивации учебной деятельности учащихся бывают самые различные.
В своей работе я использую и японский кроссворд. Основным отличием японского кроссворда от обыкновенного является, то, что в нем загадан рисунок, а не слова. Этот недавно появившийся кроссворд уже успел приобрести своих поклонников, как среди взрослых, так и детей.
Также в разработке был составлен кроссворд, по основным понятиям темы «Кинематика». В кроссворде дана сетка с уже вписанными в нее словами. Ученики должны придумать вопросы к ним. Эти кроссворды даются учащимся как домашние задания, для развития творческих способностей, логического мышления, для работы со справочной литературой и получения дополнительной оценки, что в последствие формирует познавательный интерес школьников к физике и мотивирует их учебную деятельность.
Для развития памяти и внимания разработан венгерский кроссворд, сокращенно венворд: в сетке, имеющей форму квадрата, написаны буквы. Ученики должны найти спрятанные там слова и охарактеризовать каждое из них.
По результатам эксперимента можно сделать вывод: использование занимательных материалов на уроках физики повышает у учащихся интерес к предмету, мотивирует их учебную деятельность, что способствует продуктивности учебного процесса.
Существует много видовкроссвордов, а так же не безгранична учительская фантазия. Но успешное применение их зависит как от ряда действий учителя, так и ученика.
Главное заключается в том, что ученики вовлечены, их работоспособность максимальная, результативность урока возрастает.
Историческая справка
Кроссворд (англ. Crossword пересечение слов) (Крестословица) самая распространённая в мире игра со словами.
Кроссворды стали популярны в начале XX века. Есть несколько версий того, где и когда они были изобретены, возможно, это произошло ещё в XIX веке. На звание родины кроссвордов претендуют Великобритания, США и ЮАР.
По некоторым данным, первый кроссворд был напечатан в США в журнале "Св.Николас" в 1875 году.
Задолго до появления кроссвордов существовали различные буквенные головоломки, в которых применялся способ пересечения слов; например, при раскопках Помпеи найдено подобие современного кроссворда, которое датируется 79 г. н.э., т.е. головоломка была создана еще до извержения Везувия, уничтожившего город. Относительно возникновения кроссвордов существует несколько версий. Англичане считают, что первые кроссворды появились в конце XIX в. в лондонской газете «Тайме»; их автор Майкл Дэвис.
Согласно другой версии, в начале века южноафриканец Виктор Орвилл, осужденный за автомобильную катастрофу, в тюрьме придумал игру, которую назвал «туда-сюда». Спустя некоторое время она попала в редакцию крупной газеты в Кейптауне, редактор которой отнесся к новинке скептически. Однажды он показал ее своим гостям: «Вот, мол, чем приходится заниматься», но гости неожиданно для него весь вечер увлеченно решали кроссворд, что и подвигло его на публикацию.
Третья, наиболее достоверная версия приписывает авторство первого кроссворда английскому журналисту Артуру Уинну (Винну), эмигрировавшему в США. Его кроссворд был опубликован 21 декабря 1913 г. в воскресном приложении к газете «Нью-Йорк уорд».
Считается, что первым составителем тематических кроссвордов был англичанин Эдварде Мазере. Первый в истории сборник кроссвордов выпущен в 1924 г. в США; он содержал 50 кроссвордов и при тираже 750 тыс. экземпляров разошелся очень быстро. С него началось триумфальное шествие кроссвордов по нашей планете.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРОССВОРДОВ
В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
Общие рекомендации.
Дидактическая (обучающая, познавательная) игра (в том числе кроссворд) содержит игровую и учебную задачи. Первую обучаемый решает по условию этой игры (разгадывание или составление кроссворда); вторую ставит перед ним (не явно, а через содержание игры) учитель, она направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.
Таким образом, нужно четко представлять, с какой дидактической целью используется данный кроссворд, какие знания могут быть закреплены с его помощью, систематизированы, выявлены у учащихся, какие умения сформированы и проверены.
Как правило, решение кроссвордов эффективно после изучения очередного раздела курса физики и при обобщении учебного материала крупных разделов или всего курса в конце учебного года. Включая школьников в эту интеллектуальную игру, учитель в нетрадиционной (а значит, более интересной для учащихся) форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.
