ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ЭФФЕКТИВНОЕ ОСВОЕНИЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА



ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ЭФФЕКТИВНОЕ ОСВОЕНИЕ СЛОВАРНОЙ
РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Начальное обучение - важное время жизни для тех, кого мы называем будущие члены общества. То, как проходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества."Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма", - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ. Словарная работа - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.
Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую "орфографическую зоркость", добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа:носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов). Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку. Словарно - орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно - орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Все трудные слова, изучаемые в начальной школе можно разделить по тематическим группам: Животные, школа, инструменты,птицы, растения, месяцы и другие. Можно выделить четыре этапа, способствующих качественному изменению навыка правописания непроверяемых и труднопроверяемых слов. 1. Подготовительный этап. Целью данного этапа является вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями. На этом этапе формирования орфографического навыка решаются следующие задачи: познакомить детей с непроверяемым словом, выяснить и уточнить его лексическое значение; научить школьников орфоэпическому и орфографическому проговариванию данного слова; приступить к формированию умения осознано находить орфограмму, определять ее тип; познакомить школьников с этимологической справкой к непроверяемому слову. 2. Ориентировочный этап. На данном этапе учащиеся знакомятся со структурой орфографического действия, т.е. вплотную подводятся к решению вопроса о том, что нужно сделать, чтобы правильно написать непроверяемое слово. Перед младшими школьниками на этом этапе четко формулируется объект и цель действия. Так, объектом является непроверяемое слово, а целью правильность и осознанность его написания. 3. Закрепительный этап. На этом этапе посредством применения различных упражнений вырабатываются такие качества орфографического навыка, как сознательность и правильность. На данном этапе этимологические сведения о слове следует повторять всякий раз, когда учащиеся нарушают правописание или нормы речевого употребления слова (корова образовано от кор – “рог”, огурец – от огур – “незрелый”). На данном этапе можно использовать разнообразные задания творческого характера, которые бы развивали ум, активизировали воображение и фантазию детей. 4. Этап контроля и самоконтроля. Необходимость данного этапа обусловлена самой сущностью орфографического навыка: во – первых, навык формируется в речевой деятельности (ее письменной форме), которая предполагает выполнение не только ряда грамматических упражнений, но и работ творческого характера, способствующих как речевому развитию учащихся, так и повышению грамотности выполняемых работ; во – вторых, сформированность навыка проявляется в том случае, когда написание изучаемой орфограммы становится для учащихся не целью, а средством в решении речевых задач. На этом этапе следует проводить диктанты, изложения и игры из занимательной грамматики Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка.-Содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова.Например ЛОПАТА- ОРУДИЕ ТРУДА С ДЛИННОЙ РУЧКОЙ И ПЛОСКИМ ШИРОКИМ КОНЦОМ. Применяется для рыхления земли.Название получено на основании сходства предметов по внешнему виду. Раньше было слово «лопа» – «похожая на ладонь». Так же образовалось слово «лопасти» – «плоская широкая часть винта у парохода или самолета».Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях можно использовать АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ, который помогает правильно написать орфограмму. Требования к ассоциативному образу 1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-нибудь признаком: по цвету количеству действию звучанию назначению местоположению форме материалу вкусу массе и т.д. 2.Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, котораяявляется сомнительнойв словарном слове. Примеры словарных слов и ассоциативных образов 1.Подбор ассоциативных рядов слов. гАзета- бумАга дИректОр – крИк, рОт зАвод – трубА инЕй – бЕлый, снЕг кАпуста – зАяц кАрандаш – грАнь, бумАга кАрман – дырА кОнцерт – нОта, хОр, дО кОрабль – вОлны, бОцман, кОк лАдонь – лАпа мАшина – шинА сОбака - хвОст Виды работ со словарными словами. 1Разучивание с детьми правописания трудных слов. 2Слова в стихах (по темам). 3Словарные диктанты. 4Письмо по памяти. 5Подобрать однокоренные слова. 6Ребусы, загадки и кроссворды. 7Слуховые и зрительные диктанты. 8Метод языкового анализа. 9Проверить по словарику, подчеркнуть орфограммы. 10Составить тематические группы – блоки. 11Составить словосочетания, предложения с трудными словами. 12Придумывание сказок, рассказов со словарными словами. 13Записать цепочки слов. 14Записать слова с аналогичной орфограммой (а, о, сс...). 15Нахождение “опасных” мест. 16Группировка по составу, по частям речи, по количеству слогов, по месту ударения. 17Определить число. 18Записать слова с пропуском букв (г* р* х, п* с* д*). 19Разделить слова на слоги. 20Разделить слова для переноса. 21Определить часть речи. 22Определить ритмический рисунок 23Определить род. 24Определить количество звуков и букв. 25Разобрать слова по составу. 26Назвать орфограмму. 27Подобрать синонимы, антонимы. 28Выписать собственные имена существительные. 29Записать существительные только мужского, только женского, только среднего рода. 30Работа с деформированным текстом. 31Вставить в пословицу или поговорку нужное словарное слово. 32Объяснить и записать фразеологический оборот со словарным словом. 33Слово “рассыпалось”. 34 «Доскажи словечко» 35Обобщить слова одной темой. Данные виды работ со словарными словами позволят учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас, сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. При обучении детей правописанию слов я обязательно использую орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников (под ред. Грушникова и др.)Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяю.следующие: а)устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них "опасного" при письме места; б)выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме животные", "вежливые слова" и в) списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание др. в) упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря. Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование отслов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов.Например: Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить. Разбор слова по составу: для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др. Различные виды работы с фразеологическими выражениями, Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний. Без году неделя (совсем недавно).Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо). Подобную работу провожу с пословицами.. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.Аппетит приходит во время еды.Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Тот герой, кто за Родину горой. Декабрь - хвостик года. Золото добывают из земли, а знания из книг. Большому кораблю большое плавание. Захотел медведь мёду, да вспомнил Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)Музыканты прибежали, В барабаны застучапи. Вдруг забили барабаны. Прибежали обезьяны. (К. Чуковский) Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. (А. Пушкин) Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми словарные слова. Сам алый, сахарный.Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)Это кто бежит такой По лесной oпyШKe, Белый весь, как снег зимой, Ушки на макушке? (Заяц)Не снег, не лёд,А серебром деревья уберёт. (Иней) Одним из эффективных источников мотивации работы учащихся являются игры, которые обязательно надо использовать на уроках, т.к. они несут заряд положительных эмоций. Использование игр снимает у детей излишнюю напряженность, тревожность, которые могут возникать на уроках русского языка. Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых форм повышает заинтересованность детей в уроке. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться орфографическими словарями, что, безусловно, повысит уровень их речи. Каждый учитель начальной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребёнок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.
В. В. Волина. Занимательное азбуковедение. М.: - Просвещение, 1995 А. Ундзенкова, О. Сагирова. Русский с увлечением. Екатеринбург, 1997 Е. А. Арбатова. Вставь букву. С.-П.: - Литера, 2005 Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. М.: - Первое сентября, 2000