Урок — исследование литературы в 11классе по рассказу Дёгтева Четыре жизни
Урок- исследование по рассказу В.И.Дёгтева
«Четыре жизни» в 11классе.
«Ибо не ведают, что творят».
Цели урока:
познакомить выпускников с жизнью и творчеством В.И.Дёгтева;
провести в ходе урока- исследования культурологический анализ рассказа, используя видеозапись фильма «Грозовые ворота»,прочитанные произведения, музыкальную запись песни солдата;
остановиться на нравственном содержании рассказа «Четыре жизни».
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Слово учителя.
Скоро наша страна отметит великую и скорбную дату- 70 годовщину Великой Победы. Наш урок посвящён военной теме, только говорить мы будем о другой войне.
В ходе урока- исследования мы проведём культурологический анализ рассказа нашего современника В.И.Дёгтева «Четыре жизни», поговорим о нравственной стороне произведения.
Напоминаю, что культурологический анализ- это рассмотрение художественного произведения в большом контексте культурных ценностей. Сегодня мы познакомимся с такими культурологическими понятиями, как аллюзия и реминисценция.
3.Литературоведческая справка, которую даёт ученик, работавший со словарём и с классическими произведениями.(Понятия аллюзии и реминисценции.)
4.Знакомство с биографией и творчеством писателя.
В.И.Дёгтев (1959- 2005).
Писатель родился в Воронежской области в семье сельского кузнеца. Закончил школу, затем Вяземский учебный авиационный центр и стал лётчиком- истребителем. В 1991 году закончил Литературный институт и был принят в Союз писателей. Лауреат премии имени А.Платонова «России верные сыны». Лауреат премии А.Невского. Автор замечательных книг о нашей действительности : «Последний парад», «Десять заповедей», «Падающие звёзды», «Псы войны», «Крест» и друг.
Он ушёл из жизни на взлёте своего творчества 16 апреля 2005 года умер, как по- старомодному называют, от сердечного приступа. « Трещина мира, которая, как известно, проходит через сердце поэта, прошла и через сердце самого талантливого «из молодых» на сегодняшний день прозаиков России. Многие часто называли его русским «Джеком Лондоном».
5.Чтение отрывка из стихотворения В.Высоцкого «Сыновья уходят в бой» и просмотр кадра из фильма
«Грозовые ворота».
6.Анализ рассказа.
У Высоцкого в бой уходят сыновья, а в нашей жизни уже внуки и правнуки
1.Венька- что он за человек, каким он был, почему оказался в Сербии?
2.Какие суждения Веньки шокируют и режут слух?
3.Что значит Венька в жизни героя?
4.Что за человек главный герой? Расскажите о его жизни.
5.Почему он пошёл на войну? Вспомните героев классической литературы, похожих в этом порыве на Веньку.
6.Как видна душа героя в молитвах?
7. Какое видение предстаёт ему в последние минуты жизни и каким смыслом оно наполнено?
8.Найдите изобразительно- выразительные средства в рассказе.
9.Найдите прописные истины в произведении.
10 Смысл названия рассказа.
11.Какие строки особенно запали в душу и почему?
7.Работа с тетрадями:
1)Тезисный план биографии писателя;
2)Запись прописных истин:
«История людей ничему не учит, и безумие границ на свете не имеет».
«Погиб за други своя».
«Погибшие идут под сенью Нетленного Покрова прямо в рай».
«Дай, Бог, чтоб милостию Неба рассудок на Земле воскрес!»
8.Работа с иллюстрационным материалом.
9.Работа с мини- сочинениями под звучание песни о солдате.
10.Итог урока:
11.Заключительное слово учителя.
Подходит к концу наш урок. Очень отрадно, что он никого из вас не оставил равнодушным, я это видела по вашим глазам. Подходит к своему завершению ваша школьная жизнь. Хочется верить, что уроки литературы были для вас уроками нравственного рождения, хоть капельку, и сегодняшний урок тоже. Хочется пожелать вам обрести самих себя, и чтобы вы, а особенно наши юноши, никогда в жизни не стояли перед выбором: идти на войну или нет, и никогда не попадали в ситуации, аналогичные с героями рассказа «Четыре жизни».
15