Биография фронтовика А. И. Хуторова

«Колея длиною в жизнь»
Водитель-фронтовик.
Анатолий Иванович Хуторов родился 2 июня 1925 года. Отец Анатолия Ивановича был финансистом, мать – учительницей. Воспитанный в семье самарских интеллигентов, где порядочность, искренность и взаимное согласие пронизывали отношения между родными и близкими, Анатолий Иванович впитал в себя неистребимую, почти фанатическую веру в добро и справедливость, жажду к труду на благо других и одновременно – нетерпимость ко лжи. Все это, как и идущее из глубины души ощущение слитности с родной землей, своим народом, сострадание к ближнему, с юных лет вошло в его естество. Все это помогло в последующем оставаться при любых обстоятельствах самим собой – будь то суровые перипетии фронтовой жизни или не менее трагические испытания на сумрачных изломах судьбы во времена житейских невзгод.
После семилетнего обучения в школе Анатолий Иванович встал к верстаку, учился слесарному делу в ремесленном училище №1. У рабочего верстака вдруг раскрылись незаурядные способности самарского парня. А когда выдали рабочую продовольственную карточку, он понял важность рабочего труда, стараясь заслужить звание ударника производства за усердие в работе, не щадя ни времени, ни сил. Затем стоил самолеты ИЛ – 2 на первом авиационном заводе имени Сталина.
По призыву ЦК ВЛКСМ в феврале 1942 года, невзирая на «железную» бронь от призыва в армию, ушел добровольцем на фронт, чтобы делом ратника, не щадя живота своего, исполнить Долг гражданина СССР.
Анатолий Иванович был направлен в армейский запасной полк у станции «Персияновка» - резерва Южного фронта. Фронтовое крещение у стации Сиротинской круто изменило характер самарского добровольца. Он познал реальность войны. Физическая нагрузка на полевых занятиях в запасном полку, скудное питание и тоска по воле, невыносимые санитарные условия в полуземлянках угнетали молодого солдата.
Анатолий Иванович участвовал в осаде и взятии венгерской столицы, затем его дивизию перебросили на участок юго-западнее Будапешта группировки и штурма крепости Секешфехервар. Войска 9-й гвардейской армии форсировали Дунай с юга и вошли в Вену, не встретив сопротивления противника. Дороги войны привели его от миусского рубежа трагического лета сорок второго до златоглавой Праги.
В годы Великой Отечественной войны Анатолию Ивановичу Хуторову довелось сесть за руль автомобиля. Он был назначен командиром отделения колесных машин, шофером второго класса. В мае 1946 года Анатолий Иванович был направлен на взвод контрразведки «СМЕРШ» ПриВО в качестве шофера командирования. Хуторов работал ночами напролет, Осенью 1947 года Анатолий Иванович был назначен рядовым водителем при хозяйственном взводе.
Судьба распорядилась так, что индивидуальное мировоззрение Анатолия Ивановича на окружающую среду определило его сложную и трагическую судьбу. Когда до Победы оставалась одна неделя, офицер «СМЕРШ» фронтовой контрразведки приказал отправить лихого добровольца за вольнодумство в штрафной батальон. Затем уже после войны – дисциплинарный батальон. Столичные пересыльные тюрьмы, карцеры «Таганки» и Вышне-Волоцкая тюрьма, а в конечном итоге, когда человек был доведен до дистрофии – полная реабилитация, возвращение боевых наград и продолжение службы в парадной части столичного гарнизона. Новое награждение «За боевые заслуги» в мирное время, пятилетняя служба в армии.
Наставник молодых автомобилистов.
