Царь ли природы человек

Тема урока: «Царь ли природы человек?»
(прикладной курс «Экология», 9 класс)

«Мы не унаследовали землю у своих
родителей, а взяли ее взаймы у
своих детей».
Ф. Майор

Цель урока: опираясь на приобретенные знания, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека: убедиться в важности бережного отношения к природе; осознать необходимость строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе; понять необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.
Задачи урока:
1. Осознать свое положение в природе;
2. Формировать экологическую совесть, а так же развивать экологическое мышление, четкость и образность речи учащихся;
3. Учиться принимать правильные решения в различных ситуациях;
4. Воспитать чувства личной ответственности за сохранение и улучшение среды нашей жизни.
Тип урока: обобщение знаний.
Вид урока: урок – игра.
Методы обучения:
I. По источнику знаний.
1. Объяснительно-иллюстрирогванные: беседа, самостоятельная работа с дополнительной литературой;
2. Репродуктивные: решение задач, наблюдение, практическая работа
II. По характеру деятельности учителя: проблемные;
III. По характеру деятельности учащихся: поисковые, исследовательские.
Оборудование: компьютер, проектор; слайды; справочный материал; дополнительная литература; материал для исследования: уголь, рыба, старые газеты, бутылки, банки, сломанные игрушки, пенопласт, яйца, плакаты экологического содержания: «Граждане РК должны охранять природу» ст.38. Конституция РК; «Природа – это книга, которую нужно прочитать и правильно «понять», «Тот, кто сорвал цветок, сбил с пути звезду», «Человек хуже зверя, когда он зверь!», «Человек, сбереги, сохрани, золотую землю свою», в/кассета с песнями «Прости, Земля», гр. Земляне, «Живи, родник» С. Беликов. Жетоны красного, зеленого и синего цвета (красный – 3б., зеленый – 2б., синий – 1б.)
Материал рассчитан на 2 урока.

План урока.
I. Вступление.

II. Экологическая разминка
1. дать определение терминам;
2. что изучают прикладные экологические науки
3. экологические задачи
III. Экипажи на задании
1. Мозговой штурм
2. Экологическая лаборатория
3. «Ассоциации животных»
IV. Представление домашних заданий экипажей
V. Завершающий этап
1. Рефлексия
2. Подведение итогов
3. Заключительное слово учителя
Ход урока:

I. Вступление.
(сообщение темы урока, задачи, девиз урока) (на фоне природы)
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера! Здравствуйте, птицы и звери!



Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родителями и знакомыми, но и со всеми живыми существами, окружающими его, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже никогда не увидим, так как люди уничтожили их. Уничтожение природы продолжается и сейчас.
При этом люди преследуют разные цели: кто-то хочет получить больше денег, продав редкое животное, или его мех; кто-то охотиться в свое удовольствие, а кто-то не думая, вырывает с корнями цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу, развлекаясь таким образом. И когда слышишь – человек – царь природы, спрашиваешь: «А что он представляет собой без природы – без воздуха, без воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев – человек?».
Все это щедро дает людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного, доброго отношения к себе.
Быстро летит время. Не успеете оглянуться – как окончите школу и начнете свою, самостоятельную жизнь. А задавали ли вы себе вопрос: «В каком мире мы будем жить, будет ли он опасен для человека или останется таким же прекрасным, каким мы можем видеть его сегодня? Повод для беспокойства есть».
Ученица:
Кромсая лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Р. Рождественский.
Учитель:
Герои рассказа Рея Бредбери «И грянул гром» из исполненного благополучия настоящего на машине времени совершают путешествие в отдаленное прошлое. Одно из обязательных условий такого перемещения – категорическое требование ничего не трогать, ничего не пытаться изменить, ник чему не прикасаться. И вот один из путешественников совершает пустяковый и, казалось бы, невинный поступок: он наступает на бабочку, и она погибает. Вроде бы ничего не меняется в окружающем мире, и жизнь продолжается. Но по возвращению домой, в исходную точку времени, путешественники находят свой мир совсем иным, не похожим на тот, что был, - и «грянул гром».
Фантастика? Красивая литературная аллегория? Нет и еще раз нет. Все в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствие грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна на всех землян. И другой не будет
- Царь ли Природы человек? – так звучит тема нашего занятия. Царь ли Природы человек? На такой вопрос мы сегодня должны дать мотивированный ответ (задачи урока проецируются на экране)
Вы владеете уже достаточной суммой экологических знаний, и это поможет вам сегодня при выполнении различных заданий, разрешении ситуаций. Я думаю, у вас все получиться. За вами будут наблюдать из центра управления полетом (представление жюри) Сегодня – не обычное занятие, сегодня мы попробуем

II. Экологическая разминка.





Учитель:
Сегодня мы попробуем взглянуть на самих себя со стороны. Побудем гостями у землян. Полет ваших экипажей на корабле «Экология» будет нелегким, и поэтому начнем с экологической разминкой для всех экипажей.

