Роль и место самостоятельной подготовки суворовцев в образовательном процессе МсСВУ

Роль и место самостоятельной подготовки суворовцев в образовательном процессе МсСВУ. Использование современных педагогических технологий для повышения качества самостоятельной подготовки суворовцев.

Самостоятельная подготовка суворовцев является весьма важной составной частью процесса образования и воспитания в суворовском училище.
Самоподготовка – особая форма организации обучения, необходимая и неотъемлемая часть единого процесса обучения, представляющая собой самостоятельную учебную деятельность суворовцев под руководством воспитателя.
Основные цели и задачи самоподготовки:
Образовательные:
1. Закреплять, систематизировать и расширять знания суворовцев.
2. Тренировать суворовцев в практическом применении полученных знаний.
Развивающие:
1. Создавать условия для развития памяти, внимания, мышления, речи воспитанников.
2. Создавать условия для развития творческих способностей суворовцев.
3. Учить самостоятельно пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, искать информацию в Интернете.
Воспитательные:
1. Воспитывать самоконтроль, самоорганизованность, самостоятельность и прилежание, самодисциплину.
2. Прививать культуру умственного труда.
Основная задача воспитателя – организовать проведение самоподготовки таким образом, чтобы поставленные цели достигались с наибольшей эффективностью.

Для повышения качества самостоятельной подготовки суворовцев воспитателями нашего училища используются различные современные педагогические методики и технологии. Лично я в своей работе при организации самоподготовки использовала следующие современные технологии:
- технологии личностно-ориентированного обучения;
- технологию сотрудничества;
- групповые технологии, в том числе технологию работы в малых группах и технологию работы в парах;
- технологию разноуровневого обучения; - компьютерные (новые информационные) технологии обучения, в том числе технологии мультимедиа.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на технологии личностно-ориентированного обучения потому, что многие другие технологии (обучение в сотрудничестве, групповые технологии, разноуровневое обучение и др.), являясь разновидностями гуманно-личностных технологий, направлены на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Выдающийся психолог и педагог гуманистического направления Карл Роджерс в свое время совершил своеобразное открытие, установив, что критерии успешной психотерапии и успешной педагогической деятельности – одни и те же. Чтобы достигнуть успеха в видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, один из которых помогает другому измениться, усовершенствоваться, необходима, по мнению Роджерса, эмпатия, т.е.: сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принятие его таким, каков он есть без всяких предварительных условий. Именно так я понимаю для себя личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании и считаю его главным в нашей работе.
Видеть в каждом суворовце личность, индивидуальность; признавать самобытность и уникальность каждого суворовца; принимать его таким, какой он есть, и помогать ему становится лучше; уметь эмоционально откликаться на эмоции воспитанников, создавать благоприятный микроклимат в коллективе.
Каким образом следует реализовывать эту технологию в условиях самоподготовки?
Для начала следует понять и принять тот факт, что самоподготовка – это не урок, а самостоятельная активная деятельность самих суворовцев. И, исходя из этого, определить свою роль, как организатора этой деятельности, компетентного консультанта и помощника. Наши действия должны быть направлены не только, и не столько на контроль знаний и умений суворовцев, сколько на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь устранить трудности в познании и применении знаний (оказать индивидуальную помощь или договориться о дополнительном занятии с учителем-предметником, привлечь к решению проблемы, по мере необходимости, родителей, психолога, медиков и т.д.)
Тем не менее, поскольку выполнение заданий является самой важной целью самоподготовки, воспитателю зачастую приходится непосредственно управлять этим процессом.
Одной из особенностей личностно-ориентированного занятия является отказ от фронтальной работы как основной формы и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой деятельности. Я в своей практике, особенно при работе в средних классах, широко использовала эти виды работы. Немного остановлюсь на некоторых из них.
Технология работы в малых группах и технология работы в парах.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого суворовца в активную работу на самоподготовке создают групповые формы работы. Одной из наиболее популярных форм является работа в парах. Работу в парах в своем взводе я ввела сразу же, как пришла, т.е. в 6 классе. Сначала учила суворовцев работать в парах постоянного состава, а потом начала использовать и работу в парах переменного состава. Причем, работу в парах можно организовывать на любом этапе самоподготовки. Я расскажу, как использовала ее на этапе проверки знаний.
В средних классах для проверки устного домашнего задания (по истории, географии, обществознанию и др.) широко использовала взаимопроверку, причем проводила ее разными способами:
- в парах постоянного состава, когда два суворовца сдают материал друг другу, попеременно выступая то в роли ученика, то в роли учителя;
-в парах переменного состава, когда первый подготовившийся суворовец сдает материал воспитателю и сам становится проверяющим для следующего суворовца. Затем либо они уже вдвоем «работают учителями» (а потом втроем, вчетвером и т.д. (веер)), либо второй принимает у третьего, третий – у четвертого и т.д. (по цепочке);
- в малых группах (по 3-4 человека), когда суворовец, выступающий в роли ученика, сдает материал всей группе. И так все по очереди.
Моя же задача заключалась в том, чтобы организовывать и контролировать работу групп, направлять ее в нужное русло и, при необходимости, оказывать помощь.
Каковы преимущества такой работы? Во-первых, отрабатываются два очень важных умения, необходимых для успешной учебы: умение говорить и умение слушать. И еще одно не менее важное умение – умение работать в группе (прививается культура общения). Во-вторых, усвоение материала происходит гораздо более эффективно, потому что каждый суворовец успевает как минимум три раза проработать материал: 1) во время самостоятельной работы с ним; 2) «сдавая» материал своему товарищу, выступая в роли ученика; 3) «принимая» материал у своего товарища, будучи в роли учителя. В-третьих, сближаются коллективный и личные интересы: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам; каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей (ответственность суворовца-«учителя» за знания суворовца-«ученика»).
При парном обучении и работе в малых группах эффективно реализуются известные принципы педагогики «обучая  учусь» и «неотсроченное использование знаний».
Я полагаю, что работа во время самоподготовки в таком формате в немалой степени способствовала тому, что мой взвод считался на курсе «самым говорящим».
Минус такой работы в том, что она требует определенного времени.
Технология разноуровневого обучения. Одной из особенностей учебной работы в личностно-ориентированном подходе является ее разноплановая дифференциация. В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе: по их учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, интересам и т.д. В условиях большого объема учебной информации требовать от всех суворовцев усвоения материала на одинаковом (высоком) уровне практически невозможно. Тем более, что для многих из них он зачастую является недостижимым. Уровневая дифференциация позволяет так организовать работу, что суворовцы, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных уровнях (но не ниже уровня обязательных требований) и в различное время.
Преимущества этой технологии - исчезает проблема традиционной организации «усредненной» учебной деятельности, при которой слабым суворовцам не достает практики, не хватает времени на усвоение материала, а суворовцам с более высоким уровнем познавательной деятельности не хватает более сложных и интересных заданий, для них слишком низким оказывается темп образовательного процесса. При уровневой дифференциации каждый суворовец работает в меру своих сил и возможностей (это обеспечивает индивидуальная траектория развития).