Показателем успешности овладения учебным материалом при решении того или иного кроссворда может служить коэффициент усвоения К, который принимается равным отношению числа М (правильно отгаданных учащимися слов) к общему числу N слов в кроссворде, т.е. К= M/N. В качестве критического значения коэффициента усвоения, отделяющего удовлетворительные знания и умения от неудовлетворительных, можно считать К = 0,7. Коэффициент усвоения определяет оценку, которую ученик получает за свою работу. Учитель может пользоваться при этом следующим ориентировочным соотношением:
оценка «5» ставится при К > 0,9;
оценка «4» 0,8< K = 0,9;
оценка «3» 0,7< K = 0,8.
Если K< 0,7, положительную оценку выставлять нельзя (конечно, указанные пределы значений коэффициента усвоения условны, но, тем не менее, они более «диагностичны», чем интуитивная «экспертиза» решения).
Предъявляя ученикам учебный кроссворд по физике, нужно иметь в виду следующее. При его решении учитель достигнет поставленной учебной цели (формирование, уточнение и систематизация определенного круга понятий и знаний, развитие интеллекта и физического мышления учащихся, воспитание у них определенных качеств личности) и наиболее достоверно определит (проверит) уровень усвоения учебного материала, если будет соблюден ряд условий:
1) заранее проверена доступность кроссворда, т.е. учтены возрастные особенности учащихся, их подготовка по физике, требования школьной программы (если ученики не обладают необходимой для решения кроссворда широтой знаний, можно заранее сообщить им некоторые трудные и вряд ли известные термины);
2) наличествуют объективные стимулы (мотивы), побуждающие учащихся работать на наилучший конечный результат (полное отгадывание кроссворда);
3) создана на уроке обстановка естественной игровой ситуации;
4) обеспечены при работе с кроссвордами только положительные эмоции учеников, т.е. веселое настроение и удовлетворение от удачного ответа;
5) в ход решения внесен элемент состязания между учащимися (это существенно активизирует познавательную деятельность);
6) предусмотрено обсуждение ответов на вопросы кроссворда, их уточнение, а в случае расхождения мнений проведение дискуссий.
Чтобы у ребят не пропадал интерес к решению кроссвордов, надо разнообразить их содержание и форму предъявления: часть из них давать индивидуально (в этом случае оценке подлежат успехи отдельного ученика), а часть коллективу (оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал наибольшее число слов, т.е. у кого коэффициент усвоения максимальный); некоторые кроссворды можно отгадывать всем классом, учитывая активность, «находчивость» и эрудицию каждого и выставляя лишь хорошие отметки наиболее «удачливым».
Оценка решения кроссворда.
Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной физики, обычно состоят из 2535 слов, а итоговые из 3550 слов. Согласно действующей (практически четырех балльной) системе оценки знаний, при решении тематических кроссвордов можно пользоваться еще такой шкалой (табл. 1):
Таблица 1.
Оценка
Число отгаданных слов
«5»
30
«4»
20-29
«3»
15-19
«2»
Менее 15
А при решении итоговых кроссвордов такой шкалой (табл. 2):
Таблица 2.
Оценка
Число отгаданных слов
«5»
40
«4»
30-39
«3»
20-29
«2»
Менее 20
Как правило, все учебные кроссворды решаются по памяти, и само указание учителя на то, что учащиеся справились с заданием без помощи справочной литературы, служит хорошим психологическим стимулом для них.
Если снабдить кроссворд количественными показателями для оценки уровня эрудиции, то получится принципиально новый тип игры тест-кроссворд, позволяющий оценить общую подготовку ученика по физике, широту его кругозора в этой области знаний.
Первый тест-кроссворд был напечатан 4 дек. 1986 г. в газете «Вечерний Ленинград». Идеи его составления использованы нами для определения уровня эрудиции школьников по физике. Например, в той публикации уровень эрудиции решающего тест-кроссворд устанавливается примерно так: если в кроссворде 3435 вопросов и правильно определены 2530 слов, то это средний уровень, если же более 30 слов, то высокий. Чтобы судить об уровне эрудиции учащихся в области физики, нами составлена «шкала» показателей, представленная в табл. 3. (Разумеется, она не претендует на «истину в последней инстанции».)
