Неделя окружающего мира в начальной школе
Понедельник
Выпуск стензазет
«Животный и растительный мир нашего края»
2 - 4 классы
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем - ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
Вторник
Конкурс «Завтрак на траве»
1 класс
Что человеку дарят леса?
Малину,орехи,птиц голоса.
Листочек с росинкой,
Лукошко грибов.
Каждый из нас к чуду готов.
Среда
Спортивная игра « Зов Джунглей »
2 класс
Со всех дворов зовём гостей.
Чем их больше, веселей.
Зверей немало разных тут:
В общем, в джунгли нас зовут!
Четверг
Олимпиада по окружающему миру
2 – 4 классы
Её Величество Природа
Не устареет никогда!
Она в любое время года
Всегда прекрасна, молода!
Ты окружи её заботой,
Беду подальше уводя.
Природа - это свежий воздух
И родниковая вода,
И щебетанье птиц весною,
И говорливый ручеёк,
И синь небес... Они с тобою
Встречают солнечный денёк!
3833495410210
Пятница
Эколого-биологическая игра
« Весёлый муравейник »
Конкурс « Оригинальная кормушка »
3- 4 классы
Муравьишки-торопыжки,
Не лентяи, не глупышки,
Друг за дружкой по дорожке
Тащат зернышки и крошки.
Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом:
И жучка, и гусеницу
Тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай.
План проведения недели
окружающего мира
«Птицы – наши друзья»
1) Урок – радиопередача «Птицы – наши друзья»
2) Конкурс рисунков: «Птицы нашего края»
3) Классный час: «День птиц»
4) Изготовление и развешивание
скворечников и кормушек для птиц
5) Викторина: «Знатоки птиц»
6) Беседа: «Путешествие по страницам Красной книги»
199834564135
Викторина «Знатоки птиц»
Цель: прививать любовь к птицам, воспитывать экологическую культуру, учить распознаванию птиц.
Оборудование: открытки и рисунки с изображением птиц, карточки с заданиями, запись голосов птиц.
Ведущий: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по птичьему царству. Команды готовы?
Конкурс «Представление»
Капитаны команд представляют команду и название.
Конкурс «Разминка»
Ведущий: Команда, первая давшая правильный ответ, зарабатывает жетон.
Может и свариться,
Может и разбиться,
А захочет – в птицу
Может превратиться. (яйцо)
«Гуль-гуль-гуль», - мани к себе их,
Дай зерна, воды налей.
Белых, сизых и кофейных
Ты увидишь….(голубей)
Наблюдают пассажиры
Их стремительный полет.
Что за птицы окружили
Белоснежный пароход? (чайки)
Как-то вышел я с ружьишком на охоту
И заметил кто-то ходит по болоту.
Вижу: ноги – настоящие ходули!-
В воду темную болотную шагнул. (журавль)
Из дупла он вылетает
С наступленьем темноты.
Днем любой его обидит:
Он при свете плохо видит.
А во тьме пугает сам,
Пролетая по лесам. (филин)
Тем лишь только и приметен,
Что окраской разноцветен,
Напускает важный вид,
Что услышит – повторит. (попугай)
В камышах она живет,
Дом у ней среди болот,
Там, где водятся лягушки.
Цап! – и нет одной квакушки. (цапля)
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Угадайка»
Ведущий: Размышляйте не спеша, один вопрос, а ответов три. Найдите правильный. Каждая команда получит свое задание.
1 команда:
Для чего дятел барабанит?
1 клюв чистит
2 кому-то что-то сообщает
3 музыкой увлекается
Почему у дятла голова не болит?
1 у дятла маленький мозг
2 голова на амортизаторах
3 череп сверхкрепкийЗачем страус голову в песок прячет?
1 от страха
2 освобождается от паразитов
3 разыскивает пищу
2 команда:
Сколько перьев у птиц?
1 не пересчитать
2 более тысячи
3 более 10000
Какие птицы самые быстрокрылые?
1 соколы и ястребы
2 ласточки и стрижи
3 утки и чайки
Какая птица считается чемпионом по нырянию?