Технология сотрудничества, которую я также применяю в своей работе, относится к гуманно-личностным технологиям и реализует принципы демократизма, равенства, партнерства в субъектных отношениях педагога и ребенка, в нашем случае, воспитателя и суворовцев. Я уверена, что все воспитатели нашего училища используют в своей работе эту технологию, и чем старше наши суворовцы, тем чаще мы ее используем. В том числе, и на самоподготовке. В процессе общения суворовцев с воспитателем в формате сотрудничества естественным образом прививаются и культура общения, и культуры умственного труда.
Ну и, конечно, самыми популярными технологиями и у нас, воспитателей, и у суворовцев, являются компьютерные (новые информационные) технологии обучения. Их также можно использовать на любом этапе самоподготовки, но при этом они имеют ряд несомненных преимуществ. Использования ИКТ на самоподготовке ведет к
- индивидуализации обучения;
- интенсификации самостоятельной работы суворовцев;
- существенному увеличению объема выполненных заданий, а также уменьшению времени на их выполнение;
- расширению источников информации при использовании Internet.
- повышению мотивации и познавательной активности суворовцев за счет разнообразия форм работы; процесс усвоения и закрепления материала становится более интересным, разнообразным, интенсивным.
  Применение компьютерных тестов, тренажеров и диагностических комплексов на этапе проверки самоподготовки позволяет воспитателю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у каждого суворовца. При этом есть возможность выбора уровня сложности задания для конкретного суворовца.
  Для  самих же суворовцев важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) они получают объективную оценку своей работы с указанием ошибок, и при необходимости возможность снова отработать материал с повторным тестированием.
К сожалению, для нас, воспитателей, многие из этих преимуществ являются скорее потенциальными, чем реальными, из-за недостаточной материально-технической оснащенности классов.

Таким образом, самоподготовка суворовцев является весьма важной составной частью процесса образования и воспитания в суворовском училище.
Самоподготовка в настоящее время и формально и по существу соответствует требованиям, имеющимся в основополагающих нормативных документах При этом и в формах организации самоподготовки и в методах ее реализации имеются резервы, по некоторым направлениям – значительные.