Использование наследия великого просветителя, педагога Ризаэтдина Фахретдинова в учебно-воспитательном процессе
Обобщение опыта Из опыта работы учителя татарского языка и литературыМОУ «Асекеевская СОШ» Аталыковой Назимы Мирсаетовны Тема опыта: Использование наследия великого просветителя, педагога Ризаэтдина Фахретдинова в учебно-воспитательном процессе Ризаэтдин Фахретдинов – писатель и педагог, историк и просветитель, религиозный философ и общественный деятель Просветитель, учёный, муфтий… Ризаэтдин Фахретдинов (1859-1936) является одним из крупнейших представителей мусульманской общественно- политической элиты и культуры конца 19 – начала 20 вв. Как просветитель, богослов и религиозный деятель, учёный и писатель он оставил богатейшее творческое наследие последующим поколениям, внёс выдающийся вклад в прогрессивную общественную мысль Урало-Поволжья. Он оставил значительное научное наследие, которое составляет свыше ста томов, большая часть наследия осталась неизданной. Около 40 томов рукописных сочинений и материалов учёного ныне хранятся в институте истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук. Цель: формирование этнического самосознания учащихся и родителей в процессе применения наследия Р.Фахретдинова Задачи: - использовать более углубленно наследие Ризы Фахретдинова на уроках татарского языка и литературы; - дать общие представление об основных мировоззренческих (религиозных, исторических, нравственных и др.) категориях, воплотившихся в самобытном творчестве Р.Фахретдинова; - сформировать этническое самосознание учащихся и родителей Проблема «Привитие любви к родному татарскому языку и обогащение словарного запаса учащихся» (на уроках, посвящённых изучению наследия великого просветителя, педагога Ризаэтдина Фахретдина в учебно - воспитательном процессе) Условия возникновения проблемы, становления опыта Современный, достаточно сложный этап развития общества, когда происходит переоценка ценностей, когда ребёнок живёт в мире соблазнов, когда обычно заботы по достижению достатка вытесняют заботы духовного ряда, наиболее актуально становится воспитание в детях нравственных качеств. Обучение детей родному языку является одной из возможностей воспитания в ребёнке положительных качеств. Ведь обучаясь речи, преданной ему от рождения, её живым оборотам, её поговоркам и пословицам, приобщаясь к фольклору, искусству и литературе своего народа, ребёнок впитывает общую весть о Добре и Зле, получает моральный закон, то есть Совесть. «Совесть ребёнок получает не с молоком матери, а с языком матери» (С.Соловейчик) Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса Многие разрушительные процессы в национальной психологии называют деградацией национального характера. Сегодня явно недостаёт как настоящих Мужчин, так и настоящих Женщин. Причины сложной демографической ситуации в стране – отход от традиционной модели воспитания. Времена тотального атеизма ушли в историю, и религия как важнейший фактор высокой нравственности играет всё более возрастающую роль. В этой связи актуальным становится обращение к наследию Р.Фахретдинова, который внёс крупный вклад в развитие этнического самосознания народа. Теоретическая база опыта Статьи и произведения Г. Тукая, М. Джалиля, К. Насири, Г. Баширова, М. Гафури, Х. Туфана, А. Каргалы, Г.Салихова, Р. Фахретдинова и других деятелей мусульманской культуры, в которых рассматривались вопросы формирования этнического самосознания народа Новизна опыта Коммуникативно-развивающая методика, построенная на блочной системе планирования по интенсивному обучению языку в общеобразовательных школах, где основная масса детей не владеет родным татарским языком, создаёт условия для духовного роста и воспитания, приобщения к истории, культуре родного народа учащихся. Обращение к наследию Р.Фахретдинова как к источнику духовного и нравственного самосознания Технология опыта Интерактивные формы обучения, основанные на коммуникативно-развивающей методике: ролевые игры, организация и проведение семейных и народных праздников, выражающих национальный колорит с активным участием родителей обучающихся, их бабушек, дедушек, старших родственников Результативность - Овладение основами культуры и этнического самосознания, обретёнными в процессе изучения родного татарского языка; - сформированный интерес к творчеству и личности Р.Фахретдинова Адресная направленность опыта - Педагоги средней и начальной школы; - воспитатели ДОУ; - родители; - учащиеся и т.д. При каких условиях используется данный опыт Организация воспитательной среды, способствующей формированию духовного и нравственного самосознания личности обучающегося