ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аббакумова С.И.,
учитель-логопед
г.Челябинск


ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

1. тРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПРИ ДИЗАРТРИИ
- Причины и проявления дизартрии
- Расслабление мышц артикуляционного аппарата
- Формирование речевого дыхания

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДИЗАРТРИЕЙ
- Использование фитотерапии
- Использование аромотерапии
- Использование музыкотерапии
- Использование закаливания

литературА

в настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей. Но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.
В последние несколько десятилетий западные и российские исследователи проявляют повышенный интерес не только к традиционным, но и к нетрадиционным (с точки зрения ортодоксальной медицины) методам врачевания. Доказано, что эффект от регулярного их применения достаточно высок.
В логопедии широко используются массаж, фитотерапия, хромотерапия, звукотерапия, ароматерапия и т.п. С их помощью воздействуют на процессы, происходящие в организме человека (улучшают метаболизм, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают качество его жизни.

1. тРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПРИ ДИЗАРТРИИ
Причины и проявления дизартрии

дизартрия – сложное и тяжелое нарушение речи, при котором страдают звукопроизношение, голосообразование, темп, ритм, интонация. Оно возникает в результате органического поражения периферической и центральной нервной системы, которое приводит к недостаточной иннервации речевого аппарата.
Речь ребенка с дизартрией обычно неясная, смазанная, глухая, часто с гнусавым оттенком. О такой говорят: «Как будто каша во рту». А в тяжелых случаях речь становится совершенно непонятной или практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).
Основные причины дизартрии у детей связаны с перинатальной патологией (родовая травма, затяжные роды, асфиксия), а также нейроинфекциями (менингит, энцефалит, черепно-мозговые травмы, наследственные болезни нервно-мышечной системы). Наиболее тяжелая форма дизартрии наблюдается у большинства детей с детским церебральным параличом (ДЦП).
Основные признаки (симптомы) дизартрии:
- при дизартрии, прежде всего, страдает речевая моторика;
- нарушается объем артикуляционных движений: органы артикуляции в тяжелых случаях почти неподвижны, а в легких случаях их подвижность ограничена;
- нарушается динамика движений: движения органов артикуляции замедлены, страдает переключение с одного движения на другое, поэтому речь неразборчива;
- нарушается мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре, что выражается в спастичности (напряжении) артикуляционных мышц: язык напряжен, уходит вглубь рта;
- возникает паретичность, или гипотония – снижение мышечного тонуса. При гипотонии язык тонкий, распластанный, губы вялые, обычно рот полуоткрыт, усилено слюнотечение, гнусавый оттенок речи;
- нарушения мышечного тонуса при артикуляции могут проявляться также в виде дистонии (меняющегося характера мышечного тонуса), т.е. в покое – низкий мышечный тонус, при речи – высокий;
- характерный признак нарушений артикуляционной моторики – появление насильственных движений: тремора (мелкого дрожания кончика языка), синкинезий (содружественных движений), когда ребенок поднимает кончик языка вместе с движением челюсти или оттягивает уголок рта с поворотом головы;
- при дизартрии также часто страдает ощущение от движения (кинестезия): дети не ощущают положения губ, языка;
- кроме артикуляционной моторики при дизартрии нарушается речевое дыхание: затруднен речевой выдох, судорожные спазмы приводят к рассогласованности в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, ребенок часто пытается что-то сказать на вдохе.
- еще одна характерная особенность дизартрии – нарушения голоса, темпа, тембра речи: они связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани: голос тихий, слабый, тембр глухой, с назальным оттенком, монотонный, темп замедленный.
Дизартрия нередко сочетается с недоразвитием других компонентов речевой системы (фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи).
При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая коррекционно-педагогическая работа. Успех ее зависит от совместных усилий логопеда, психоневролога, родителей, а при двигательных расстройствах необходимы массажист и специалист по лечебной физкультуре.
Коррекционное обучение предусматривает:
- системы приемов по общему расслаблению;
- систему упражнений по коррекции общей и речевой моторики;
- систему приемов по формированию правильного звукопроизношения;
- систему приемов по развитию голоса, речевого дыхания и нормализации произношения;
- систему работы по развитию фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи.