Жестокость преследовала Анатолия Ивановича много раз. Его притесняли за свободомыслие, настойчивые поиски истины и справедливости, за испепеляющую критику административно-бюрократического аппарата. В трудовой книжке А.И.Хуторова есть весьма примечательные на сей счет записи. Четыре из их – об увольнении по «собственному желанию» администрации и три – о восстановлении на работе по решению народного суда. Сделаны они были еще в годы застоя. Есть там запись, появившаяся уже в начале перестройки, когда администрация одного их автопредприятий предложила Анатолию Ивановичу уволиться «по достижении пенсионного возраста». Одна и здесь А.И.Хуторов не остался, что называется, за бортом. Он активно участвует в общественной жизни Автозаводского района города Тольятти.
У каждого человека, помимо малой родины, где он родился, есть избранное место, притягивающее однажды и навсегда. Задолго до переезда в Автоград, являясь частым гостем строящегося автозавода в качестве представителя и организатора массовых автомобильный соревнований, участвуя в судействе традиционных ралли «Жигули», Анатолий Иванович полюбил Новый город. Он быстро привык к стилю жизни и нравам автозаводского молодежного общежития. Привязанность к автоделу переросла с годами в профессию. Полвека связал он крепкими узами с «железным конем».
Пятидесятилетний автомобилист – фронтовик, водитель первого класса, инструктор основ безопасности за рулем вновь ощутил родную стихию. За пять последних лет, до ухода на пенсию, Анатолий Иванович успел сделать немало в массовом автоспорте среди автомобилистов Транспортного управления Волжского автозавода.
Познав на собственном опыте суть профессии тех, кто исполняя трудную работу на пассажирских перевозках, он разъяснял основы безопасности тем, кто работал «дальнобойщиком» на дорогах страны, доставляя комплектующие детали для сборочного конвейера автозавода. Главной целью для наставника молодежи было воспитание моральных и физических качеств, повышение навыков среди водителей, способных водить автомобиль в любых дорожных условиях: днем и ночью, зимой и летом. Все это в конечном итоге позволяло наиболее полно проверять скоростные и эксплуатационные механические качества серийных машин, выпускаемые автозаводом.
Занимаясь пропагандой автомобильного спорта среди автомобилистов Самарской области, являясь председателем городской Федерации спорта, Анатолий Иванович понял, что у большинства молодых людей, начинающих первое знакомство с автомобилем, возникает немало вопросов общего характера. Нужно было найти верный путь воспитание, начиная с азов, прежде всего, с истории автомобилизации, проведения показательных соревнований за рулем по разработанной системе.
При поддержке профсоюзного комитета ВАЗа в 1986 году был создан подростковый клуб «Планета». Кружкова работа по изучению Правил Дорожного движения, устройства автомобиля и ремонта машин отечественного производства заинтересовала так называемых «трудных» подростков. Главным предметом обучения было слесарное дело: умение владеть инструментом, разработка и сборка, регулировка механизмов и агрегатов. Ребята становились заправскими водителями, начиная с практики вождения велосипеда, мотоцикла и заканчивая автомобилем на полигоне сложной дорожной обстановке.
В числе воспитанников Анатолия Ивановича – мастер спорта международного класса, член сборной команды СССР по авторалли Сергей Кузмичев. Много способных парне, которых воспитал Хуторов, обрели профессию автостроителя и трудятся на ВАЗе.


