ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


«МОИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ»
Номинация
Тема
организация проектной
и учебно-исследовательской деятельности учащихся на ступени
основного общего образования
Глухих Оксана Николаевна- учитель математики
МОУ «Новохоперская гимназия №1»
Новохоперского муниципального района
Воронежской области
2015 год
Пояснительная записка
Данное пособие представляет собой межпредметную программу организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования Программа разработана на основе требований ФГОС основного общего образования, в соответствии программой формирования и развития универсальных учебных действий, соотносится с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, преемственна по отношению к системе работы по формированию навыков проектной деятельности у учащихся начальной школы и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и способности к учебно-исследовательской и проектной деятельности. Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию результатов предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностных и социально значимых проблем. Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования согласовывается с программами социализации и профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования.
Основная цель программы – создать условия для формирования и развития учебно-исследовательской компетенции учащихся посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
1. Описать специфику учебно-исследовательской и проектной
деятельности учащихся на этапе основного образования.
2. Объяснить принципы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учеников на ступени ООО.
3. Определить направления и возможные формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
4. Сформулировать планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников;
5. Сконструировать систему оценивания проектных и учебно-исследовательских работ.
Главное отличительное качество учебной деятельности состоит в том, что логика учебной деятельности задается логикой развертывания учебного содержания. Проектная же деятельность строится «от результата», т.е. по структуре, и по последовательности отдельных действий выстраивается применительно к конкретной задаче. Учебно-исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы».Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему, задачу в результате самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов [15,5].
2.Содержание учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.
К общим характеристикам следует отнести:
практически значимые цели и задачи исследовательской и
проектной деятельности;
структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем к использованию виде;компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию учащихся;
итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.
3.Этапы организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности в основной школе.
Для формирования в основной школе проектирования как совместной формы деятельности взрослых и детей, для формирования способности подростков к осуществлению ответственного выбора, необходимо выделить в образовательном пространстве школы (учебного блока) несколько подпространств – подготовки, опыта и демонстрации, поскольку именно эти три этапа выделяются как в структуре проекта, эксперимента, так и в структуре индивидуального проекта. Подготовка подразумевает формулирование замысла, планирование возможных действий. Опыт подразумевает пробу осуществления замысла, первичную реализацию. Демонстрация предполагает окончательную реализацию замысла, своеобразный отчет о связи запланированного и реализованного. Фактически это этап оценки состоятельности своего замысла.
Процесс проектирования и исследований на протяжении всей основной школы проходит несколько стадий.
На переходном этапе (5-6 классы) в учебной деятельности используется специальный тип задач – проектная задача (определение проектной задачи, ее характеристики смотри [5,6]).
Педагогические эффекты от проектных задач:
задает реальную возможность организации взаимодействия
(сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачам. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе;
учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания;
дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших подростков (5-6 классы) формируются следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
ставить и удерживать цели;
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач являются экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». Как итог учебного года для учителя важна динамика в становлении класса (группы) как учебного сообщества, в развитии способностей детей ставить задачи, искать пути их решения. На этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого результата. Итак, проектные задачи на образовательном переходе (5-6 классы) есть шаг к проектной деятельности в подростковой школе (7-9 классы). Также в 5 – 6 классах учащиеся выполняют групповые проекты.
На этапе самоопределения (7-9 классы) появляются проектные формы учебной деятельности, учебное и социальное проектирование. Проектная форма учебной деятельности учащихся - есть система учебно-познавательных, познавательных действий школьников под руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта. Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность, где школьники сами ставят цели своего проектирования. [12,7]. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т.е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт.
Школьный проект – это целесообразное действие, локализованное во времени, который имеет следующую структуру:
анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования);
конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);
выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач).
