Конспект урока по математике на тему «Круг. Окружность. Центр. Радиус. Диаметр». (3 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 106 города Донецка»Учитель Алексеенко Виктория Петровна
Математика
3 класс
Тема: Круг. Окружность. Центр. Радиус. Диаметр.
Цели: познакомить с понятием «окружность», «центр окружности», «радиус», «диаметр»; познакомить с инструментом «циркуль», научить чертить окружность с помощью циркуля, обозначать центр окружности и ее радиус; закреплять умения выполнять вычисления изученных видов, решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты: обучающиеся будут понимать значение понятий «окружность», «центр окружности», «радиус», «диаметр»; научатся самостоятельно чертить окружность с помощью циркуля, обозначать центр окружности и ее радиус, в дальнейшем будут применять теоретические знания на практике.
Оборудование: 17 листов белой бумаги А-6, циркули, ножницы, цветные карандаши, крышечки с пластиковых бутылок, музыкальный центр, проектор, экран.
Учебник: Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова,
Г. В. Бельтюкова и др.]. – 6-е издание. – М.: Просвещение, 2016. – 112с.: ил. – (Школа России).
Ход урока
І. Организационный момент. (Слайд 2)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас.
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!
ІІ. Актуализация знаний.
Логическая разминка.
- Реши задачи:
* У девочки живут собака, кот, канарейка и золотая рыбка. Сколько у ее питомцев лап, крыльев, голов, хвостов? (10 лап, 2 крыла, 4 головы, 4 хвоста).
* Чтобы разрезать веревку на части, сделали 4 заметки. Сколько частей получилось?
Устный счет.
Игра «Поставь машину в гараж»
(На доске нарисованы два гаража (один с цифрой 84, второй с цифрой 65). Учащиеся получают карточки с изображением машинок, к которым прикреплены примеры (100-16, 25+40 и т.д.). Дети вычисляют ответ и ставят карточку под нужным рисунком гаража).
Работа над задачами.
Дед и внук ловили рыбу. Дед поймал 16 рыб, а внук – 7. На сколько меньше рыб поймал внук?
В бочке 37 кг капусты, а в ведре на 22 кг меньше. Сколько килограммов капусты в ведре?
В одном районе 6 школ, а в другом 9. Сколько всего школ в двух районах?
ІІІ. Самоопределение к деятельности.
Ребята, посмотрите на экран и назовите фигуры, из которых построено здание. (Слайд 3) (Треугольники, квадраты, прямоугольники, круги)
- Поставьте названия фигур в единственное число и скажите какая фигура лишняя. (Круг)
- Объясните, почему вы так решили? (У круга нет углов)
- Возьмите в руки крышечку от пластиковой бутылки и обведите ее простым карандашом на листе белой бумаги. Что у вас получилось? (Начертили окружность)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Об окружности, о круге)
ІV. Работа над новым материалом.
- Ребята, если вы возьмёте ножницы и вырежете окружность, что у вас получится? (Круг).
- А теперь согните круг пополам. Сгиб образует линию, которая разделяет круг на две равные части. Эта линия будет диаметром круга. Диаметр делит круг пополам (Слайд 4) и обозначается латинской буквой D.
- Согните круг еще раз пополам, у вас получилось четыре равные части. (Слайд 5)
- Ребята, обратите внимание на линии сгиба, они пересеклись в одной точке, эта точка называется центром круга (Слайд 6) и обозначается буквой О, а линии сгибов – это диаметры.
- Сколько можно провести диаметров? (Много)
- Линия, соединяющая центр с краем круга называется радиусом. (Слайд 7) Проведите радиус цветным карандашом. Он обозначается буквой R.
- Обратите внимание, что длины диаметров равны. А что вы можете сказать о длинах радиусов? (Они тоже равны)
- Попытайтесь дать определение кругу и окружности.
- Окружность – замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от данной точки. Эта точка называется центром окружности.
(Слайд 8) - Круг – это часть плоскости, которая лежит внутри окружности (вместе с самой окружностью). (Слайд 9)
- Что вы можете сказать о их размерах? (Слайд 10) (Они имеют разные размеры).
- Как начертить окружность определенного размера? Какими инструментами мы должны воспользоваться?
(ответы детей)
- Для этого существует инструмент, который называется циркуль. (Слайд 11)
- Ребята обратите внимание, как пишется слово “циркуль” (Слайд 12).
Циркуль.
Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился и – ни шагу.
- У циркуля две ножки. На конце одной ножки игла, на конце другой грифель. Ножки циркуля подвижны. Благодаря подвижности ножек мы можем начертить окружность разных размеров.
- Определим алгоритм построения окружности: (Слайд 13)
- С чего мы начинаем строить окружность?
1. Определяем центр окружности.
2. Определяем радиус окружности между грифелем и закреплённой иглой с помощью линейки.
3. Устанавливаем иглу циркуля в центр, одной рукой придерживаем
тетрадь, а другой ножкой циркуля, касаясь грифелем, чертим окружность.
V. Физкультминутка (Слайд 14)
(под музыку)
Мы ногами топ –топ
Мы руками хлоп –хлоп
Мы глазами миг –миг
Мы плечами чик –чик.
Раз – сюда, два – туда
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали
Раз – два, раз – два
Заниматься нам пора.
VI. Первичное закрепление изученного материала.
Задание 1. Попробуйте самостоятельно начертить произвольную окружность, пользуясь алгоритмом.
- Будьте осторожны при работе с инструментом.
Нельзя подносить циркуль иглой к лицу и передавать соседу «иглой вперёд. Острый конец всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.
Задание 2. Начертить окружность, радиус которой 2 см. Отметьте диаметр и радиус окружности. Найдите длину диаметра.
-Какими инструментами необходимо воспользоваться, чтобы выполнить это задание? (Понадобится линейка и циркуль)
-Соблюдая алгоритм, выполняем задание. (Проговаривает ученик) Отметим точкой О центр окружности. По линейке отмеряем 2 см. Это радиус окружности. Ставим иглу в центр окружности. Начертим окружность. Центр окружности соединим с любой точкой окружности, этот отрезок будет радиус. Обозначим его буквой r. Теперь проведем диаметр).
3. Работа по учебнику.
№ 3 с.95 (Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка) (Слайд 15)
VII. Обобщение и систематизация выученного ранее материала.
Решение задач. (І вариант - № 4 с.95, ІІ вариант - № 5 с.95)
Решение примеров № 6 с.95 (І столбик примеров – І ряд обучающихся, ІІ столбик – ІІ ряд, ІІІ столбик – ІІІ ряд).
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что вы узнали о круге, окружности, радиусе, диаметре?
- Все ли вам было понятно?
- Какое задание вам показалось трудным?
- О чем вы расскажете дома?
- Оцените свою работу на уроке. (Слайд 16) Выберите тот смайлик, который отвечает вашему настроению, характеризует вашу работу на уроке и нарисуйте его в тетради. (Слайд 17)
Домашнее задание: начерти в тетради любую окружность, проведи в ней радиус и измерь его.