Использование метода проектов на уроках английского языка в среднем звене у учащихся с ЗПР как средство формирования положительного интереса к предмету.
Использование метода проектов на уроках английского языка в среднем звене у учащихся с ЗПР как средство формирования положительного интереса к предмету.
Основным принципом обновления средней школы стала личностная ориентация образования. Личностно-ориентированное образование предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом его подготовки по предмету, его способностей, задатков, интересов. При таком типе обучения содержание, формы, методы и средства должны максимально учитывать индивидуальные особенности школьника и предпочитаемые им способы работы с учебным материалом. Возникает необходимость в создании условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают исследовательские умения, развивают системное мышление - все это позволяет метод проектов.
Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование.
Причины применения метода проектов в обучении:
необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)
актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Выполнение разнообразных учебных проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, узнать многое из того, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствуют развитию более широкого взгляда на проблемы современного общества и жизни, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.
Задача учителя - с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, потребностей, планов на будущее – создать такую рабочую атмосферу, которая бы стимулировала их мыслительную, коммуникативную и творческую деятельность.
На уроках создаются такие условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников;
учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;
развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д.)
развивают аналитическое мышление.
Методическим содержанием современного урока иностранного языка является коммуникативность. Обучающиеся с удовольствием обсуждают проекты, представленные на учебных занятиях, как в парах, так и в группах.
Практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни”.
Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но часто эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач
Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, добывают необходимую информацию.
Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: он становится партнером и консультантом.
Весь учебный процесс ориентирован на учащегося, где учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта.
Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося. Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от нее во многом зависит дальнейшая социальная адаптация личности. Каждая новая потребность вызывает интерес учащихся, поддерживая общий мотивационный срок обучения на достаточно высоком уровне.
Чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого учителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета и от его преподавания. Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство, потому что:
Благодаря проекту, повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексические навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.
Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Значительно активизируется деятельность учащихся на уроке. Даже слабые учащиеся проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий. Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку. Метод проектной деятельности в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, а способствует становлению творческой личности.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения родной культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, начиная с любви к своей семье, улице, родному городу. Данный проект призван способствовать развитию у учащихся любознательности, собирательской активности, исследовательской деятельности. Актуальность настоящего исследования определяется формированием и развитием патриотических и гражданских качеств учащихся, развитием познавательной активности, критическим и системным мышлением, углублением знания детей об истории, краеведении, географии и современном облике своего города.
Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся. На таких уроках английского языка всегда должен присутствовать предмет обсуждения. В основе проекта лежит какая-то проблема, в нашем случае – создание мультимедийного экскурсионного тура по городу оружейников, чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями, ко всему сказанному, можно отнести умение работать с информацией, с текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации), анализировать информацию, делать обобщения, выводы.
Самостоятельная деятельность учащихся при подготовке проектов формирует навык поиска иноязычной информации, закладывает основу для дальнейшей самостоятельной познавательной деятельности. Любознательность (познавательная потребность) – главный мотив исследовательского поведения. В свою очередь, интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Руководитель проекта учит правильно усваивать информацию, обучает ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию межпредметных связей.
ПРОЕКТ «ИЖЕВСК – ГОРОД ОРУЖЕЙНИКОВ».
Данный проект – исследование-обозрение. По типологии наш проект групповой, в котором исследование проводится группой, состоящей из двух человек, и каждый из них изучает определенный аспект выбранной темы. Информационно-исследовательский и творческий методы были использованы для достижения цели. Гипотеза, выдвинутая перед нашим проектом – это Город в городе.
Новизна данной работы заключается в том, что учащиеся узнали некоторые исторические факты о зарождении города оружейников, о выдающихся деятелях, внесших вклад в становление города из никому неизвестного села Ижово в индустриальный город России, более подробно рассмотрели и изучили архитектуру города, как современного, так и архитектуру XIIX-XIX в.в.
Проблемой, стоящей перед командой, является создание мультмедийного экскурсионного тура по городу оружейников – Ижевску и привлечение внимания жителей и гостей города к историческим ценностям родного края.
Объектом исследования являются исторически значимые места города оружейника, положившие начало основания промышленного города, в последствии ставшего «кузницей русского оружия».
Данный проект – интегрированный, включает такие предметы, как история – раздел «Россия в I половине XIIX века»; информатика – разделы «Microsoft Word», «Microsoft Power Point», программа обработки изображений; краеведение – раздел «Строительство XIIX в.»; география – раздел «План местности». В Федеральных государственных стандартах большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию, воспитанию чувства патриотизма. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Как правило, региональный компонент не используют при обучении конкретных тем по предмету, следовательно, изучая различные темы, он просматривается в общем о нашей стране, не включая конкретно наш регион, наш город и т.д. (только по своему выбору). Он позволяет привлекать знания из других учебных дисциплин, преодолевает разрыв между школьным образованием и жизнью, является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой. Исходя из выше сказанного, при работе над проектом обучающиеся изучают свой город, его историю, его достопримечательности, особенности развития города и его будущее.