Расслабление мышц артикуляционного аппарата

Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук. Затем проводится расслабляющий массаж мышц лица. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они
производятся легкими поглаживающими равномерными движениями кончиками пальцев в медленном темпе.
Массаж лица необходимо делать только по массажным линиям, т.е. вдоль расположения мышц – от носа к вискам в соответствующие стороны, от подбородка к кончикам ушей соответственно, от центра лба – к верхним кончикам ушей соответственно.
Расслабляющий массаж проводится дозировано, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, в группах же мышц вялых, ослабленных применяется тонизирующий, укрепляющий массаж.
Вторым направлением расслабляющего массажа лица является движение от бровей к волосистой части головы. Движения проводятся равномерно обеими руками с двух сторон.
Третьим направлением движения является движение вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.
Затем приступают к расслаблению мышц губ. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.
В следующем упражнении указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движения идут вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней губе, обнажая нижние десны.
Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с образованием морщинок губы возвращаются в исходное положение.
Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт.
После расслабления, а при низком тонусе - после укрепляющего массажа губ тренируют их пассивно-активные движения. Ребенка учат захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различного диаметра, учат пить через соломинку.
После общего мышечного расслабления и описанных выше упражнений приступают к тренировке мышц языка. При их расслаблении важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Поэтому движение вниз в полости рта спастически приподнятого языка проще всего достигается при одновременном движении вниз нижней челюсти (открывание рта). Детям школьного возраста подобные упражнения предлагаются в виде аутотренинга: «Я спокоен, совершенно расслаблен, язык спокойно лежит во рту. Медленно опускаю его вниз, когда опускается нижняя челюсть».
Если этих приемов недостаточно, полезно на кончик языка положить кусочек стерильной марли или стерильную пробку. Возникающее тактильное ощущение помогает ребенку понять, что что-то мешает свободным движениям языка, т.е. ощутить состояние спастичности. После этого логопед шпателем или языковым депрессором производит легкие горизонтальные нажимы.
Следующим приемом являются легкие плавные покачивающие движения языка в стороны. Логопед осторожно захватывает язык кусочком марли и плавно ритмично двигает его в стороны. Постепенно пассивная помощь логопеда уменьшается, и ребенок сам начинает выполнять эти упражнения. Массаж проводит специалист ЛФК, однако элементы его используются логопедом, родителями под обязательным контролем врача с соблюдением необходимых гигиенических правил.

Формирование речевого дыхания

Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи. Работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала осуществляется распределение выдоха в процессе речи, а потом – добор воздуха.
Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределение выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно – смысловые единицы речи – синтагмы.
Специальные упражнения сначала проводятся с использованием слогов, для этого можно применять прием наращивания. Они должны быть составлены с одним из согласных звуков: сперва с одинаковыми, а затем с разными гласными. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество можно увеличить.
Затем навыки произношения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. Каждое удлинение «цепочки» на одно слово в среднем должно отрабатываться в течение недели, но может быть и чаще.
Добор воздуха необходим для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе. Упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем добор закрепляется на материале стихотворений. Выдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Между словами и в паузах не должно быть утечки воздуха. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе.
Дыхательный тренинг должен проводиться со всеми детьми, независимо от характера нарушения звукопроизношения. Отличаться будет только темп усвоения материала на втором и третьем этапах и подбор речевого материала. Необходимо учитывать особенности произношения каждого ребенка, т. е. по возможности исключать дефектно произносимые звуки.
Упражнения для развития речевого дыхания:
1. Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания:
па, папа, па па па, па па па па;
па по, па по пу, па по пу пы, па по пу пы пэ;
папапопопупу, папапапопопопупупу.
Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и т.д.
2. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым, обратным, порядковым и т.д. Например:
один, два;
один, два, три и т.д.
3. По аналогии с упражнением 2 перечислять дни недели, названия месяцев, времен года.
Произносить считалку «Тридцать три Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по три слова. Почувствовав, что порция освоена, переходить на более длительные: вдох через 4, 5, 6 и т.д. «Егорок»:
Как на горке, на пригорке (вдох).
Стоят 33 Егорки (вдох).
Один Егорка, два Егорки, три Егорки (вдох).
Четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т.д.
Необходимо следить, чтобы вдох расходовался не в паузах, а только на очередное сочетание слов.
4. Упражнение аналогично предыдущему:
Шли семеро стариков (вдох),
Говорили старики про горох (вдох).
Первый говорит: «Горох хорош!» (вдох),
Второй говорит: «Горох хорош!» (вдох) и т.д.
5. Наращивание слов в предложении:
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег.
Далее в спокойном темпе отрабатывают длительное и равномерное распределение выдоха при произнесении скороговорок. Постепенно в речевой материал необходимо включать стихотворные тексты, которые должны сопровождаться членением на паузы, сначала после произнесения одной строчки, затем – двух, далее – куплета на одном выдохе.
При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо их заучить. Только потом можно переходить к тренировкам.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ
ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДИЗАРТРИЕЙ

На сегодня число детей, страдающих речевой патологией, форм, методов и программ помощи, реабилитационных центров заметно увеличивается. Однако, по утверждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.
В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных. Нетрадиционные методы помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Большинство практикующих специалистов сходятся во мнении, что более эффективно решить задачи, стоящие перед любым профессионалом так называемой службы сопровождения развития ребенка (логопед, дефектолог, психолог, воспитатель, невропатолог, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, инструктор ЛФК и т.д.), можно только включив в процесс коррекции основной речевой патологии воздействие на сопутствующие ей проблемы. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных.
Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики. Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательной процессе улучшает у ребенка память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию. А в условиях работы целостного организма – соматическое состояние.
Большинство этих методов пришли к нам из глубокой древности. И в настоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности, – влияние на соматическое и психическое состояние ребенка музыки, цвета, запахов. Известно, что их сочетание может оказывать различное воздействие – успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее и т.д. Поэтому продуманное применение в логопедической практике запахов (ароматерапия), цвета (хромотерапия), музыки, звуков (звукотерапия, музыкотерапия) и так далее может значительно повысить эффективность выполняемых процедур, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Так, например, зеленый, синий, голубой цвета, медленная, негромкая и плавная музыка, запахи лаванды, мяты, кориандра успокаивают, а запахи лимона, эвкалипта оказывают стимулирующее, тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов и быстрой, ритмичной, громкой музыки.
И.В.Блыскина обращает внимание на то, кому из специалистов дошкольного образовательного учреждения удобнее всего проводить с детьми коррекционную работу с помощью следующих нетрадиционных методов:
- ароматерапия – логопеду, психологу, воспитателю;
- хромотерапия – логопеду, психологу, воспитателю, музыкальному руководителю;
- звукотерапия – логопеду, психологу, воспитателю, музыкальному руководителю;
- куклотерапия – воспитателю;
- сказкотерапия – воспитателю, логопеду;
- апитерапия, фитотерапия, физиотерапия, лечебная физкультура – медицинскому работнику;
- массажные комплексы:
развитие ручного праксиса – логопеду, воспитателю;
развитие тактильных ощущений – логопеду, воспитателю;
- релаксация – логопеду;
- массаж – логопеду, медицинской сестре;
- дифференцированная артикуляционная гимнастика – логопеду.

Использование фитотерапии

Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Она имеет глубокие корни, как в нашей стране, так и за рубежом.
Важно привлечь внимание врачей, педагогов, дефектологов и родителей к необходимости использования лекарственных растений как эффективного лечебного и профилактического средства при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, устранений бессонницы, нервозности, восстановления мышечного тонуса.
При спастической форме дизартрии фитотерапевты рекомендуют использовать настои из скорлупы кедровых орешков, из цветков календулы, семян укропа, отвары из донника лекарственного, ванны из настоя чабреца, отвара свежих пихтовых веток.
При паретичной форме дизартрии хороший эффект дают настои из женьшеня обыкновенного, марьина корня, гречихи посевной, мордовника обыкновенного; ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой. Для беспокойных детей – отвары смеси трав чертополоха и подмаренника мягкого. Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания рекомендуют отвары зверобоя, ландыша, настойки женьшеня, а также сырые овощи, особенно, сок капусты. Эффективно втирание масла из плодов можжевельника в сочетании с точечным массажем по методике К.А.Семеновой.
Все это следует делать под строгим наблюдением врача. К сожалению, отмечает М.А.Поваляева, сведений по использованию нетрадиционных методов в коррекции речевых нарушений в лечебной педагогике недостаточно. Этот вопрос требует дальнейшего, более глубокого изучения и внедрения в практику.
По мнению специалистов, в результате комплексной коррекционной работы удается с помощью лекарственных трав не только нормализовать сон детей, снять усталость, раздражительность, повысить работоспособность, память, внимание, но и улучшить общее состояние детей с речевой патологией.
Продуманное использование фитотерапии с учетом многовекового опыта народов, индивидуальных компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, структуры речевого дефекта, его этиологии и патогенеза дает возможность создать благоприятную почву для работы по коррекции речевых нарушений или личностно-эмоциональных отклонений в поведении.

