Доклад на тему: «Аспекты преподавания предмета музыки в соответствии со стандартами ФГОС».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Россошинская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района












Доклад на тему: «Аспекты преподавания предмета музыки в соответствии со стандартами ФГОС»


Составитель:
Фоменко Елена Леонидовна


















х.Россошинский
2012 год
С 1 сентября 2011 года в первых классах вводится федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России
№ 373 от 6 октября 2009 г.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, системно-деятельностный подход.
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепция определяет:
характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Введение ФГОС НОО ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества, государства.
Принципиальным отличием ФГОС НОО является выделение трех групп требований:
к структуре основных общеобразовательных программ;
к результатам их освоения;
к условиям их реализации.
В соответствии с концепцией образовательных стандартов НОО результаты образования включают:
предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); включают освоение обучающимися универсальных учебных действий;
личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у обучающихся общеучебных навыков и способности к самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи, т.е. «умение учиться».
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты, создают условия для развития личности и ее самореализации.
Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные,
4) коммуникативные.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
. Особенности организации учебного процесса в 1 классах
Продолжительность учебного года: 33 учебные недели.
Сентябрь, октябрь - по 3 урока в день по 35 минут каждый,
Ноябрь-май - по 4 урока по 35 минут каждый.
Продолжительность учебной недели: 5 дней с максимально допустимой недельной нагрузкой в академических часах - 21 час с учетом адаптационного периода. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).
Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять для обучающихся 1 классов - 4 урока и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры (СанПиН 2.4.2.2821-10).
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, окружающий мир) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры.
Для обучающихся 1 классов наиболее интенсивные предметы должны проводиться на 2 уроке. В начальных классах «сдвоенные» уроки не проводятся.
В середине учебного дня проводится динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут. Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы необходимо увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отвести на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуется облегченный учебный день – четверг.
При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является организация его из двух классов: 1 и 3 классов (1+3), 2 и 3 классов (2+3), 2 и 4 классов (2+4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4 и 5) уроков на 5-10 минут (кроме урока физической культуры).
Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Вместе с тем учитель должен постоянно вести оценочную деятельность.
В методическом пособии, разработанном Центром оценки и контроля качества образования рассматриваются новые подходы к системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта [31].
Целью оценочной деятельности в соответствии с региональными подходами, является создание такой системы оценки, с помощью которой можно:
устанавливать, что знают и понимают обучающиеся о мире, в котором живут;
получать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
отслеживать индивидуальный прогресс обучающихся в достижении планируемых результатов;
обеспечивать обратную связь между учителем, обучающимся и родителем (законным представителем);
определять эффективность реализуемой учебной программы.
Обращаем внимание на особенности, учитываемые при построении системы оценивания:
оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
обучающиеся, включаясь в контрольно-оценочную деятельность, приобретают навыки освоения и привычку к самооценке;
оценивание должно быть только критериальным;
основными критериями оценивания являются планируемые результаты обучения и универсальные учебные действия;
критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся и могут вырабатываться ими совместно;
оценивается только то, чему учили;
успешность освоения содержания учебных предметов оценивается на основе системно-деятельностного подхода;
с помощью отметки оцениваются результаты образовательных достижений обучающегося и их динамика, но не личные качества;
обеспечивается уровневый подход к оценке планируемых результатов;
обеспечивается комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов;
динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся отражает накопительная система оценивания, в том числе портфолио;
в процессе оценивания используются результаты проведения персонифицированных и неперсонифицированных процедур;
в зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание [31].
Кроме того, система оценки, формируемая в рамках модели обеспечения качества образования, предполагает использование как внутренней, так и внешней оценки, выполняющей функцию обратной связи для получения объективных и сопоставимых результатов.
При разработке учебной программы и организации качественного контроля по предмету учителю необходимо четко определить, какие результаты он получит по завершении каждого учебного года, каждого раздела, каждой темы. Кроме того, необходимо знать, что результаты ученика ( это умения, применяемые в ходе решения различных задач, когда отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки, а решение полноценной задачи – оценки и отметки, т.о. оцениваться может всё, а отметкой фиксируется (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний.
2. Учебно-методические комплекты
Психолого-педагогическим фундаментом ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, в основе которого лежит культурно-историческая теория Л. С. Выготского, а также труды его последователей А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и других отечественных ученых. :
образовательная система «Школа 2100» (35%),
«Начальная школа XXI века» ,
«Планета знаний»,
система Л.В. Занкова ,

