Статья Организация словарной работы на уроках русского языка с обучающимися, получающими профессию повар
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ПОЛУЧАЮЩИМИ ПРОФЕССИЮ ПОВАР
Пояснительная записка
Словарная работа на уроках русского языка проводится, как правило, в течение всего учебного года попутно с изучением основного материала. Однако, по моему мнению, целесообразно выделять для изучения слов с непроверяемым написанием, для закрепления и контроля отдельные уроки или часть урока, т.к. значение этой работы велико, а внимание ей не всегда уделяется должное. Словарную работу можно проводить на всех этапах урока.
В данной статье отражены разнообразные виды словарной работы, слова сгруппированы в соответствии с программой и тематическим планированием.
Словарные слова обучающиеся записывают в рабочие тетради, буквы, написание которых надо запомнить, выделяют другим цветом, подчеркивают. При необходимости записывают лексическое значение слова, подбирают однокоренные слова. Слова-синонимы выделяют фигурной скобкой.
Образец записи: ботвинья – холодное кушанье из кваса с отварной свекольной ботвой, луком и рыбой.
Работая со словарными словами, обучающиеся получают и дополнительные знания по професссии. Например, при записи слов «болтушка», «ботвинья», они не только запоминают написание данных слов, но и узнают о значении слов, рецептах приготовления тех или иных блюд.
ПЛАНИРОВАНИЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ
Изучаемый программный материал
Изучаемые слова
Виды упражнений
Лексика и фразеология
Ботвинья, болтушка, брынза, бутерброд, вареники, ватрушка, всухомятку, выкушать, газировка, галушки, гарнир, геркулес, глазунья, гранат, гренки, гуляш, дегустатор, завтракать, заливное, заправить, ингредиент, инжир, ириска, калорийность, калорийный, картошка, клёцки, кулинария, кумыс, лаваш, минералка, харчо, хворост,
Работа со словарями, запись под диктовку, самодиктант, творческий диктант
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Боржоми, бекон, варенье, вермишель, винегрет, выпекать, бифштекс, дрожжи, желе, зефир, зразы, имбирь, камбала, килограмм, коктейль, кофе, майонез, пельмени, стаканы, торты, творог, щавель, яблоко, яичница.
Запись под диктовку, использование слов при выполнении фонетического, орфографического разборов, составление с данными словами словосочетаний, предложений
Морфемика, словообразование, орфография
Блинная, блинчик, бескостный, блюдце, бобовый, борщок, булочная, булка, вафельница, вкусности, вкусный, вкусовой, всеядный, выпечка, горчичный, грецкий, грудинка, добавка, жаровня, заварка, зажарить, закуска, закусочная, запечь, засолка, засолочный, икринка, карамелька, картофелина, кашица, кисломолочный, клубнеплод, клубничка, консервировать, конфета, кофеварка, куриный, лепешка, макаронник, макаронина, малосольный, маслянистый, молоко, морковь, навар, окрошка, пельменная, рассол, рассольник, салатник, сахаристый, творожистый,
телятина, холодец, цитрусовый, чаепитие, черноплодный, яблочный, ягода, яичный.
Запись под диктовку,
использование слов при выполнении морфемного, словообразовательного, орфографического разборов, подбор однокоренных слов.
Морфология и орфография
Азу, ананас, анчоус, апельсин, аппетит, аппетитный, ароматный, баклажан, банан, бармен, безе, бекон, белок, беляши, бефстроганов, бисквит, бокал,
блюдо, борщ, бройлер, вермишель, говядина, голубцы, горох, горчица, горько-соленый, гречиха, духовка, жареный, изжога, изюм, испечь, калач, кальмар, капуста, каравай, карамель, картофель, кастрюля, килограмм, кипяток, кипяченый, кисель, кисло-сладкий, клубника, кока-кола, кокос, колбаса, консервы, копчености, корейка, корица, котлета, кофейник, крахмал, креветки, крекер, крем-сода, крендель, кухня, кушанье, лакомство, лапша, лимонад, лимоннокислый, макароны, мандарин, маргарин, мариновать, мармелад, омлет, пастила, сахар, сметана, смородина, тарелка, фрикаделька, фужер, халва, хек, цитрусы, черешня, шампиньон, шарлотка, шинковать, яйцо.
Использование слов при всевозможных видах диктантов, при составлении словосочетаний, предложений, текстов на заданную тему.
Работа ведется по учебникам Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования /Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования /Т.М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.