Методическая разработка внекласного мероприятия Россия-Родина моя (5 класс)


\s\s
\s
Введение
Каждая страна имеет свои государственные символы. Символы России - часть русской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны, и ее сегодняшний день.
Актуальность: Мы живем в России, мы — граждане Великой страны и нам есть чем гордиться. Все мы должны знать историю наших символов и относиться к ним с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности.
В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К.Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания»), С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая («Родной дом»), Е.В.Соловьёва, Л.И.Царенко («Наследие»), О.Л. Князева («Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Н.В. Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников»), Н.Г. Зеленкова, Л.Е. Осипова («Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.
В словаре-справочнике по педагогике мы находим следующее определение патриотизма: «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её» [11].
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.
У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина - это всё: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа» [2].
Консолидирующим ядром всего многонационального народа России являются государственные символы России. Российская государственная символика находится в ряду тех проблем, которые ещё не так давно не вызывали особого интереса, но сегодня ясно, что изучая государственную символику мы воспитываем в детях чувство гордости за свою страну, свой регион, свой город.
Тема: «Россия – Родина моя»
Цель: Популяризация государственных символов РФ.
Задачи:
Образовательные:
расширять исторические знания и представления учащихся о гимне, флаге, гербе РФ, гербе Калужской области, гербе Дзержинского района, гербе города Кондрово.
Воспитательные:
воспитывать чувство гордости, патриотизма, интереса к истории и культуре своей страны: области, района, города.
Развивающие:
формировать и развивать уважительное отношение к символике собственного государства, способствовать развитию речи, памяти, коммуникативных навыков.
Тип занятия: воспитательное мероприятие.
Вид занятия: беседа с элементами игры.
Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Время проведения: 27. 02.2013.
Место проведения: ЦДТ «Ровесник».
Участники: дети 9 – 11 лет.
Оборудование: флаг и герб Российской Федерации; герб Калужской области, герб Дзержинского района, герб города Кондрово.(Работы выполнены детьми: аппликация из ткани, вышивка бисером и лентами, роспись по дереву). Кроссворд «Моя Россия». Бумага и фломастеры. Фонограммы песен «Гляжу в озёра синие», «С чего начинается Родина».
В зале организована выставка детских работ, книг, журналов, открыток, фотографий о России, Калужском крае, Дзержинском районе, городе Кондрово. Звучит песня «С чего начинается Родина».
Ход занятия
Ведущий: Добрый день дорогие друзья! Наше мероприятие сегодня посвящено государственным символам России. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного. Давайте вспомним, какой праздник мы отмечаем 23 февраля? Ответы детей (День защитников Отечества). А что означает Отечество? (государство, страна, Родина, Россия). Какие символы государства вы знаете? (флаг, гимн, герб).
Сообщения учащихся о флаге.
Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех равнозначных горизонтальных полос.
Кто из вас знает, как иначе называют флаг? (Знамя).
Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси знамя еще называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.
Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый. Синий. Красный.)В каком порядке они располагаются? (Белый – вверху, синий – в середине, красный – внизу).
Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
Синий цвет – это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.
Красный цвет – огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали свою Родину.
Когда поднимают флаг?
(Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.)Флаг, как и герб – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость страны от других государств, его самостоятельность. Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр Первый в 1693 году.
Сообщения учащихся о гимне.
Гимн - это торжественная песня. У каждого государства есть свой Гимн. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее.
Государственный гимн один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения.
При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием.
Вспомните где исполняется гимн?
(Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов).
Музыку гимна написал Александр Александров. Текст написал Сергей Михалков.
Сообщения учащихся о гербе РФ, Калужской области, Дзержинского района, города Кондрово.
Герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный посередине внизу красный щит с золотым двуглавым орлом. Крылья орла подняты вверх и распущены. Орел – символ единения народов России. Над его головами находятся три короны – символ трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия Победоносца. Он олицетворяет добро и добродетель. Георгий убивает копьем черного змия – символ зла.
Где можно встретить изображение герба РФ?
(Паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, правительственные награды, космические корабли, денежные знаки, почтовые марки, открытки, значки).
Герб Калужской области представляет собой зеленый щит с серебряным волнообразным поясом, увенчанным исторической императорской короной, которая указывает на то, что Калуга является центром региона. Щит увенчан второй короной большего размера, которая показывает, что Калужская область входит в состав Российского государства. Герб окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой.
За основу герба области взят исторический герб Калужской губернии, утвержденный 5 июля 1878 г. Этот герб в основном повторял герб города Калуги, утвержденный 9 марта 1777 г.
Серебряный волнообразный пояс символизирует реку Оку, на протяжении всей истории игравшую большую роль в развитии края.
Зеленое поле герба символизирует природные просторы Калужской области. Зеленый цвет в геральдике – символ здоровья, надежды, изобилия, свободы и радости.
Герб Дзержинского района языком символов и аллегорий отражает исторические, культурные и экономические особенности края.
Именно здесь в 1480 году произошло известное Стояние на реке Угре, которое фактически положило конец монголо-татарскому игу. Изображение скрещённых мечей в гербе района напоминает об этом знаменательном событии.
Крест в гербе символизирует многочисленные памятники культуры — храмы, самый известный из которых Тихонова пустынь, обитель преподобного Тихона Калужского чудотворца.