Использование аромотерапии

Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Физиолог Д.И.Шатенштейн в 1939 г. впервые научно обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность.
Например, эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, лимона, майорана, петрушки, эвкалипта тонизируют, а фитокомпозиции из базилика, майорана, кориандра, розмарина, мяты, лаванды, тимьяна и вербены создают ароматы, прекрасно успокаивающие перевозбужденную нервную систему. Специалисты, работающие с детьми, имеющими речевую патологию, считают, что это должно занять достойное место в лечебной педагогике, особенно в работе с гиперактивными детьми.
Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20 – 30 минут. Курс лечения – от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных или, наоборот, перевозбужденных лиц.

Использование музыкотерапии

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает.
Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. В конце прошлого века И.Р.Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект. Известно, что с помощью музыки облегчается установление контакта с человеком. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.
Например, врачи университетской клиники Мюнхена успешно используют музыкотерапию при лечении детских церебральных параличей.
Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее воздействие.
Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических расстройств.
В нашей стране до недавнего времени лечебные возможности слышимого звука медиками практически не использовались и не изучались. А.Р.Гуськов и его сотрудниками были получены данные, что звуковая частота 3 кГц обладает наиболее выраженным физиологическим воздействием.
Специальные исследования показали, что наибольшим возбуждающим действием обладают музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского с их нарастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, паретичными детьми. Правда, отмечают специалисты, восприятие музыки очень индивидуально и требует много сил и знаний для грамотного подбора мелодий.
М.П.Поваляевой было замечено, что легкая спокойная музыка датского композитора и музыканта Френсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Слушая эту музыку, никто из детей не позволял себе громко кричать и шалить.
«Каприз № 24» Николо Паганини в современной обработке, наоборот, повышает тонус организма, настроение. Музыка, отвлекая внимание от неприятных образов, способствует концентрации внимания, уравнове-шиванию нервной системы способствуют фонограмма леса, пение птиц, пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, «Лунная соната» Бетховена.
Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном, что следует учитывать в повседневной практике.
Многими исследователями подчеркивается необходимость дифференцированного подхода к выбору музыкальных произведений для создания расслабления, отдыха или, наоборот, для повышения тонуса и работоспособности.
Проводятся характеристики музыкальных произведений, отражающих определенные эмоциональные состояния человека.
Говоря о многозначности музыки, психотерапевт С.Мамулов свидетельствует, что на некоторых людей она влияет даже острее, чем слово.
Серьезные исследования по данному вопросу были проведены еще В.М.Бехтеревым. Он считал, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки, и доступно детям, которым еще нет и года. Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и расшевелить заторможенных детей, отрегулировать регуляцию движений.
Цель занятий с использованием музыкотерапии - это создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
Наиболее важным для детей-логопатов являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.
Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развивается выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).
М.П.Поваляева отмечает, что пока учреждения здравоохранения и образования не повернулись в должной степени лицом к проблеме музыкотерапии, энтузиастам-педагогам, врачам, родителям приходится подбирать «звучащее лекарство» самостоятельно. Таким образом, нетрадиционные методы лечебной педагогики действительно помогают человеку. Если вы подавлены, грустны, тревожны и хотите выйти из этого состояния, не ищите сразу мажорную музыку. Сначала, как советуют психологи и музыкотерапевты, послушайте что-нибудь мелодичное, задумчивое, «сочувствующее» вам, а затем жизнерадостное, бодрящее. Постепенно этот музыкальный поток как бы захватит вас и унесет все ваши проблемы.
Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, приводит к следующим выводам:
1) использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;
2) лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;
3) продолжительность прослушивания должно составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.
Использование закаливания