Музыка

1. Особенности организации образовательного процесса по предмету «Музыка»
В 2011/2012 учебном году обучение младших школьников по предмету «Музыка» в 1-х классах будет осуществляться на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования [1, 2].
В соответствии с идеологией ФГОС изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
«формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация)» [4].
Преподавание предмета «Музыка» в начальной школе регламентировано базисным учебным планом 2008 года, в котором в I-IV классах на предмет «Музыка» отводится по 1 часу в неделю. При переходе на ФГОС по музыке в качестве нормативно-методического основания следует опираться на примерную учебную программу по предмету «Музыка» в начальной школе.
Планируемые результаты обучения по предмету «Музыка» в 1 классе
Предметные результаты.
Выпускник научится:
распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений;
определять эмоциональный характер музыки и ее образное содержание;
выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах, художественного движения, пластического интонирования и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
Для реализации и достижения личностных, предметных и метапредметных результатов в примерной и авторских программах представлен раздел «Характеристика деятельности учащихся», в котором даются способы и виды музыкально-образовательной деятельности.
Основное содержание образования в начальной школе представлено в примерной программе по музыке следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека» (30 часов), «Основные закономерности музыкального искусства» (60 часов), «Музыкальная картина мира» (30 часов). Предусматривается резерв свободного учебного времени – 15 учебных часов на 4 учебных года, который дает возможность разработчикам авторских программ наполнять указанные содержательные линии по своему усмотрению. В 1 классе сокращение часов осуществляется за счет резерва учебного времени.
Следует отметить, что основное содержание образования по предмету «Музыка», представленное в ФГОС НОО, по сравнению с государственным образовательным стандартом «первого поколения» изменилось незначительно, но следует обратить внимание на ряд новых дидактических единиц, таких как: «Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: действа, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Конкурсы и фестивали музыкантов. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык».
В портфель достижений учеников целесообразно включать выборки детских работ. Примерами такого рода работ по предметам эстетического цикла могут быть аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний и др.
Внеурочная деятельность по общекультурному направлению представлена следующими курсами по музыке: сольфеджио, музыкальная литература, обучение игре на музыкальных инструментах (гитара, фортепиано, клавишный синтезатор, баян, аккордеон), хоровое и ансамблевое пение, духовой оркестр и оркестр русских народных инструментов; фольклорные и вокально-инструментальные ансамбли; интегрированные курсы (музыкальный театр, ансамбль песни и пляски, ритмика, театр песни и т.д.).
Требования к оснащению образовательного процесса могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения. Если кабинет музыки оснащен не в полной мере, то рекомендуется иметь план развития его материально-технического обеспечения.
2. Характеристика содержания рекомендуемых авторских УМК по предмету «Музыка»
Преподавание учебного предмета «Музыка» может вестись по любому из УМК, представленному в федеральном перечне учебников, по усмотрению образовательного учреждения.
1[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] реализует идею самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] направлена на формирование основ духовно-нравственного воспитания детей через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] разработана с опорой на главную цель преподавания музыки в школе – формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры личности.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] направлена на формирование музыкальной культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] впервые представлена в федеральном перечне учебников; учебники по данной программе еще только готовятся к печати.
Таким образом, основу всех программ музыкального образования составляет ведущая установка художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского: «формирование музыкальной культуры школьников как составляющей части их духовной культуры». Программы отличаются методологическими основаниями, методическими принципами, используемыми педагогическими технологиями, логикой тематического изложения материала, структурой курса. Поэтому при выборе программы желательно, чтобы концептуальные основы выбранной программы по музыке совпадали с концептуальными основами системы обучения в начальной школе, подходили к психолого-педагогическим особенностям и уровню развития музыкальных способностей детей, обучающихся в школе.
Немаловажными фактороми являются соблюдение преемственности программы начальной школы с программой основной школы (только три программы относятся к завершенной предметной линии и в основной школе – программа Критской Е. Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.; программа Усачевой В. О., Школяр Г. В.; программа Алеева В. В., Кичак Т. Н.), обеспеченность и разработанность учебно-методического комплекта (учебники Красильниковой М. С., Яшмолкиной О. Н., Нехаевой О. И. «Музыка» находятся еще в печати, некоторые УМК не обеспечены нотной хрестоматией, фонохрестоматией, что создаст определенные трудности при освоении программы).
3. Разработка рабочей программы учителя
Для преподавания в 1 классе учитель должен разработать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по предмету «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе одной из авторских программ:
Учителю необходимо проанализировать возможности образовательного учреждения для реализации авторской программы и адаптировать данную программу к условиям образовательного учреждения и психолого-педагогическим особенностям учащихся, разработать текст пояснительной записки в соответствии с выявленными особенностями.
4. Особенности методики преподавания по предмету «Музыка» в начальной школе
Для реализации деятельностного подхода наряду с традиционными методами музыкального образования, такими как размышление о музыке; перспективы и ретроспективы; создания композиций эмоциональной драматургии; создания художественного контекста, рекомендуется использовать в музыкально-образовательном процессе современные методы музыкального образования.
К современным методам музыкального образования относятся следующие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: художественного, нравственно-эстетического постижения музыки (Критская Е. Д., Сергеева Г. П.); интонационно-стилевого постижения музыки (Критская Е. Д., Сергеева Г. П.); «сочинение сочиненного» (Школяр Л. В.); моделирования художественно-творческого процесса (Школяр Л. В.).
Для поддержания здоровья детей и формирования культуры здорового образа жизни на уроке музыки следует использовать здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – способы управления поддерживающей учебно-воспитательной средой, исключающей стрессоры, предупреждающей снижение мотивации учения, сохраняющей психосоматическое здоровье учащихся, обеспечивающие психологический комфорт.
Подробные рекомендации по использованию здоровьесберающих методов представлены в методических рекомендациях Томчук С. А., Фалетрова О. М. «Музыка и здоровье школьников. Музыка как средство сохранения психоэмоционального здоровья учащихся начальной школы».
Для использования на уроке музыки подходят следующие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: дыхательные упражнения, тонирование, вокалотерапия, кинезитерапия, эмоционально коррегирующее восприятие музыки.
В авторских программах для начальной школы есть достаточно большое количество музыкальных произведений с широким спектром психоэмоциональных настроений, которые можно использовать в образовательном процессе в зависимости от целеполагания:
создание позитивного настроения (П. И. Чайковский «Па-де-де», «Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», Г. Свиридов «Пастораль», В. Гаврилин «Вечерняя музыка» из хоровой симфонии-действа «Перезвоны», В. А. Моцарт «Менуэт», Ф. Шуберт «Аве Мария» и т.д.);
активизация психоэмоционального настроения (П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», П.И. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик». И. Дунаевский «Выходной марш» из кинофильма «Цирк», М.И. Глинка «Арагонская хота», А. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»);
снижение психоэмоционального тонуса (П.И. Чайковский «Осенняя песенка», В.А. Моцарт «Колыбельная», Г. Свиридов «Романс», «Весна. Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» и т.д.).