выполнение (реализация) проекта: планирование этапов выполнения проекта;
обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
подготовка итогового продукта: обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных результатов;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Основные требования к использованию проектной формы обучения:
1) наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2) практическая, теоретическая, социальная значимость предполагаемых результатов;
3) возможность самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы учащихся;4) структурирование содержательной части проекта (с указанием
поэтапных результатов);
5) использование исследовательских методов, предусматривающих
определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования
(использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и т.п.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
6) представление результатов выполненных проектов в виде
материального продукта (видеофильм, альбом, компьютерная программа, альманах, доклад, стендовый доклад и т.п.).4. Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся (типы проектов)
Отправной точкой при проектировании содержания образования в МОУ «Новохоперская гимназия № 1» является ФГОС основного общего образования, основная образовательная программа образовательного учреждения.
В рамках ООП МОУ «Новохоперская гимназия № 1» предлагается работа с содержанием образования в четырех направлениях.
Первое – поиск таких мест, точек в сложившихся учебных программах, которые позволяют школьникам совершать хотя бы отдельные свободные действия с изучаемым содержанием (например, разработка маршрута путешествия по карте или плану местности). Второе – отказ от полной формы проектирования (составление запусковых ситуаций, которые позволяют анализировать предложенную информацию глубже и разностороннее, чем обычно, т.е. расширять пространство работы школьников, не претендуя на полномасштабную проектную деятельностьПроект может быть небольшим, может не заканчиваться реальным продуктом (а только его эскизом), но он никак не может превратиться в упражнение. Третье – встраивание в содержание учебного предмета проектные формы учебной деятельности на ключевых (важных) моментах учебного курса или координации нескольких учебных предметов. В этих образовательных местах (точках) учебный процесс на определенное время (от одной до трех недель) превращается в реальное проектирование определенного фрагмента учебного содержания предмета (группы предметов).
Четвертое – организация проектной деятельности школьников за пределами учебного содержания (социальное проектирование). Фактически на сегодняшний день полноценное проектирование возможно только вне учебного содержания. Тогда содержанием проектирования становится некоторый социальный контекст. Исходя из указанных четырех направлений действий, возможны следующие типы и виды проектов, проектных форм учебной деятельности. Так, к моменту завершения основного общего образования школьники должны быть способны самостоятельно выполнить проект. Поэтому при планировании важно проследить, чтобы ученик последовательно участвовал во все меньших по составу проектных групп. Общая динамика должна заключаться в уменьшении численного состава группы или выделении внутри большого проекта отдельных подпроектов, выполняемых меньшим числом участников и индивидуально. То же справедливо и относительно динамики изменения управления проектом: от внешнего, открытого управления к скрытому, консультативному.
Рассмотрим типы проектов, которые рекомендовано использовать в учебном процессе. Мы придерживаемся традиционной типологии проектов, предложенной Е.С. Полат (см. Новые педагогические и информационные технологиив системе образования: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под. ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002)По преобладающему виду деятельности :Информационный проект.
Игровой проект.
Социальный проект.
По содержанию:
МонопроектIII. По количеству учащихся.
С целью соблюдения принципа увеличения сложности и преемственности по отношению к проектной деятельности, организуемой на начальной ступени обучения, в основной школе предполагается выполнение групповых проектов (5 – 6 классы) и индивидуальных (7 – 8 классы) проектов. Итоговой оценке подлежит защита итогового индивидуального проекта.
5. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся»
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся» отражают требования к личностным и метапредметным результатам освоения ООП ООО МОУ «Новохоперская гимназия № 1», заложенные ФГОС ООО.
Планируемые личностные результаты.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Планируемые метапредметные результаты.
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Специфические результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности:
Выпускник научится:
- определять область своих познавательных интересов;
- искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек;
- находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта;
- определять проблему как противоречие;
- формулировать цель и задачи учебного исследования или проекта;
- определять продукт учебного проекта и результаты учебного исследования;
- предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект;
• использовать догадку, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.[33-34,8]
6. УУД учащихся, формируемые в ходе выполнения учебно-исследовательской и проектной работы
Этапы учебно-исследовательской /
проектной работы
Формируемые УУД учащихся
1. Аргументирование актуальности темы. Формулировка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение противоречия. Постановка цели, задач исследования.