Специалисты уверяют, что надо закаливать ребенка, закаливать его тело и нервную систему. Ведь они им понадобятся не только для общения с окружающим внешним миром, но и с самими родителями.
Водные закаливающие процедуры являются отличным средством тренировки терморегуляционного устройства организма ребенка. Эти процедуры влияют на психоэмоциональное состояние, расслабляют и укрепляют нервную систему, снимают стресс и напряжение.
Что же влечет за собой эта загадочная процедура «закаливание»?
Самое главное – укрепляет нервную систему ребенка. Что значит укрепляет? Это значит, что делает более защищенной от возможных стрессов. Более быстро и точно реагирующей на раздражители, что положительно влияет на речевое развитие.
Следующий положительный фактор – это активизация обмена веществ. Если ребенок ведет малоподвижный образ жизни, то и обменные процессы в нем замедлены. Закаливание поможет компенсировать этот недостаток.
Закаливание положительно влияет на развитие мышц и костей я говорил, улучшает работу внутренних органов.
Благодаря закаливанию организм становится более невосприимчивым к действию болезнетворных факторов.
Начинать закаливание ребенка можно с седьмого дня его жизни.
Проветривания. Какая температура в комнате ребенка? Например, зимой батареи создают искусственный микроклимат. Не нужно допускать в детской комнате температуру больше 22 градусов. Достигается это проветриванием, можно в присутствии ребенка только без сквозняка. Проветривать комнату можно несколько раз в день.
Прогулки являются одним из традиционных форм закаливания. Поэтому, невзирая на холодную погоду, нужно гулять с малышом. Если ребенок давно вышел из грудного возраста, то прогулки должны составлять не меньше одного часа при температуре до –10 градусов С. Только следует начинать «гулять» с 15-20 минут, постепенно увеличивая время. Можно посоветоваться с доктором, и он предложит конкретно для ребенка схему прогулок.
Водные процедуры. Что относится к водным процедурам? Обтирания, умывания, обливания и ванны. Приучать ребенка к водным процедурам нужно постепенно. Сначала обтирать мокрым полотенцем, а в дальнейшем умывать и обливать. Дети довольно быстро адаптируются к перепадам температуры. Нужно следить за «шумовой» реакцией детей. До слез, конечно, доводить не надо, а вот вскрикивания и повизгивания просто необходимы. Всякое купание ребенка нужно заканчивать обливанием более холодной водой. А еще лучше, приучить ребенка к контрастному душу. Для детей старше двухлетнего возраста можно предложить такой режим: 1 минуту под горячим душем и 10 секунд под холодным. И так до 10 раз.
Основные принципы закаливания. Этим принципам нужно следовать родителям неукоснительно, иначе та польза от закаливания, на которую рассчитывали, может обернуться проблемами.
Вот эти принципы:
- систематичность;
- постепенность;
- не допускать переохлаждения ребенка;
- правильно подобранная одежда для гуляния;
- никогда не курить в помещении, где находится ребенок;
- сочетать закаливание с физической зарядкой и массажем.
Конечно, ребенку будет полезен родительский пример закаливания.

Итак, организм ребенка имеет огромный потенциал самооздоровительных сил. Еще Гиппократ говорил, что лечебные средства только тогда становятся необходимы, когда недостаточно естественных сил организма. И существует множество естественных путей оздоровления, проверенных временем.
В такой отрасли, как логопедия, в настоящее время не только традиционные, но и нетрадиционные формы воздействия на организм человека играют значительную роль, особенно при паретичности артикуляционной и мимической мускулатуры, в послеоперационные периоды у детей с ринолалией, при поведенческих проблемах, которыми страдают большинство детей с речевой патологией.


ЛИТЕРАТУРА

1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 123 с.
2. Белошеева А.А., Голышева В.А., Неволина Л.Г. Психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей. – Пермь: РИЦ «Здравствуй», 1999. – 200 с.
3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 112 с.
4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
5. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.








13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115