Многие дети (а количество таких растёт с каждым годом) к моменту поступления в школу имеют различные отклонения от нормы в психическом и физическом развитии. Значительная часть таких детей, поступив в школу, начинает испытывать серьёзные трудности в адаптации к тем усложняющимся по мере перехода из класса в класс требованиям, которые предъявляет им общество. Детям, которые пришли в школу с определёнными проблемами, не удаётся адаптироваться к процессу обучения. У них появляется неадекватное поведение, формируются отрицательные черты характера, нарушается система взаимоотношений с окружающими людьми. Именно внеурочная, внеаудиторная деятельность, которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, даёт для реализации пристрастий и особенностей ребят, развития их индивидуальности, а также общение со сверстниками, которое воспринимается детьми как нечто очень важное.
Участие в праздниках, концертах прекрасно развивает творческие способности детей, способствует преодолению робости и застенчивости, делает ребят более дружными. Подготовка к праздникам, репетиции, занятия в кружках развивает творчество, эстетические и нравственные качества, приносит радость.

Внеклассные мероприятия формируют духовный мир человека, воспитывают лучшие черты личности. Они дают возможность детям и взрослым содержательно и весело отдохнуть.
Проводя как можно больше времени с детьми, особенно после занятий, мы узнаём о них очень многое: их наклонности, интересы, увлечения, огорчения, характер, желания. Мы видим, кто из них лучше поёт, кто лучше двигается, кто лучше говорит, кто любит выступать и быть на виду, а кто предпочитает оставаться в тени.

Для наиболее успешного нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами искусства я использую:

а) творческо-поисковые задания:

- Художественное творчество «Я вижу музыку».

- Сочинение стихотворений или рассказов на ту или иную музыку.

- Сочинение мелодий на заданную тему.

- Сочинения на темы «Письмо композитору», «Мои музыкальные встречи», «Как я слушаю музыку» , «Мои любимые произведения.»

-Рефераты «Великие наши современники» Л.В.Бетховен, М.П.Мусоргский, С.С.Прокофьев, «Ансамбль – значит вместе. Группа «Битлз», «Джаз – дитя двух культур», «Мюзикл. Периоды развития» и т.п.

б) использую нетрадиционные виды уроков: (заключительные уроки четверти) музыкальная викторина, урок-концерт, урок-экскурсия, уроки с использованием информационных технологий.

в) широко применяю дидактический материал :кроссворды, ребусы, загадки и пословицы о музыке, викторины, карточки - тесты)

г) в начальной школе успешно применяю приёмы и методы Карла Орфа и его последователей:

- приём имитации игры на музыкальных инструментах.

