Практические рекомендации — Логопедический массаж
Практические рекомендации
« Логопедический массаж»
Разработал: учитель-логопед
МБОУ Саваслейской СОШ Цымбалова Елена Павловна
2011 г.
Детям со значительными речевыми расстройствами (такими как дислалия, дизартрия, алалия, и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Для комплексного воздействия необходим логопедический массаж.
Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменят состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.
Логопедический массаж преследует следующие цели:- стимуляция разговорной речи при задержке развития ребенка;
- снижение гиперсаливации (усиленного слюноотделения);
- снижение гипертонуса мышц;
- активизация мышц с недостаточной сократительной способностью;
- снижение степени двигательных нарушений мышц при гиперкинезах, содружественных движениях, нарушении координации движений;
- создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата;
- повышение эластичности мышечных волокон, сократительной функции.
Условия проведения логопедического массажа:
- помещение должно быть комфортным и теплым;
- руки массажиста должны быть теплыми, чистыми, без каких-либо воспалительных заболеваний, с коротко остриженными ногтям, без украшений;
- массаж проводят через 2 часа после приема пищи;
- полость рта ребенка перед проведением сеанса следует очистить от крошек и остатков пищи.
Массаж назначают курсом в 20 сеансов (каждый день). После месячного перерыва курс желательно повторить. При выраженных нарушениях речи у детей длительность кура увеличивается.
В зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и возраста ребенка время сеанса варьируется от 5 до 25 минут. Первый сеанс длится примерно 5 минут. В дальнейшем продолжительность массажа увеличивают.
Ребенок должен быть спокоен, болевых и неприятных ощущений быть не должно. К каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Не следует с первых процедур укладывать его в горизонтальное положение, лучше сделать первый сеанс в положении сидя или полусидя. Если ребенок настроен негативно, на первой процедуре лучше выполнить только легкие массажные движения.
Противопоказания к проведению массажа:
- ОРВИ, ОРЗ;
- воспаления ротовой полости;
- герпес на губе, лице;
- воспалительные заболевания глаз;
- с осторожностью выполняют массаж детям с судорожным синдромом.
Общие рекомендации для выполнения логопедического массажа.
Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.
Такой массаж применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в язычной, губной, лицевой мускулатуре).
Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи. Необходимо придать ребенку то положение, в котором патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.
1. Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).
Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры необходимо добиться расслабления этих мышц, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи. Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:
а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;
б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).
Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения выполняются двумя руками в направлении от периферии к центру. Они должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.
2. Расслабление лицевой мускулатуры:
- поглаживание от середины лба к вискам;
- поглаживание от бровей к волосистой части головы;
- поглаживание от линии лба вокруг глаз;
- поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос (продолжая линию бровей);
- поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
- поглаживание от нижнего края ушной раковины (мочек уха) по щекам к крыльям носа;
- легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
- надавливающий массаж лица от корней волос вниз.
3. Расслабление губной мускулатуры:
- поглаживание верхней затем нижней губы от углов рта к центру;
- поглаживание верхней затем нижней губы (движение сверху вниз);
- поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
- точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
- легкое постукивание губ пальцами.
При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией (большим числом массажных движений) пораженной стороны.
Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.
Осуществляется при пониженном тонусе (гипотонии) мышц с целью их укрепления. В основе этого массажа энергичные и быстрые движения.
Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.
1. Укрепление лицевой мускулатуры:
- поглаживание лба от середины к вискам;
- поглаживание лба от бровей к волосам;
- поглаживание бровей;
- поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
- поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
- сжимание подбородка ритмичными движениями;
- разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
- перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
- пощипывание щек.
2. Укрепление губной мускулатуры:
- поглаживание от середины верхней губы к углам;
- поглаживание от середины нижней губы к углам;
- поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
- пощипывание губ;
- легкое покалывание губ.
Массаж язычной мускулатуры.
Массаж выполнять лёжа до еды или через 1,5 - 2 часа после еды не более 5 минут.
1. Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.
2. Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.
3. Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.
4. Массаж для расслабления мышц языка:
- точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;
- вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти в течение 15 секунд.
Движения используются прямые, кругообразные, спиралевидные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения:
- от середины языка к его кончику и обратно;
- от центра языка влево и вправо («ёлочка»);
- от левого края языка до правого и наоборот (поперек языка);
- перекатывание пальца по языку в разных направлениях;
- пощипывание и растягивание краев языка;
- поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.
Список использованной литературы
Логопедический массаж при разных формах дизартрии М.:В.Секачев, 2012г.
Логопедический массаж / Допущено Учебно-методическим объединением по специальности педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 031800 «Логопедия» 1-е изд. –М.:Академия, 2003г.