Методические рекомендации По теме: «Организация образовательного процесса в условиях инклюзивного образования в малокомплектной школе»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Филиал АО «НЦПК «ӨРЛЕУ» по Павлодарской области»
Методические рекомендации
По теме: «Организация образовательного процесса в условиях инклюзивного образования в малокомплектной школе»
Слушателя курсов:
Борозенец Е.Н.,
Учителя химии и биологии
СШ №7 г. Аксу
____________________________
Павлодар, 2015 г.
Составитель: Борозенец Е.Н. – учитель химии и биологии «СШ №7» г.АксуПлан
Объяснительная записка……………………………………………………………………..2
1. Перечень нормативно-правовых актов по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………………………………. 3
2.Диагностическая карта для ученика ЗПР……………… ………………….......................4
3. Основные признаки отставания, являющиеся началом неуспеваемости учащихся……………………………………………………………………………………….5
4. Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости……………………………………………………………………………… .5
5. Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития, в условиях общеобразовательного класса массовой школы…………………………………6
6. Методические рекомендации……………………………………………………………...7
Литература………………………………………………………………………………… .8
Объяснительная записка
В настоящее время общеизвестно, что дети с проблемами в развитии, не получившие специальной психолого-педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса становятся неуспевающими учениками.
Количественно группа детей с ЗПР - самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту, чему есть объективные причины. По различным данным, количество детей, которые в силу неблагоприятных микросоциальных условий обучения и воспитания, соматической и нервно-психической ослабленности имеют невыраженные отклонения в развитии и испытывают различные трудности в учебной деятельности, составляет от 20 до 60% учащихся начальной школы.
Не только в силу своей многочисленности, но и вариабельности проявления и индивидуального своеобразия возможностей к компенсации эти дети требуют от педагогов, специалистов образовательных учреждений более высокой профессиональной компетентности, нежели дети, нормально развивающиеся.
1. Перечень нормативно-правовых актов по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья
- Закон о правах ребенка в Республике Казахстан
-Закон республики Казахстан о социальной защите инвалидов Республике Казахстан
-Закон республики Казахстан от 11 июля 2002 года № 343-II
О социальной медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными потребностями.
-Конвенция о правах ребенка/ принята резолюцией от 44/25 Ген. Ассамблеей ООН от 20.10. 1989г.
Статья 6
Статья 23
Статья 2 -Конституция РК от 30 августа 1995 г.
Статья 30
- Закон «Об образовании в РК» от 24.10.11 г. № 487-IV
Статья 19. Специальные образовательные учебные программы
-Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях РК в 2015 – 2016 учебном году»
Особенности обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих инклюзивное образование.
2. Диагностическая карта для ребенка с особыми образовательными потребностями для составления индивидуального образовательного маршрута
1. Ф.И.О. ребенка Борисов Юрий ИвановичДата обследования: 12 сентября 2015гДата рождения, возраст, адрес: 23 мая 2001г, 14 лет, ул. Мира 23-45Кем направлен: классный руководитель
2. Семья Условия проживания: отдельную комнату не имеет, материальное положение тяжелое, отец-безработный, злоупотребляет алкоголемЖалобы родителей: не слушает родителейИстория раннего развития ребенка: ЗПР психогенного происхожденияСитуация в семье: единства требований в воспитании нет, в семье частые скандалы. Дети в основном представлены сами себеОценка семейной ситуации: семья полная, трое детей. Юра третий мальчик в семьеВзаимоотношения ребенка с родителями: ребенок предоставлен сам себеВзаимоотношения ребенка с братьями и сестрами: хорошиеТип семейного воспитания: основное воспитание осуществляет мамаСовместные занятия родителей с ребенком: отсутствуютВзаимодействие родителей с образовательным учреждением: мама приходит редко,
отец вообще никогда в школе не был.