( Хрестоматийным примером такого вида работы можно назвать песню «Весёлый музыкант».)
Эту линию удачно продолжает песня-игра «Оркестр».

Особое, очень важное внимание концепции Орфа уделяется музыцированию с аккомпанементом «звучащих жестов». Звучащие жесты – это игры звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопывание ногами, щелчки пальцами. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяет организовать элементарное музыцирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра – это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки.

Чрезвычайно развитая и изобретательно используемая Орфом система темброво-ритмического восприятия на основе звучащих жестов позволяет создавать не только аккомпанемент, но и целые композиции по всем строгим законам музыки. Звучащие жесты являются не только носителями определённых тембров – их использование вносит движение в освоение детьми ритма.

Конечно, говорить о внедрении системы обучения К.Орфа в полном объёме в условиях общеобразовательной школы нецелесообразно, но вполне возможно и реально использовать элементы системы Карла Орфа как успешный залог формирования активной творческой личности.

Оркестр

Начало всех куплетов:
Мы славные артисты: на всем играть умеем,
У нас есть кларнетисты, а также и флейтисты.

ПРИПЕВЫ:

1. Вот, например, вот вам скрипка,
Пи-пи-пи, вот, вот, вот, вот так мы играем.

2. Вот, например, вот вам флейта,
Тю-лю-лю, вот, вот, вот, вот как мы играем.

3. Вот, например, вот вам медная труба
Тра-та-та, вот, вот, вот, вот как мы играем.

4. Вот, например, вот вам бубны,
Дзин-дзин, бум-бум, вот, вот, вот, вот как мы играем.

5. Вот, например, вот турецкий барабан,
Шлем, бом-бом, вот, вот, вот, вот как мы играем.

Фонетическое упражнение «Весенние голоса»

Дети располагаются по кругу на полу или на стульчиках: так им будет удобнее наблюдать друг за другом, координировать свои действия с действиями других. Скажите им, что в этом весёлом задании они сами будут подражать различным звукам природы, которые можно услышать весной. Текст говорит педагог, дети же его озвучивают.


Пригрело весеннее солнце. (Все поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, и каждый поёт свой звук в фальцетном регистре. Дети должны слушать звучащий кластер и не петь очень громко.)

С пригорка побежал весёлый ручеёк. (Дети болтают языком, изображая бульканье ручейка.)

До краёв наполнил большую глубокую лужу. (Все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр.)

Перелился через край. (Несколько рядом сидящих детей по знаку педагога на фоне «бульканья» остальных делают голосом «волну» - вверх-вниз.)

И дальше побежал. (Половина детей «булькает» на фоне звучащего солнца-кластер.)

Выбрались из под коры жучки (жжж-жжжж, в низком регистре) и букашки (ззз-зззз, в более высоком), расправили крылышки (крш, с повышающейся интонацией) и полетели кто куда (тр-тр-тр ,шепотом на разной высоте, у кого на какой получится).

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур, шур-шур).

И вылез ёжик. (Сопит носом, энергично втягивая и выдувая воздух.)

Ожил под тёплым весенним солнцем и муравейник. (каждый поёт острые, весёлые звуки в разных регистрах.)

Лес наполнился птичьими голосами. (Имитация птичьих голосов всеми одновременно.)

Вот и пришла весна. (Каждый поёт свой звук, как в начале упражнения.)



Зарисовка. «Осенняя картина»

В зарисовку включается

Звуковая импровизация звучащие жесты «Дождик накрапывает»

Речевая интонационная игра «Осенины»

Песня об осени
Звучащие жесты:

«Дождик накрапывает»
(игра с использованием «звучащих жестов»)

Мелкий дождик моросит
Кап-кап-кап-кап! (удары пальчиками по парте)
В листьях сада шелестит
Кап-кап-кап-кап! (шуршит «ладошками»)
Мокнет мячик у ворот,
Кап-кап-кап-кап! (шлёпаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап!

Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаю внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.

Речевая интонационная игра
«Осенины, осенины»
Осенины, осенины –
У дождинок именины.
Осенины, осенины –
Паутинок именины
Осенины, осенины –
Разных красок именины
Осенины, осенины –
Тихих звуков именины.

Работая над этим текстом, важно создать атмосферу «тихой золотой» осени. Используем «естественные» звуки – шлепки по коленям, щелчок пальцами, шуршание бумагой. Все это создаёт ощущение шуршащих осенних листьев.

По желанию дети дорисовывают картину осени в своих рисунках (домашнее задание)










13PAGE 15


13PAGE 141415




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 7 Заголовок 815