1 утка
2 гагара
3 пингвин
Подведение итогов.
Конкурс «Живые синонимы»
Ведущий: Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Команды отвечают по очереди.
Итак, продолжите…
Могучий как…
Вольный как…
Мудрый как…
Вороватый как…
Верный как…
Яркий как…
Большеглазый как…
Желторотый как…
Важный или надутый как…
Воркует как…
Взгляд острый как у …
Трещит как …
Подведение итогов.
Конкурс «Веришь не веришь»
Ведущий: Это конкурс для капитанов команд. На мои вопросы вы отвечаете да или нет.
Верите ли вы, что кукушка кукует, не открывая рта? (да)
Верите ли вы, что у куропатки есть приспособление – щиток из перьев, которое называется седло? (нет)
Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (нет)
Верите ли вы, что самая маленькая птица в мире это королек? (нет)
Верите ли вы, что у птиц память отсутствует?
Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим законам? (да)
Подведение итогов.
Конкурс «Узнай по портрету»
Ведущий: Сейчас по рисунку вы должны будете определить, какая перед вами птица. Каждой команде будет показано по10 изображений: кто больше узнает.
Подведение итогов.
Конкурс «Актерское мастерство»
Ведущий: Каждая команда получит сейчас задание изобразить птицу и ее пение
Кто лучше справится с заданием?
1 команда пение кукушки
2 команда пение петуха
Подведение итогов.
Конкурс «Самый зоркий»
Ведущий: За 3 минуты нужно найти и зачеркнуть названия птиц.
с к в о л к у К
о ре рца с У
я т л е а пл шде л це и я к
с о л о в т г а
па в г у с рк
по л и ньа ч
о пу г а и ч а
( кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь, ласточка)Подведение итогов конкурса и викторины.
Награждение команд грамотами и призами.
Подготовленный ученик читает стихотворение «Просьба» Н.А. Заболоцкого
Классный час «День птиц»
Цель: познакомить учащихся с многообразием пернатых, дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий, развивать речь детей, прививать любовь и бережное отношение к родной природе, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: открытки и рисунки с изображением птиц, рисунки со схемами полета птиц, кроссворд, запись птичьих голосов.
Ход урока:
Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем - ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
Тема нашего классного часа спряталась в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица)
Начиная с 1923 года, школьники нашей страны ежегодно в марте-апреле в дни весенних каникул проводят традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдения за жизнью птиц сыграли большую роль в развитии естественных наук.
Сегодня день птиц празднуют сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают кормушки и домики. Кто же такие эти птицы?
Птицы – это песнь и полет!
Птицы – это дети воздуха, покорители воздушного пространства
Птицы – это дети радуги. Перья их переливаются всеми цветами.
Птицы – это верные помощники человека в борьбе с вредителями.
Птицы – это тайна и красота.
Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно в лесу, на речке, в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц жизни не хватит. Но тех, которые живут рядом с вами надо знать.
(звучит запись птичьих голосов)
Шумят, галдят пернатые с утра до вечера. Разные птицы подают голос по-разному. Давайте прислушаемся.
А какие интересные у них названия.
Подготовленные заранее дети рассказывают, как образовались имена птиц: зарянки, горихвостки, зяблика, клеста и др.
Физкультминутка:
Цапля
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Куда это птицы улетают каждую осень? – издавна спрашивал себя человек.
В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в 18 веке один натуралист утверждал, что птицы улетают … на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.
Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших.
Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья, чтобы переждать природные неудобства.
Где же они проводят время, улетая от нас? (доклады заранее подготовленных детей)
Все это мы узнали от ученых, исследующих жизнь пернатых. А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц?
Сейчас мы отгадаем загадки про птиц и, вписав отгадки в таблицу, в выделенной графе получим ответ на этот вопрос.
с о в а ж а в о ро но к в о ро на с и ни ца к л е с т с к в о ре цпе л и к а нс о л о в е йс не г и рьв е рт и ше йк а
дя т е л Орнитология – наука, изучающая жизнь птиц.