П УУД: -мение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- умение ставить вопросы как компонент умения видеть проблему;умение формулировать проблему.
- умение выделять главное.
- умение давать определение понятиям, владение терминами.
К УУД: - умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников группового проекта, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.
Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.
Умение проводить анализ, синтез.
3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария.
Р УУД: - постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; планирование пути достижения целей;
-умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-умение прогнозировать будущие события и развитие процесса.
4. Поиск решения проблемы, проведение учебного исследования (проектной работы) с поэтапным контролем и коррекцией результатов.
П УУД:  умение проводить наблюдение, эксперимент, простейший опыт, проект, учебное исследование под руководством учителя;
- умение работать с информацией: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, структурировать информацию, выделять главное и второстепенное;
- умение работать с текстом (ознакомительное, изучающее, поисковое чтение);
- умение работать с метафорами;
- умение давать определение понятиям;
- умение делать выводы и умозаключения;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, родовидовых отношений, обобщать понятия;
- умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- умение анализировать полученные результаты и применять их к новым ситуациям.
К УУД: умение распределять роли в ходе выполнения группового проекта, координировать свои действия с действиями одноклассников в ходе решения единой проблемы;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников группового проекта, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий своих и партнёров, уметь убеждать;
- умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение осуществлять само- и взаимоконтроль.
5.Оформление, представление (защита) продукта проектных работ, результатов учебного исследования. П УУД: - умение структурировать материал; умение выбрать оптимальную форму презентации образовательного продукта; умение использовать ИКТ для защиты полученного образовательного продукта.
К УУД: - умение выражать и доказывать свою позицию, объяснять, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- умение формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владение устной и письменной речью, умение строить монологическое контекстное высказывание;
- использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
7. Требования к структуре учебно-исследовательской и проектной работы учащихся.
Выполнение проекта или учебно-исследовательской работы начинается с выбора темы. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя могут определять тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету (монопроекты) с учетом интересов и способностей учащихся. В других - тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и прикладные.
Общие требования, которым должна отвечать формулировка темы проекта или учебно-исследовательской работы:
- краткость;
- проблемность;
- ясность смысла, т.е. понятность;
- благозвучие;
- этичность формулировки.
Краткость темы - важнейшее её качество. Из формулировки, т.е. из заглавия темы следует исключить лишние слова, чтобы их общее количество довести по возможности до 6-7.
Проблемность темы. Тема обязательно содержит проблему поиска. Проблемность означает её направленность на совершение каких-либо действий, т.е. на изменение или усовершенствование зависимостей.
Учебно-исследовательская и проектная работа включает следующие структурные компоненты:
титульный лист;
оглавление;
введение;
основная часть;
заключение;
список литературы;
приложения.
Рассмотрим подробно каждый структурный компонент.
Титульный лист считается 1-й страницей (нумерация на нём не ставится).
Оформляется в соответствии с требованиями (см. Приложение 1).
Название учебного заведения, предмета, данные автора и руководителя, год – шрифт 16. Название вида работы шрифт 20 – первая буква заглавная; тема – шрифт 20 все заглавные буквы.
Оглавление.
По содержанию это план работы. Оглавление помещается сразу после титульного листа. В оглавлении выделяется введение, глава 1, глава 2, заключение, список литературы, приложения. Названия глав не должны повторять название темы. Каждая глава, в свою очередь, состоит из параграфов, которые обозначаются соответственно 1.1.,1.2. и т.д. Параграфов должно быть не менее двух. Названия параграфов не должны повторять название глав. На строке названия параграфа или главы указывается страница (см. Приложение 2).
Введение.
Здесь раскрываются актуальность выбора темы, формируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цель, задачи, гипотеза работы, использованные методы исследования, практическая значимость работы;Основная часть
Название «Основная часть» условное и оно не печатается. Основная часть состоит из одной главы (если работа носит теоретический характер) или из двух глав: теоретической и практической.
