Конспект занятия: Вкус хлеба
Тема: «Хлеб – наше богатство!»
Цели:
Рассказать историю происхождения хлеба;
Раскрыть его значение для нашего народа;
Воспитывать патриотизм, бережливость, уважение к чужому труду;
Расширить кругозор воспитанников.
Ход занятия
I. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята!
Вы готовы к разговору?
А чтобы настроиться на позитив, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу!
Закройте глаза и сделайте глубокий вдох!
Удивителен запах хлеба!
Этот запах нам с детства знаком.
Пахнет хлеб и степью, и небом,
И травой, и парным молоком.
Почувствовали какой запах, какой аромат? Вы догадались о чём мы будем говорить? О чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Узнаем историю его происхождения, узнаем цену хлебу. Мы совершим виртуальное путешествие в страну «Хлеба», узнаем о труде хлебороба. А вдохновят нас пусть слова
«Хлеб – всему голова»
II. Исторический экскурс.
По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.
- Ребята! Давайте послушаем сообщения о возникновении хлеба.
1 й воспитанник:
Считается, что способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт примерно пять тысяч лет назад в Древнем Египте. А помог этому случай. Вроде бы подкисло тесто по недосмотру раба, приставленного к кухне, но он, желая, видно, избежать взбучки, лепёшки всё-таки испёк. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого наказания он заслужил похвалу – лепёшки оказались вкуснее, пышнее, румянее, чем те, что готовились раньше. Бедняга так обрадовался, что пал на колени перед чудом и воскликнул: «Хлеб – это дар Божий!»
2 й воспитанник:
В богатых городах Греции пекари начали появляться в пятом веке до нашей эры. По всей Европе секрет хлебопечения распространился в IX- XI вв., и пекари пользовались большим почётом. В Древней Греции хлебопеки занимали самые высокие посты в государстве. По древним германским законам преступник, убивший лекаря, булочника, наказывался строже, чем за убийство человека другой профессии.
3 й воспитанник:
Хлеб, испечённый шесть тысяч лет назад – в каменном веке, хранится сегодня в музее г. Цюриха. В музее искусства г. Нью-Йорка хранится круглый хлебец, выпеченный 3400 лет назад. Эллины были убеждены, что человек, поедающий пищу без хлеба, совершает большой грех и будет непременно наказан богами, в Индии преступников в начале нашей эры карали тем, что запрещали есть хлеб… Продолжительность такого наказания зависела от тяжести проступка. При этом индусы были уверены, что тот, кто не ест хлеба, будет несчастлив.
4 й воспитанник:
Интересно, что в средневековой Европе существовала прямая зависимость между свежестью хлеба и социальным положением тех, кто его потреблял. Свежеиспечённый хлеб ела только королевская семья, вчерашней выпечки – ближайшая камарилья. Хлебными изделиями, выпеченными два дня назад, лакомились представители мелкопоместного дворянства, большей давности – монахи и школьники. Самым чёрствым хлебом кормились ремесленники и крестьяне.
Воспитатель:
На Руси с древних времён выпечка хлеба считалась ответственным и почётным занятием. Особого искусства требовало производство ржаного хлеба, которое основывалось на применении специальных квасов. Секрет их приготовления держался в тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях выпекали просфоры, калачи и сайки из пшеничной муки. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный». Во все времена отношение к хлебу было особенным. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. Так же как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто его создавал, кто помогал хлебу на стол прийти. Таких людей называют хлеборобами. Послушайте, как толкуется это понятие в словаре Ожегова.
(читаю толкование в словаре)
III. Раскрытие темы.
Говорят: белый хлеб чёрные руки любит. Чёрные от работы на земле, от пыли и пота. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле. Святое дело – вырастить хлеб.
Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен. Сколько же надо, чтобы накормить народ? Разве можно найти профессию, более нужную, более почётную, чем профессия хлебороба? Никогда она не отомрёт, не устареет.
- Ребята! Посмотрите сколько разновидностей сортов хлеба сейчас производят. Хлеб домашний, отрубной, аппетитный, сайка, ромашка, деревенский, подовый, батон луковый, французский батон, хала, плетёнка; булочки: изюминка, плюшка, сладкая фантазия. Но это ещё не предел. В дальнейшем специалистами отрасли будут запущены в производство новые сорта хлебобулочных изделий с использованием йодопрепаратов; продукции, обогащённой железом и витаминно-минеральными добавками.
Вначале нашей встречи мы определились, что нам будут сопутствовать слова ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА! Это русская пословица. На Руси с почтением относились к хлебу, поэтому придумали много пословиц. И у вас на столах лежат сборники с пословицами и поговорками.
- Да, ребята, сейчас хлеба у нас вдоволь. Это богатство – наше завоевание, наше счастье. Выскажите, пожалуйста, своё мнение как надо относиться к хлебу. А начать высказывания, я предлагаю со слов:
Я СЧИТАЮ…
Я ДУМАЮ…
А вот, что говорит статистика.
В каждой семье ежедневно в отходы идёт 100 граммов хлеба. Я предлагаю вам памятку.
ЗАПОМНИТЕ И СКАЖИТЕ ВСЕМ!
1.В хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.
2.Не бросай где попало недоеденный хлеб!
3.Смолоду научись ценить труд других.
4.Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт!
5.Берегите хлеб, люди!
Научитесь хлеб беречь!
6.Хлеба к обеду в меру бери!
Хлеб – драгоценность!
Им не сори!
IV. Великая Отечественная война.
ХЛЕБ – ЭТО ЖИЗНЬ
Есть только одно слово, которое равнозначно слову «ХЛЕБ». Это слово – «ЖИЗНЬ».
В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам.
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран.
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба 125 грамм. (Р. Рождественский)
V. РЕФЛЕКСИЯ.
- Ребята, наша встреча подходит к концу. Какой она запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз. Но сначала, посмотрите на этот сноп добра.
- Спасибо вам всем, ребята!
Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет свежим ароматным хлебом.