3. Особенности протекания адаптационного периодаПродолжительность адаптационного периода: короткое времяНаличие выраженных интересов (или их отсутствие) увлекается техникойНаличие патологических влечений: отсутствуют
4. ПоведениеВзаимоотношения ребенка со сверстниками: общается не со всемиВзаимоотношения ребенка с педагогом: натянутыеОсобенности социальных контактов: замкнутТрудности в освоении норм поведения: отсутствуют
5. Трудности в обучении:интеллектуальные особенности (особенности внимания, восприятия, памяти, мышления речи) : слабыеособенности аффективной сферы ребенка (преобладающий фон настроения, устойчивость эмоциональных состояний, наличие страхов, тревоги, эмоциональные реакции): настроение меняется быстро, бывает нервозен
6. Личностные характеристики: добрый, скрытый, мало общительный
7. Зона ближайшего развития: снизить уровень тревожности, повысить мотивацию к учебе
8. Рекомендации по результатам изучения ребенка для специалистов: классному руководителю повысить уровень успешности ученика
9. Рекомендации по результатам изучения ребенка для родителей: больше внимания уделять
воспитанию сына, соблюдение режима дня
4. Основные признаки отставания, являющиеся началом неуспеваемости учащихся
1. Ученик не может ответить на вопрос по тексту.
2. Не читает дополнительный материал.
3. Ученик не активен и отвлекается на уроке.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5. Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
1-ая группа методов - посредством содержания (содержательные).
1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:
а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);б) аналитический (разъяснительный критически, логический, проблемный);
в) деловой;
г) необычный.
2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
б) трудность, сложность (простота, доступность);
в) новизна, познавательность материала;
г) историзм, современные достижения науки;
д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4. Показ значимости знаний, умений:
а) общественной;
б) личностной.
5. Межпредметные связи.
2-ая группа. Посредством организации деятельности (организационные).
1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.
2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые, свернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий).
4. Сознание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия); игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой).5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
6. Контроль над деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.
3-я группа. Посредством воспитательных взаимодействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологические)
1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
2. Проявление личного отношения учителя, к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям.
4. Организация дружеский взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)
6. Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы
Проблема интегрированного обучения (интегрированное обучение – обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми) в настоящее время широко обсуждается, так как интеграция имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, дети с особыми образовательными потребностями не изолированы от общества, но, с другой, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены.
При организации интегрированного обучения оптимально включение одного – трех детей с ЗПР в общеобразовательный класс массовой школы при условии, что вышеназванные учащиеся обязательно будут получать необходимую коррекционную помощь по месту обучения. А именно, в учебных планах классов интегрированного обучения обязательно должны быть предусмотрены индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые выносятся за пределы максимальной нагрузки обучающихся. Данные часы входят в нагрузку учителя, на каждого ребенка с ЗПР в неделю приходится от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или с небольшими группами учащихся.
Методические рекомендации по преодолению отставания в учебной деятельности:
Научить формулировать простые вопросы по тексту.
Научить понимать смысл текста, постепенно усложняя объем и содержание информации
Подобрать информацию в соответствии с учебной программой и с учетом интересов данного ребенка.
Для развития эмоциональной оценки учебного процесса подбирать приемы формативного оценивания, основанные на мимике, жестах.
Для развития умения воспроизводить учебный материал использовать на практике графический органайзер.
Методические рекомендации по стимулированию обучения детей с ООП:
Активно использовать различного рода приемы разминок, физминуток с учетом особенностей обучения данного ребенка.
Применять на практике сюжетно-ролевые игры, разыгрывание на уроке различных ситуаций.
Обучение в группах или парах, так как в совместной работе такой ученик видит примеры самостоятельных действий своих соклассников и поневоле начинает им подражать и учится
Для обучения организации собственной деятельности необходимо в начале урока на этапе эмоционального настроя предлагать для развития самостоятельных действий игры-разминки, просмотр фрагмента фильма.
Литература
1. Адилова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология.- 1988.-№4
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М., 1973.
4. Дети с задержкой психического развития/ Под ред.Г.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Шипицыной.-М.,1984.
5. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии.- М., 1973.