Птиц можно узнать не только по голосу и окраске. Каждая птица имеет свой характерный признак
Соедините стрелками признаки и названия птиц.
Рыболов соловей
Плотник ласточка
Лесная кошка поползень
Строитель баклан
Акробат иволга
Солист кукушка
Хищник дятел
Легкомысленная мать сова
По ходу учитель делает пояснения, почему так говорят о птице.
Физкультминутка:
Птички
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
Птицы любят свободу, но они нуждаются в нашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц? Чем вы их кормите?
Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Конопля – подходит для всех птиц.
Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней и дятлов.
Завтра, ребята, мы с вами развесим скворечники и кормушки, которые изготовим и поможем нашим защитникам урожая.
Я надеюсь, что вы сегодня узнали много нового и интересного. Наблюдайте за пернатыми, слушайте, их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!
«Путешествие по страницам Красной книги»
Цель: познакомить детей с Красной книгой, растениями и животными, которые занесены в нее.
Оборудование: Красная книга, фото растений и животных.
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Каждый из вас слышал о ней, но не многие знают ее историю.
В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан международный союз охраны природы и природных ресурсов.
Его задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали заботы человека.
Была создана специальная комиссия, которая составила мировой список, где были записаны растения и животные с указанием причины такого состояния их в природе. Этот список решили назвать красной книгой.
Почему этот список назвали именно Красной книгой, а не желтой или синей?
Ответы детей.
Красный цвет – сигнал опасности, и поэтому книга стала красной.
Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными.
Итак, откроем книгу.
Учитель: Прочитайте, для чего нужна красная книга.
Дети читают предисловие.
Учитель: Составление первого варианта красной книги потребовало 14 лет, позднее она еще переиздавалась, а почему?
Ответы детей.
Учитель: Красная книга это документ временного действия, потому что условия обитания животных и растении меняются, и новые виды могут оказаться в катастрофическом состоянии. Но в то же время усилия человека по предотвращению вымирания животных и растений дают хорошие результаты и об этом нам рассказывают зеленые страницы книги.
В книге есть классификация растений и животных.
Открывается новая страница книги.
Учитель: прочитайте, на какие группы разделены виды растений и животных.
Дети: Исчезающие, сокращающиеся, редкие, неопределенные, восстанавливающиеся.
Учитель по ходу объясняет значение каждой группы.
Учитель: Итак, отправляемся в путешествие по Красной книге и ее новая страница… (открывается страница)
Дети: Растения
Учитель: Какие растения занесены в книгу?
Рассматриваются записи в книге и подготовленные учащиеся выступают с докладами о растениях нашего края занесенных в Красную книгу.
Учитель: Итак, отправляемся на новую страницу и ее название … (открывается страница)
Дети: Животные
Учитель: Какие животные занесены в книгу?
Рассматриваются записи в книге и подготовленные учащиеся выступают с докладами о животных нашего края занесенных в Красную книгу.
Учитель: Много животных и растений занесено в Красную книгу и о них мы поговорим в следующий раз. А сейчас ответьте на мой вопрос: Для чего же нужна Красная книга?
Ответы детей.
А сейчас посмотрим, какими внимательными вы были на уроке.
Дети разгадывают кроссворд.
Задания:
1 Растение с красивыми желтыми цветами, чуть поднимается над поверхностью воды.
2 Владыка Арктики.
3 В 2-3 года эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.
4 Цветок – ловушка.
5 Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости.
6 они рождаются с длинными толстыми ногами, с прямым красным клювом и ходят 2 года в сером оперении.
1 к у б ышк а 2 б е л ыйм е дв е дь3 ж у ра в л ь4 в е не ри нб а шм а ч о к
5 т и г р6 фл а м и нг о Учитель: Какое слово получилось в выделенной строчке?
Дети: Береги!
Учитель: Я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы по другому будете относиться к природе и сможете пополнить зеленые страницы Красной книги.
Неделя
окружающего мира
«Птицы – наши друзья»
255333564770