Таблица 3.
Процент отгаданных слов
Оценка результата
Рекомендации
ученику
До 40
Слабый уровень, свидетельствующий об ограниченном круге интересов
По возможности больше времени уделите не только проработке школьного материала учебника, но и чтению научно-популярной литературы, тренировке памяти
40-70
Посредственный результат, круг знаний в области естественно-математических наук и техники мал.
Чтение Вами учебника и научно-популярной литературы носит поверхностный характер. Вам необходимо больше уделять внимания изучению физики, выяснению смысла физических понятий и законов.
70-80
Хороший результат, свидетельствующий об интересе к физике и технике, умении концентрировать свое внимание на отдельных вопросах.
Желательно, чтобы вы читали больше научно-популярной литературы, выступали с сообщениями перед одноклассниками
80-90
Отличный результат, говорящий не только о хорошей памяти, но и о большой любознательности, умении мыслить абстрактными категориями, высоком уровне интеллектуального развития.
Вам следует не снижать требований к своим знаниям и тренировать ум.
Более 90
Высокий результат, свидетельствующий о широкой общей эрудиции, разносторонних и глубоких познаниях, пытливом уме, хорошо натренированной и редкой памяти.
Совет один: «Так держать!»
Составление кроссвордов учащимися.
Это весьма полезный вид самостоятельной работы учащихся. Особенно целесообразно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий.
В VII классе, когда только начинается изучение физики, я практикую использование преимущественно готовых кроссвордов (составленных учителем). Эффективность и результативность решения кроссвордов, предлагаемых ученикам, я оцениваю по двум показателям: а) времени, которое необходимо учащимся для отгадывания кроссворда; б) числу ошибок, допущенных ими в процессе решения (последний показатель побуждает составителя выяснить причины неверных ответов и, если нужно, уточнить формулировки вопросов).
Начиная с конца VII класса предлагаю учащимся самим составлять кроссворды, причем сначала дома, а затем и на уроках, иногда посвящая этому отдельные занятия взамен решения задач. Составляют кроссворды ученики или индивидуально, или в группе по 5-6 человек так, что постепенно сложность заданий им возрастает. Мною апробированы такие задания на составление тематических кроссвордов:
Дается набор терминов и слов по конкретной теме курса физики и сетка. Ее нужно пронумеровать, отобрать подходящие по горизонтали и вертикали слова и составить вопросы к ним (чаще всего это индивидуальное задание).
Сообщается только перечень терминов и слов по теме. Требуется сконструировать сетку, пронумеровать ее, расставить слова, сформулировать вопросы (как правило, это задание группе).
Называется только тема курса физики, все остальное учащиеся делают сами (задание выполняется группами или индивидуально в качестве домашнего).
Первостепенное внимание уделяется при этом формулировке вопросов. Проблема постановки вопроса это проблема развития высококачественного мышления. Ее решение я вижу в точности любых вопросов, задаваемых учителем, и в его умении вызвать у учащихся в процессе обучения потребность четко формулировать то, что они хотели бы узнать.
Прежде всего, вспоминаем те вопросы, которые задавались при изучении материала темы и его обобщении. Ведь хороший вопрос помогает совершенно по-новому видеть суть изученного и искать ответ путями, о которых раньше никто и не думал. А главное он свидетельствует о понимании учебного материала: если учащийся смутно представляет себе физическое явление или ту или иную закономерность, то он не в состоянии правильно поставить вопрос о происходящих процессах. (Не менее типичен случай, когда ученик, формально правильно описывающий физическое явление, не может верно ответить на вопрос кроссворда, требующий всестороннего и глубокого осмысления этого явления.) Поэтому анализ составленных учащимися кроссвордов я провожу по таким критериям:
а) количество вопросов;
б) их качество.
Количество вопросов оценивается не по абсолютному их числу, а по числу смысловых элементов, с которыми они связаны. Качество вопросов определяется характером мыслительных операций, которые необходимы для конструирования ответа.
С учетом последнего можно выделить такие типы вопросов:
1. Указывающие на сущность понятия, на характерные признаки явления (например: график зависимости давления равновесной термодинамической системы от ее объема). Такие вопросы активизируют работу памяти, стимулируют к повторению того, что усвоено при изучении конкретной темы.
2. Содержащие указания на причины явления, на установление причинных связей (например: теория электромагнитного поля, осуществляющего взаимодействие между электрическими зарядами). Подобного рода вопросы предполагают установление связей между физическими явлениями, величинами, выделение в изучаемой теме узловых моментов, определенной систематизации знаний, т.е. переосмысления полученной информации.
3. Акцентирующие внимание на причинно-следственных связях между явлениями, изучаемыми в разных темах (разделах) курса физики (например: единая мера различных форм движения и взаимодействия всех видов материи). Подобные вопросы требуют обобщения, проведения аналогий, выдвижения гипотез и т.п.; они побуждают к установлению многогранных связей всего изученного материала, анализ усвоенных знаний под новым углом зрения.
4. Выражающие межпредметные связи (например: фундаментальное физическое понятие, широко используемое в современной биологии).
5. Выявляющие умение учащихся применять физические закономерности и теории в нестандартных ситуациях (например: теория, на основе которой можно вывести законы электролиза Фарадея).
Особый «класс» (6-й) составляют ошибочные вопросы (например: какая сила служит причиной равномерного движения фотона?).
В табл. 4 представлен результат анализа вопросов, включенных учащимися в самостоятельно составленные кроссворды. Как видно, число вопросов типа 25, свидетельствующих о качественном усвоении учебного материала, не велико; их, как правило, формулируют хорошо успевающие учащиеся (интеллектуалы и эрудиты).
Таблица 4.
Тип вопроса
Абсолютное число
%
1
348
69,6
2
62
12.4
3
36
7.2
4
24
4.8
5
18
3.6
6
12
2.4
Тот факт, что вопросов типа 1 много (69,6%), свидетельствует о недостаточно хорошей подготовке учащихся, отсутствии у них умения самостоятельно осмысливать изученное, их стремлении лишь «запомнить содержание». Он должен восприниматься учителем как сигнал о необходимости совершенствовать методику организации и проведения уроков (с целью активизации мыслительной деятельности учащихся).
В заключение заметим, что составленные учениками кроссворды должны «работать» (их можно предлагать одноклассникам или ученикам параллельного класса, а также в зависимости от содержания и числа слов младшим школьникам или старшим для повторения, включать в программу физических турниров и т.п.), а их авторов надо извещать об общественной пользе их труда (это приносит им удовлетворение и служит дополнительным моральным стимулом).
Кроме того, учитывая сложность работы (особенно составления «правильных» симметричных кроссвордов), следует высоко оценивать успехи ребят и обязательно поощрять.
РАЗНОВИДНОСТИ КРОССВОРДОВ:
Сканворд
Линейный сканворд
Круговой сканворд
Одни согласные
Слоговый сканворд
Антисканворд
Антикроссворд
Японский кроссворд
Венгерский кроссворд
Американский кроссворд
Эстонский кроссворд
Антиэстонский кроссворд
Ключворд
Звёздочка
Октогон
Гексагон
Дуаль
Мозайка
Филворд
Числовой филворд
Криптоман
Числовой кроссворд
Числовой антикроссворд
Какуро
Анаграммное домино
Анаграмный кроссворд
Коврик
Улитка
Чайнворд
Диагональ
Эрудит-лото
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игры и разнообразные занимательные задания очень хорошо уживаются с “серьезным” учением, включение их в урок делает процесс обучения интенсивным и насыщенным, создает у детей рабочий настрой, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, потому что создана соответствующая мотивация. В большинстве случаев, ученик стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к физике, как к учебному предмету. Каждому педагогу необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, осознали и испытали притягательные стороны физики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Подводя итоги вышесказанного, можно отметить, что учительская профессия одна из немногих, которая не терпит застоя, однообразия, бездеятельности: «То, что мы делаем, меняет нас больше, чем то, что делают с нами» (Ш. П. Гилман).
15