1. Дайте определение терминам.
Экосистема – предложил английский эколог Тенсли в 1935 г. Это любая совокупность взаимодействующих организмов и условий среды.
Лимитирующий фактор – ограничивающий фактор, то есть такой ресурс, которого недостаточно или который находится в избытке.
Биосфера – оболочка планеты, заселенная организмами; совокупность всех экосистем земного шара.
Гумус – детрит, главное вещество почвы; «дитя Солнца» и работа экосистемы.
Антропогенный фактор – воздействие человека на экосистему, приводящее к ее изменению.
2. Что изучают прикладные экологические науки.
Медицинская экология – болезни человека, связанные с загрязнением среды, и способы их предупреждения и лечения.
Сельскохозяйственная экология – способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов пашни и лугов, при сохранении окружающей среды и производства экологически чистых продуктов.
Юридическая экология – разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы.
Промышленная экология – изучает влияние выбросов промышленных предприятий на окружающую среду и возможности уменьшения этого влияния за счет совершенствования технологий и применения очистных сооружений.
Экономическая экология – моделирует экологические процессы, то есть изменения в природе, которые произойдут при изменении экологических условий.
3. Экологические задачи: (минута на размышление)
Задача 1. В одной стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыболовства. Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?
Ответ: выдра питается в первую очередь больной рыбой и поддерживает, таким образом, нормальное состояние популяции.
Задача 2. Стеклянный сом – это рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно ярком солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает большое количество хищников, обитающих здесь же.
Ответ: для стеклянного сома яркий солнечный свет становится средством защиты благодаря прозрачности его тела.
Задача 3. Почему бабочки березовой пяденицы, имеющие в большинстве случаев светлые крылья, а в прошлом веке в Англии приобрели телесную окраску?
Ответ: это явление промышленного меланизма, вызванного загрязнением среды в связи с широким использованием каменного угля. Продукт его сгорания – сажа – оседая на стволах берез, и в результате выживали особи с темными крыльями.
Задача 4. Медузы обладают несколько большей плотностью, чем вода, однако они не тонут. Что помогает им держаться в тех слоях воды, где обитает их добыча.
Ответ: активное движение, светочувствительные органы и органы равновесия на зонтике.
Задача 5. В степных районах проводилось истребление сусликов путем разбрасывания отравленной приманки. Помимо сусликов гибли и лисицы, не евшие эту приманку. В чем причина?
Ответ: в цепочке пищевых связей лисицы как консументы II порядка поедали сусликов I порядка, что и стало причиной гибели.
III. Экипажи на задании.

Учитель:
Ну вот, теперь вы во всеоружии и готовы разрешить все накопившиеся у землян вопросы и проблемы.
И первые вопросы они адресуют капитанам экипажей.
Мозговой штурм. Конкурс капитанов (капитаны по жребию вытягивают билеты с вопросами)
Билет № 1.
Ответьте на вопросы:
Почему, особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? (птицы улетят из гнезда)
Растет ли дерево зимой? (нет)
Предскажите погоду:
Ласточки летают низко над землей (ухудшение, дождь)

Билет № 2.
Ответьте на вопросы:
Как определить дорогу в лесу, если перед вами – пень? (по годичным кольцам, с северной стороны кольца уже, с южной - шире)
Соком какого растения можно вывести бородавки? (чистотел)
Предскажите погоду:
Сильно стрекочут кузнечики, громко квакают лягушки (будет ясно)

Билет № 3.
Ответьте на вопросы:
Листья каких растений осенью краснеют (рябина, черемуха, осина, клен)
Как называют организмы, обитающие в почве (эдафобионты)
Закончи фразу:
Пишите на обеих сторонах бумаги, используйте больше материалов из (переработанной макулатуры)

Билет № 4.
Закончи фразы:
Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно (использовать много раз, сдать в магазин)
Одежду, которую ты уже не носишь, можно (отдать нуждающимся)
Ответь на вопрос:
Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (фотоохота)


Билет № 5.
Предскажи погоду:
Утром на траве роса (к хорошей погоде)
Ответь на вопросы:
Собирали ягоды и заблудились, как определить дорогу? (спелая сторона ягоды расположена с южной стороны)
Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна – светолюбивое дерево)



Экологическая лаборатория

Учитель:
От землян поступили запросы для всех членов экипажей, ответы на которые они ждут с нетерпением. Экипажам выдаются пакеты с запросами.
Запрос 1:
Из служебной записки следователя:
«На месте преступления найдены неизвестные камни черного цвета, которые отправлены в экологическую лабораторию для экспертизы»
Задание: Определите, что это за камни. Какие дополнительные сведения о преступнике вы можете сообщить?
Экипажу вручается пакет с каменным углем.

Запрос 2:
Из служебной записки ведущего ихтиолога:
«Жители близлежащих поселков обеспокоены. Имеют место случаи заболевания людей описторхозом. Этот паразит живет в рыбе»
Задание: Проанализировать, можно ли есть эту рыбу, и какие правила необходимо соблюдать, что бы не заразиться описторхозом?
Экипажу вручается пакет с рыбой и запиской «Ура! Я съедобна!».