Второе рождение.
После продолжительной работы за рулем таксомотора Анатолий
Иванович получил хроническую язву двенаштатиперстной кишки и после
шестичасовой операции обрел новое, B который уже раз, рождение. Наступила
реабилитация, уже после тяжелой болезни и смены профессии издатель,
коммерсант.

В 1991 году издательство «Альтернатива» выпустило первую книгу
Анатолия Хуторова «Во власти мотора». Автор предпринял попытку изложить
в предельно сжатой форме историю мировой автомобилизации, связав ее с
рассказом о роли автомобиля в жизни человека и общества B целом, а в 1995
году вышла в свет вторая книга с тем же названием. Книги были приурочены к
25-летию Волжского автозавода и 50летию Победы. Книга «Во власти мотора»
- по сути, еще один, теперь уже творческий, подвиг старого солдата. Она
буквально выстрадана автором. На создание полноценной книги ушло немало
времени и сил. Значительная часть рукописи была подготовлена А. И.
Хуторовым еще много лет назад, но по различным причинам, прежде всего из-за тяжелой болезни, вязанной с ранениями, полученными на войне, книга так и не увидела свет.
И только спустя несколько лет рукопись обретает свое
второе рождение. Третья книга «Питание для тех, кто за рулем» выхолит B свет
в год 260-лет'ия города Ставрополя - Тольятти и посвящена 55-летшо автора за
рулем. Книга представляет собой пособие для тех. Кто связал свою жизнь и
здоровье с автомобилем. Автор делится опытом питания автомобилистов,
рассуждая о пользе и вреде тех или иных продуктов для человека за рулем,
особенно при езде в ночное время и на дальних маршрутах. Две книги
«Становление - На задворках века» - библиографические рассказы. В первой
книге автор прикоснулся к истокам своего рода, попытался понять и оценить
жизнь, поступки, характер и желания своих родителей, почувствовать дух и
атмосферу прошлого столетия, забытых традиций тех далеких времен. В книгах
описаны отдельные судьбы, значимые события в жизни близких для автора
людей.
Вторая книга - о жизни и формировании характера человека,
воспитанного советской властью. Становление гражданина России в условиях
войны и послевоенного, жестокого мира. Главное B книгах «Становление - На
задворках века» - поиск своего места в жизни автора, рассказ горькой правды о
кровавом ХХ столетии и воззрение на мир сегодняшний, откровенный показ и
выражение характера русского гражданина – патриота.




Яркие страницы в истории Победы советского народа в Великой
Отечественной войне вписали воины - автомобилисты, сражавшиеся в составе
фронтов, армий и отдельных специальных частей автомобильных войск.

Одним из таких водителей - фронтовиков является Анатолий Иванович
Хуторов. В церковном писании сказано «в начале было слово». В становлении
А. И. Хуторова - вначале было Дело. Анатолий Иванович воевал на подступах
к Сталинграду, с боями прошел Миус - фронт и Донбасские степи. Штурмовал
Перекоп, бил гитлеровцев на Сиваше, освобождал Крым. Брал Будапешт, Вену.
Закончил войну в чехословацкой cтолице Праге.
Имея за плечами всего семь классов общеобразовательной школы и шесть
месяцев заводского ремесленного училища, Анатолий Иванович жил, работал и
учился, занимаясь самообразованием. С годами полученные знания стали
тяготить к общественной и политической жизни: захотелось заявить о себе
людям в прессе - городских, областных, а затем и центральных газет и
журналов. Еще в военное время Анатолий Иванович вел дневник. Со временем
часть этих материалов размещалась B печати: дивизионных газет - на войне, в
периодической печати городских и центральных газет и журналов
послевоенных лет. Так бьют созданы «Первые шаги» в журнале «Рыболовство
и рыбоводство», заметки рабкома «Для тех, кто за рулем». Несколько его
заметок, связанных с обучением водителей и обеспечением безопасности за
рулем, были опубликованы в «Правде», «Советском патриоте» и других
изданиях.
Дожив до преклонного возраста, будучи на пенсии, Анатолий Иванович
Хуторов принялся за Слово, издав книги «Во власти мотора», «Питание для
тех, кто за рулем», «Становление - На задворках века». И
В жизни часто бывает так, многие люди - отдают они себе в этом отчет
или нет, - совершая шаг или поступок, вдруг обнаруживают в себе скрытую до
поры и до времени нравственную черту гражданского долга.
Нравственная черта Анатолия Ивановича - знак чести и гражданского
мужества, освещающий весь жизненный путь, придающий ему творческие
силы. Автор прожил жизнь в обстановке гражданской несвободы и насилия над
духом. Если Анатолий Иванович попадал в житейский ухаб, то не оставался в
нем долго, не опускал руки и не падал духом без упорной борьбы, непременно
выбираясь наверх. Образно говоря, прочная фронтовая колея человека
необычайной душевной стойкости и мужества пролегла из того далекого
прошлого в настоящее, связав все воедино, высветив истинный смысл жизни
писателя - непрофессионала.
В результате проведенного исследования мы познакомились с
биографией А.И. Хуторова, его жизненной позицией, что может послужить
примером для подрастающего молодого поколения.
'ђ Заголовок 1'ђ Заголовок 215