В теоретической части содержатся теоретические основы изучаемой проблемы. Учащийся демонстрирует умение работать с информацией: анализировать структурировать, делать выводы.
Практическая часть должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять из проектирования деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть должна представлять собой определенный образовательный продукт.
В заключении указывается краткое описание проделанной работы.
Делаются выводы, которые не должны повторять выводы по главам. Формулируется утверждение о достижении цели и доказанности гипотезы с кратким подтверждением. Устанавливается практическая значимость работы (кому может быть интересна, полезна и т.д.)
Список используемой литературы.
Оформляется на отдельных листах в соответствии с требованиями ГОСт. В списке использованной литературы приводятся те литературные источники, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. Список литературы располагается в алфавитном порядке (по фамилии автора или названию книги, если книга под редакцией …). Порядок расположения элементов библиографического описания следующий:
Фамилия и инициалы автора
Название книги или статьи
Место издания
Название издательства
5. Год издания
6. Количество страниц
При числе авторов больше 3-х человек достаточно указать фамилию и инициалы первого, добавив «и др.». Если авторы издания на титуле не обозначены, то издание ставят в алфавитный список по первой букве названия. Образец оформления списка использованной литературы предложен в. Приложении 3.
Приложения могут содержать иллюстрации, таблицы, фотографии, данные опроса, анкетирования, схемы, графики и другой материал, поддерживающий положения основной части. На все приложения должны быть ссылки в тексте работы.
Требования к оформлению цитат и ссылок в учебно-исследовательской и проектной работе раскрываются в Приложении 4.
8. Оценка выполнения проектных и учебно-исследовательских работ.
В оценке результата учебного проекта (исследования) учитывается:
1) участие в проектировании (исследовании): активность каждого
участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслить последствия этого выбора, результаты собственной деятельности;
2) выполнение проекта (исследования): объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели;
3) также могут оцениваться: корректность применяемых методов
исследования и методов представления результатов; глубина
проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления проекта (исследования).
Приведенный общий список избыточный. Но крайне важно само по себе наличие перечня возможных критериев. Он показывает множественность оснований для оценки, их неравнозначность и предлагает выбор критериев оценки самостоятельного проекта (исследования). По мере формирования проектной деятельности школьников формируется и возрастное новообразование, крайне важное для всего дальнейшего личностного развития ребенка – ответственное действие. Оценка как особая (пусть и весьма демократическая) санкция за невыполнение, за нарушение процедуры, сроков, качества продукта – важный момент управления проектной деятельностью.
При учебно-исследовательской и проектной деятельности оценка перестает быть прерогативой учителя. Технологичное по своей сути оценивание превращается в самостоятельный аспект общей деятельности по управлению и организации проектной деятельности школьников. Формат оценивания выбирается в соответствии с конкретными обстоятельствами.
На этапе 5-6-х классов дети впервые по-настоящему сталкиваются с ситуацией свободного выбора, постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению замысла. Это этап пробы себя в ситуации свободного действия. Оценка проектной деятельности (проектной задачи на этом этапе) носит, скорее, иллюстративный характер. О формировании ответственного проектного действия говорить еще рано. Главный образовательный результат – умение различать виды работ и виды ответственности за них (именно различать, но еще не реализовывать).
На этапе 7-9-х классов ученики приобретают необходимые навыки – планирования, целесообразного действия, оформления проектов, их презентации и т.п. Поскольку к концу 8 класса необходимо выполнить индивидуальный итоговый учебный проект, мера ответственности за собственную работу возрастает. На этом этапе различается: жесткое (критериальное) оценивание и сферы, где оценка условна и субъективна.
В процессе проектной деятельности возможна с помощью специальных оценочных процедур оценка уровня сформированности ключевых компетенций учащегося: учебно-познавательной, компетенции социального взаимодействия, коммуникативной, социокультурной компетенции.
Объектами оценки метапредметных результатов является портфолио деятельности учащегося, презентация продукта проекта или результатов учебного исследования. Наблюдение и оценку рабочих листов портфолио проектной деятельности проводит только руководитель проекта.