Запрос 3:
Из служебной записки эколога:
«Уважаемые экологи, помогите! Армии самых страшных врагов собираются в полнейшей тишине, и никто не следит за их опасной силой. Их все больше, и пощады ждать от них не приходится. Сначала на их сторону перейдет все, что мы имеем, а потом сама земля будет принадлежать только им. В пустынных местах собираются захватчики, по сравнению с которыми Чингизхан и Наполеон беспомощные дети. Помогите!»
Экипажу вручается пакет, в котором находятся старые газеты, бутылки, банки, сломанные игрушки.

Запрос 4:
Из служебной записки агронома:
«Фермер Лопухин утверждает, что небольшое количество сорных растений повышает урожайность овощных культур (например, капусты). Ведь поле можно рассматривать как растительное сообщество, а чем большее количество разнообразных видов в биоценозе, тем устойчивее сообщество. Фермер Трудоголиков считает, что поля должны быть тщательно прополоты, потому что так делалось всегда»
Задание: Фермеры просят разрешить их спор
Экипажу вручается пакет с гербарным материалом культурных и дикорастущих растений.

Запрос 5:
Из заметки газеты «Аргументы и факты»:
«Птичка начихала». Куриный грипп угрожает населению. Весной перелетные птицы могут принести смертельную заразу.
Задание: Как уберечь себя от страшной болезни

(Во время подготовки звучит музыка, члены экипажа могут совещаться, работать с дополнительной литературой, справочниками. По истечении времени, отведенного на подготовку (5 минут) экипажи отвечают на свои вопросы, за каждый правильный ответ выдается жетон).

Пока готовятся экипажи, задания для гостей
Укажите правильную последовательность (составьте сказку):
1. филин обиделся и улетел в другой лес;
2. мыши стали поедать соты и разорили ульи;
3. пришлось мужику мириться с филином;
4. не стало пчел – не опыляются травы и их урожайность понизилась;
5. худо стало мужику без меда и молока;
6. не стало филина – расплодились мыши;
7. мало стало травы – корова не стала давать молока;
8. мужик сказал филину: «нет от тебя в лесу никакой пользы!»

Ответ 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3

Укажите правильную последовательность (составьте рассказ):
1. кукабар стали ловить и нелегально вывозить из Австралии;
2. крик австралийской птицы кукабары похож на выкрики и хохот психически ненормального человека;
3. в Европе стало модно держать кукабару как пикантный розыгрыш гостей;
4. кукабарам грозит исчезновение!;

Ответ 2, 3, 1, 4 или 2, 1, 3, 4 или 4, 2, 3, 1

Учитель:
Благодарим гостей и предоставляем слово экологической лаборатории (заслушиваются ответы на запросы).
Учитель:
А сейчас экипажам предстоит выполнить еще одно задание. Оно называется ассоциации животных. Каждому экипажу по выданной карточке необходимо описать какое-то животное. Через 5 минут зачитывают, не называя его. Ребята другого экипажа отгадывают, о ком идет речь.
Учитель:
Большое спасибо нашей экологической лаборатории. Ну что ж, думается, жителям Земли теперь не так тяжело нести груз своих экологических проблем. А ведь наши экипажи захватили с собой еще и различные советы, рекомендации, предостережения для землян.

IV. Представление домашних заданий экипажей
На экране: Домашнее задание.
Экипаж № 1 «Пессимистический прогноз»
Экипаж № 2 «Оптимистический прогноз»
Экипаж № 3 инсценировка «Памятка туристам»
Экипаж № 4 «Экологическая песня - призыв»
Экипаж № 5 «Возвращение в лоно природы» (рекламные блоки)



V. Завершающий этап.
1. Рефлексия.
Учитель:
Итак, работа творческих групп – экипажей завершена. Все экипажи выполняли задания, достигли цели, благополучно приземлились. Ведь я говорила, что все у нас получится. А сейчас попрошу ответить на вопросы:
Работа какой творческой группы-экипажа вам понравилась больше всего? Почему?
Какие чувства и мысли возникли у вас во время работы на решением проблем?
Считается ли возможным разрешение экологических проблем в нашей стране, мире?
Что вы сделали для защиты природы и окружающей среды?
Так царь ли природы человек?

2.Подведение итогов.
Слово предоставляется гостям. Последний жетон вручают гости как приз зрительских симпатий.
Подсчитывается количество жетонов. Экипаж-победитель получает сосуд с «живой водой» для залечивания ран Земли, нанесенных человеком, и «рецепт» приема этого лекарства .
Заключительное слово учителя.
Много возомнил о себе человек с тех пор, как начал наступление на Природу.
Он даже назвал себя Царем природы. Конечно, человеку ничего не стоит
истребить львов и слонов, вырубить лес, осушить болото. Но будет ли от этого наша жизнь лучше? Обедняя Природу, человек сам становится беднее.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помри истину простую:
НАС МНОГО, А ОНА ОДНА!