Символика белого (серебряного) свитка многозначна:
Дзержинский район — исторический центр бумажного производства России. В 1785 году князь Я. А. Козловский начал строительство бумажной фабрики на реке Шане.
Какие бумажные предприятия нашего района вы знаете?
(В настоящее время здесь работают Кондровский и Полотняно-заводский бумажные предприятия, Троицкая бумажная фабрика).
Свиток как символ творчества и вдохновения аллегорически указывает на пребывание в этих краях великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: семье Гончаровых принадлежало имение Полотняный завод.
Деление щита образно отражает проходящие через территорию района железнодорожную магистраль Тула—Калуга—Вязьма и две автомагистрали: Москва—Киев и Калуга—Юхнов.
Чередование красных, зелёной и голубой частей отражает многообразие природы района.
Жёлтый цвет (золото) — символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта.
Белый цвет (серебро) — символ чистоты и совершенства, мира и взаимопонимания.
Красный цвет — символ мужества, силы, трудолюбия, красоты.
Голубой цвет — символ чистоты помыслов, чести, преданности, истины и добродетели.
Герб Кондрово представляет собой щит, на зеленом фоне которого изображен рулон и кипа бумаги - символ города бумажников (из статьи 5 Устава МО "Город Кондрово").
Ведущий: В некоторых государствах существуют законодательно закрепленные официальные слоганы страны. При этом их употребление так же важно, как и употребление герба, гимна, флага. Во Франции: «Свобода, Равенство и Братство»; в США: «При разнообразии – едины»; в Канаде: «От моря и до моря»; в Камеруне: «Мир, труд, Родина», в СССР: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Официального девиза в РФ нет.
Какой бы вы предложили слоган нашей Родине?
Пока вы обдумываете свои варианты мы послушаем песню «Гляжу в озёра синие».
Детям раздается бумага и фломастеры, где они записывают свои варианты, а затем по силе аплодисментов определяется лучший слоган.
Подведение итогов
Наше мероприятие подходит к завершению и я вам предлагаю разгадать кроссворд «Моя Россия», который поможет нам понять, что вы запомнили из информации, услышанной сегодня на мероприятии.
Кроссворд «Моя Россия»
5. 3. 4. п9. 10. рк о 6. 7. 8. ч с 2. о а б ф г м е и 1. к с л е л е о с м 11.
г о с у д а рс т в о
и н и г о г б к ь о рм д я а н в л ё
н ро а ы л
о с в е о ц Главная торжественная песня.
Город – центр Дзержинского района.
Страна, в которой мы живем.
Областной центр нашего региона.
Имя изображенного на щите всадника.
Государственный символ из ткани.
Главный символ - эмблема государства.
Столица нашей Родины.
Значение голубого цвета в геральдике.
Герб, флаг, гимн одним словом.
Какая птица изображена на гербе Российской Федерации?
Посредине кроссворда вы увидели слово – государство. Государство - это совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества.
C государственными символами величия и могущества России мы сегодня с вами познакомились. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой.
Заключение
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов [9]определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
По мнению патриарха Алексия II: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.
Мероприятие «Россия – Родина моя» позволило расширить исторические знания и представления учащихся о гимне, флаге, гербе РФ, гербе Калужской области, гербе Дзержинского района, гербе города Кондрово, способствовало воспитанию чувства гордости, патриотизма, интереса к истории и культуре своей страны, уважительное отношение к символике собственного государства, способствовало развитию речи, памяти, коммуникативных навыков.
Любой творчески работающий педагог сможет адаптировать данную методическую разработку под свои условия: уровень подготовленности детей к восприятию информации, наличие либо отсутствие символики учреждения, (при отсутствии таковой можно реализовать творческий проект по созданию герба и флага учреждения). Данное мероприятие можно приурочить к государственным праздникам: День конституции, День народного единства и согласия и др.; к городским, областным и районным мероприятиям.
Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом. Государственные символы Российской Федерации – это очень важные элементы жизни нашего народа. Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны, её государственному строю. Каждый из нас должен их знать и относиться к ним с почтением, так как Отечество у нас одно – любимая Россия!
Список использованных источников
Амусина Л.Е. Славься, Отечество!/ж. Последний звонок, №4, 2006.
Гражданско – патриотическое воспитание в 6 – 7 классах, Российская государственность: беседы, классные часы, вечера, праздники, игры/ авт. – сост. И. А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 172 с.
3. Засекина Л.Н. Российский флаг/ж. Педсовет, №9, 2004.
4. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2004. - 83с.
5. Ильин А.И. Пути России. – М.: Вагриус, 2007. – 194 с.
6. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание: Воспитание! - М.: Новая школа, 1996. – 97 с.
7. Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: пособие для учащихся: (для сред. шк. возраста)/А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2005. – 115 с.
8. О проведении “Урока России” в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации//ж. Воспитание школьников, №9, 2003.
9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Орфографический словарь русского языка. – М.: Азбуковик, 2002.
10. От села Кондырёва – до Кондрова: Матер. Районной краеведческой. Музей, г. Кондрово Калужской обл. ; редактор С. Г. Икрянников. – Калуга: Изд – во АКФ «Политоп», 2012. – 288 с., ил. – 500 экз.
11. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004.