Цели и задачи проекта.
Цель:
Способствовать, формировать и развивать умения, навыки проектной деятельности на уроках иностранного языка. Использовать возможности современных развивающих технологий, формировать базовые компетентности современного человека.
Создать мультимедийный экскурсионный тур по городу оружейников – Ижевску.
Задачи:
Формирование умений и навыков речевой иноязычной компетенции, сотрудничества в условиях создания проектов; способствование развитию творческой, информационно-исследовательской и самостоятельной деятельности учащихся.
Развитие мышления на основе аналитической, сравнительной деятельности.
Воспитание гражданственности, патриотизма и уважения к родному городу. Организация творческой деятельности учащихся в рамках заданной темы. Обеспечение взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Воспитание индивидуальной ответственности учащихся за конкретную работу. Ориентация учебного процесса на ученика, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности.
Перед учащимися был поставлен всеобъемлющий вопрос, который охватывает несколько учебных тем или предметных областей:
С чего начиналась история моей Малой Родины?
Концептуальные знания и технические навыки, необходимые учащимся, чтобы начать выполнение этого проекта:
Знать основные понятия по теме проекта, уметь работать со справочной литературой и различными источниками информации.
Отбирать минимум содержания полезной информации, работать с фотографиями, иметь навык работы на компьютере, прикладными программами.
Уметь проводить исследования.
Уметь работать в группе и индивидуально.
Основные принципы проектной работы:
Вариативность. Предполагает групповую форму работу.
Решение проблемы. Проблемные вопросы, на которые необходимо ответить группе, на протяжении всего исследования для достижения поставленной цели. Учащиеся отвечали на них, используя знания, полученные во время уроков, при самостоятельном изучении документальных источников, интернет-ресурсов:
- В чем заключается значение Ижевского пруда?
- Кто они, лица, повлиявшие на начало строительства Железоделательного завода?
- Какой Кремль есть в Ижевске? Его значение.
- Какие соборы были построены на средства оружейников?
- Выдающийся конструктор, прославивший город оружейников на весь мир.
Когнитивный подход к грамматике. Помощь учителя в проработке грамматических структур ученикам, где исчезает страх учеников перед грамматикой.
Учение с увлечением. Получение удовольствия – одно из условий эффективности обучения.
Личностный фактор. Ученикам предоставляется возможность говорить о личностных переживаниях.
Адаптация заданий.
Этапы создания проекта.
Планирование в классе.
- Обдумывание материалов и источников, необходимых группе для реализации данного проекта.
- Рассмотрение основных объектов города, входящих в основу темы работы.
- Обсуждение плана создания мультимедийного экскурсионного тура.
- Выбор оптимальной формы презентации результата.
- Составление и обсуждение примерного плана работы.
- Подбор источников информации.
Выполнение проекта.
- Сбор информации, обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования. Распределение проблемных вопросов и определенных тем для каждого учащегося с указанием объектов, на что обратить внимание и как представить свои результаты исследований.
- Основная работа руководителя со своими учениками, сконцентрирована на этом этапе, где обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. На данном этапе идет адаптация собранной информации и здесь идет индивидуальная работа учителя с учеником. Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь улучшаются и закрепляются основные языковые категории: видовременные формы глагола, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать.
- Наиболее тщательно командой рассматривались и изучались документальные исторические материалы, был посещен Выставочный центр стрелкового оружия М.Т. Калашникова, Краеведческий музей им. К.Герда, тщательно были рассмотрены достопримечательности, связанные и началом истории города, интернет-ресурсы.
- Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки в группе, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха и удовлетворения от творчества.
Оформление исследования.
- Техническое выполнение проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты результатов своих исследований на компьютерах на английском языке, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, оформляют фотографии для презентации, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. Подобрано музыкальное сопровождение к презентации в исполнении ансамбля Воткинского педагогического училища на удмуртском инструменте – крезь. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.
Презентация проекта.
- Продуктом исследовательской работы является мультимедийная презентация экскурсионного тура по Ижевску - городу-оружейников.
Проект можно использовать не только при ознакомлении гостей столицы с зарождением города, а так же при изучении темы «My country at a glance» в 8 классе.
Используя метод проектов, у учащихся повышается мотивация к изучению иностранного языка, которая снижена у учащихся с задержкой психического развития. Он способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Применение метода проектов на среднем этапе обучения повышает интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации, при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка!