Роль педагога в современном образовательном процессе
Педагогический совет«Роль педагога в современном воспитательном процессе» Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 1 пгт Каа-Хем Саая Элиза Васильевна
Цели и задачи: Ознакомить членов педагогического коллектива с особенностями современного воспитательного процесса; Выявить возможности развития воспитательного процесса и поиск новых путей, средств для дальнейшего совершенствования воспитания обучающихся;Разработать проекты по проблемам воспитательной системы школы
План Педсовета:1. Вступительное слово (5 мин) Директор Куулар Е.Т.2. Теоретическая часть. Доклад « Роль педагога в современном воспитательном процессе» (20 мин) Зам.директора по ВР Саая Э.В.3. Практическая часть. Групповая работа (10 мин)4. Защита проектов (по 2-3 мин)5. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин)6. Решение Педсовета.
Группы результатов работы школы.1 . Социально и личностно значимые образовательные результаты2. Качество жизни участников образовательного процесса.3. Развитие профессионализма и личности учителя.4. Качество коллектива школы, развитие его ценностно- ориентированного единства, сплоченности, совместимости, организованности и т п.5. Устремления в области социальных вкладов образовательного учреждения и последствий его жизнедеятельности для социума.6. Качество школы как целостности организации.
Главная цель воспитательной работы современной школы - помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей, т.е. помочь самоактуализации личности растущего человека
В сфере личностного развития воспитание должно обеспечитьпринятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности
Результаты анкеты«Классный руководитель глазами воспитанников»
С каким настроением ты идешь в школу?
Как часто бывают у тебя неприятности в школе?
От кого чаще всего исходят неприятности?
Как часто у тебя бывают конфликты с классным руководителем?
Какую роль исполняет в классе твой классный руководитель?
Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?
Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя?
Ты считаешь, что твой класс:
Воспитание сегодня - это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивными сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть.
Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира.
Деятельностный подход – это организация воспитательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности воспитанника.
В центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с детьми. Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости конструирования и создания ситуаций воспитывающей деятельности
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации
Принципы деятельностного подхода.Принцип субъектности воспитания.Принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены.Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых.Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития.Принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности.
Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности.Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности.Принцип обязательной рефлективности всякой деятельности.Принцип активности ребёнка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребёнком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Золотые правила деятельностного подхода:подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса;веди ребёнка от собственного опыта к общественному;будь не «над», а «рядом»; радуйся вопросу, но отвечать не спеши; учи анализировать каждый этап работы;критикуя, стимулируй активность ребенка.
Предлагаемая структура занятия на основании деятельностного подхода :Создание проблемной ситуации -> Целевая установка -> Мотивирование к деятельности (надо, хочу, могу) > Проектирование решений проблемной ситуации -> Выполнение действий (заданий) - Анализ результатов деятельности> Подведение итогов.
Виды внеурочной деятельности в системно-деятельностном подходе
Системно – деятельностный подход в воспитании:Проектная деятельность.Деловые игры.Коллективные творческие дела.Самоуправление.
Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность. А.С.Макаренко
Учительство — это искусство, труд неменее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Д.С. Лихачев
Групповая работа1 группа. Проектная деятельность «70-летие Победы в Великой Отечественной войне» 2 группа. Деловые игры «Кем быть мечтаю, кем стать могу»3 группа. КТД «Благоустройство школы к 60-летию»4 группа. Самоуправление5 группа. Модель выпускника
Схема защиты проектовЦельЗадачиСодержаниеОжидаемые результатыФинансовое обеспечение
РефлексияСиний - «Я не удовлетворен (а) содержанием Педсовета»Зеленый – «Педсовет понравился. Узнал (а) много интересного и полезного» Розовый – «Буду применять полученные знания в своей работе»
Решение Педсовета:1. Провести семинар для классных руководителей по изучению нормативно-правовых документов и новых республиканских программ, регламентирующих воспитательную деятельность в школе;2. Провести семинар «Повышение учебной мотивации как средство профилактической работы с учащимся»3. Классным руководителям в течение четверти провести совещание с учителями-предметниками по проблемам своего класса и разработать пути решения проблем.4. Создать рабочие группы по проблемным вопросам воспитательной работы в школе