Оценка итогового проекта осуществляется комиссией в ходе защиты проекта. В соответствии с системой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Новохоперская гимназия № 1» оценка за выполнение индивидуального итогового проекта является составной частью итоговой оценки метапредметных результатов. Максимальный балл за итоговый проект составляет 40 баллов. Итоговая оценка достижения метапреметных результатов на ступени основного общего образования в МОУ «Новохоперская гимназия № 1» носит комплексный и рейтинговый характер. Она включает в себя оценку итогового индивидуального проекта, результаты итоговых комплексных работ на межпредметной основе (за 8 класс), оценку «Портфеля достижений учащихся» (портфолио). Примерная схема итоговой оценки достижения метапреметных результатов на ступени основного общего образования приведена ниже в виде схемы:
Итоговая оценка достижения метапреметных результатов: 100 баллов
макс. – 100 баллов



Результаты итоговых комплексных работ на межпредм. основе.
20 баллов
20 баллов
Оценка «Портфолио».
40 баллов
Оценка итогового индивид. Проекта.
40 баллов



Перевод полученного рейтинга в пятибалльную шкалу переводится следующим образом:
50 – 70 % соответствуют оценке «удовлетворительно»;
71 – 85 % соответствуют оценке «хорошо»;
86 – 100 % соответствуют оценке «отлично»;
менее 50 % полученных баллов соответствуют оценке «неудовлетворительно».
В спорных случаях оценка выставляется в пользу ученика.
Отметка за выполнение итогового индивидуального проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В аттестат об основном общем образовании отметка за итоговый проект выставляется в свободную строку. Примерная разлиновка страницы «Проектная деятельность».
Рассмотрим критерии оценки за итоговый проект .Критерии оценки итогового индивидуального проектаКритерии Содержание критерия Макс. балл
Постановка проблемы Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 3
Понятийный аппарат. Постановка учебной цели и задач, формулирование гипотезы, выбор методов исследования, составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата.
7
Оценка результата учебного исследования / продукта проекта: оценка продвижения в проекте. Наличие выводов, заключения, практическая значимость результатов работы, визуальное представление резултатов (графики, диаграммы, рисунки, фотографии, фидеофайлы, и т.д.). Репродуктивный / творческий характер результата работы; нравственно-этический компонент результатов (исходя из социальных и личностных ценностей); способность соотносить свой опыт, свои жизненные планы с проблемой выполненной работы. 8
Работа с информацией: поиск, структурирование информации; четкие выводы; обработка информации: схемы, графики, диаграммы, таблицы; очевидная практическая значимость результатов.Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; (свободная) ориентация и восприятие текстов разных функциональных стилей: художественного, научного, публицистического и официально-делового; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
построение логической цепочки рассуждений на основе полученной информации 10
Коммуникация:
устная презентация, компьютерная презентация. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в ходе защиты учебно-исследовательской работы, проекта: раскрыть заявленную тему, показать достижение поставленной цели, доказать или опровергнуть гипотезу; соответствие высказывания задачам и условиям коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; владение саморегуляцией; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; умение отвечать на вопросы, ставить вопросы, владение компенсаторной компетенцией (умение найти выход из затруднительных ситуаций). 12
Максимальный балл за учебно-исследовательскую работу / проект. 40
Данные критерии рекомендовано использовать при оценке при оценке индивидуальных проектов в 7 – 8классах.
Оценку групповых проектов в 5 – 6классах можно проводить по предложенным в таблице критериям.
Оценка группового учебного проекта в 5 – 6 классах.
Критерии Содержание критерия ФИО уч-ся Фактический балл
Уч-ся Макс. Балл за критерий
1. Понятийный аппарат. Актуальность выбранной темы, новизна работы, постановка учебной цели и задач, определение объекта (по-возможности), предмета исследования, выбор методов исследования, практическая значимость работы. 10
2. Регулятивные универсальные учебные действия
(оценивает руководитель) Умение сформулировать проблему, самостоятельно выбрать способы решения проблемы (репродуктивного, продуктивного, творческого характера). 10
Умение составлять план действий в соответствии с поставленной целью и задачами. Умение предвосхищать результат. Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную (определять познавательную значимость выполняемой практической деятельности). Умение планировать пути достижения целей. Умение осуществлять самоконтроль действий.
Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действий, так и по ходу их реализации. 3. Познавательные универсальные учебные действия Умение устанавливать причинно-следственные связи. 10
Умение обобщать, сравнивать понятия, классифицировать, выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения проекта. 4. Работа с информацией: поиск, анализ, структурирование информации Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; (свободная) ориентация и восприятие текстов разных функциональных стилей: художественного, научного, публицистического и официально-делового; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
построение логической цепочки рассуждений на основе полученной информации 10
5. Коммуникативные универсальные учебные действия. Умение свободно с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в ходе защиты проектной работы, проекта: раскрыть заявленную тему, показать достижение поставленной цели; соответствие высказывания задачам и условиям коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; владение саморегуляцией; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; умение отвечать на вопросы, ставить вопросы участникам обсуждения, владение компенсаторной компетенцией (умение найти выход из затруднительных ситуаций).
Умение строить заимодействие в группе в ходе совместного выполнения проекта, умение проявлять инициативу, распределять роли для достижения общей цели, умение проявлять ответственность за порученную индивидуальную работу и за работу всей группы, проявление толерантности, тактичности, взаимоподдержки. 10
6. Результат учебного проекта (продукта проекта). Наличие образовательного (творческого) продукта, наличие выводов, заключения, практическая значимость результатов работы, визуальное представление резултатов (графики, диаграммы, рисунки, фотографии, видеофайлы, презентации, модели и т.д.). Репродуктивный / творческий характер результата работы; нравственно-этический компонент результатов (исходя из социальных и личностных ценностей); способность соотносить свой опыт, свои жизненные планы с проблемой выполненной работы. 10
Максимальный балл за групповой проект. 60
Рейтинг Кол-во баллов оценка
100-95 % соответствуют оценке «5»
94-75 % - «4»;
74-50 %-«3»;
менее 50%-«2»;
57 – 60 5
45 – 56 4
30 – 44 3
менее 30 2
Приложение 1
Образец оформления титульного листа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новохоперская гимназия № 1»
Учебно-исследовательская работа
ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Выполнила ученица 8 «А» класса
Рогова Елена Ивановна
Руководитель Шилова Ольга Петровна
2013
Приложение 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………....3
Глава 1. Общеучебные умения как педагогическая проблема…………….6
1.1. Сущность понятия “умение учиться”………………..……………..6
1.2Уровни и критерии овладения учебно-организационными умениями возрастные особенности овладения ими...…………10
Глава 2. Пути формирования учебно-организационных умений у учащихся второго класса ………………………………………………………18
2.1. Психолого-педагогические основы формирования умения учиться………………………………………………………………18
2.2. Пути формирования учебно-организационных умений у второклассников (на материале обучающего эксперимента)……...22
Заключение …………………………………………………….……………27
Список литературы …………………………………………………………31
Приложение 1. Игры на развитие общеучебных умений …... …………33
Приложение 3
Использованная литература.
1. Артёмова Л.К. Модель выпускника-гимназиста профильного класса [Текст] / Л.К. Артёмова // Педагогика. – 2004. - №9. – С.53 - 57
2. Крылова О.Н. Технология работы с учебным содержанием в профильной школе [Текст]: СПб.: Каро, 2005. – 144 с.
3. Новые педагогические и информационные технологиив системе образования: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под. ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002
4. ОстровскийС.Л. Как сделать презентацию к уроку? http://school-51.iptv.by/files/2012-2013/IBC/adresa/2.pdf
5. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова]. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
6.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, В.М. Заславский и др.– М.: Просвещение, 2011.
7. Луков В.А. Социальное проектирование. - Учебное пособие. 2007 г.
8. Савинов Е.С.. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. -М.: Просвещение, 2011г