Тема урока : ССП с соединительными союзами
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложносочиненные предложения. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами,,
Цели урока: 1. Изучение темы: «Сложносочиненные предложения . Сложносочиненные предложения с соединительными союзами», выявить фактические знания учащихся;
2. Развивающие цели и задачи: развивать умение различать ССП с соединительными союзами от простых предложений с однородными членами, производить различные виды разбора, письменную речь учащихся;
развивать творческие и исследовательские способности учащихся;
развивать умение правильно находить ССП;
расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи новых слов.
Воспитательные цели и задачи:
- воспитывать способность испытывать воздействие художественного произведения на личность. Стимулировать интерес к учебной деятельности.
на материале текстов создать условия для воспитания любви к родной природе;
способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа;
воспитывать интерес к изучению предмета.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Урок-практикум
Педагогические технологии: компьютерные, здоровье сберегающие, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно-ориентированные.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.
Ход урока
1. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.
Сегодня у нас с вами урок по теме “Сложносочинённые предложения. ССП с соединительными союзами”.
Что же конкретно мы будем делать? Сформулируйте задачи, которые мы будем выполнять на уроке (Повторим сведения о сложносочинённом предложении, сочинительные союзы, будем учиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания)
2. Проверка домашнего задания
(Фронтальный опрос по теории, примеры зачитывать из домашнего упражнения №66)
3. Создание учебной ситуации.
Работа по алгоритму “ Знаки препинания в ССП”
Прочитай предложение.
Найди грамматические основы
Определи вид предложения (простое или сложное)
Найди союзы
Посмотри, есть ли общий второстепенный член предложения.
Обрати внимание на знаки препинания
А. Индивидуальная работа
1. На магнитной доске ученик выполняет задание: Синтаксический разбор предложения. Предложение записано на доске (Воздух дыш...т весен...им ароматом и вся пр..рода оживляе...ся) (Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется)
2. На интерактивной доске ученик выполняет индивидуальное задание: Заполни пробелы в таблице
Основные группы ССП по союзам и значению
Группы союзов по значению
Значения
Союзы (примеры)
Явления происходят одновременно или следуют одно за другим
А, но, да (= но, однако, зато, же
Чередование явлений
3 карточка. Запиши предложения, расставь знаки препинания, подчеркни главные члены предложения, назови (устно) союзы, их значения
1. Месяц под косой бл...стит а во лбу звезда г...рит.
2. Песня над домом смолкла зато над прудом с...ловей заводил свою.
3. Всё у нас хорошо да воды только нет.
4. Ночью тревожно зашумел сад и заскрипела под окном старая черёмуха.
4) Для всех Схематический диктант (не записывая предложения, начертите их схемы)
1) Подул ветерок, и сразу стало свежо.
2) Холодно, и за весь май черёмуха не успела отцвести.
3) Солнце зашло за горы, но было ещё светло.
4)Ребята были одеты в сюртуки синие жилеты длинные панталоны и полусапожки.
5) Вдалеке над городом прогремел гром и блеснула яркая молния.
6) Пришла осень, и леса оделись в золотой наряд.
7) Не то светало, не то темнело.
4. Озвучание результатов своей деятельности. Обсуждение полученного.
Проверка выполненного на доске синтаксического разбора предложения, заполненной таблицы “Основные группы ССП по союзам и значению.
Итак, какие предложения называются ССП? Чем они отличаются от простых предложений с сочинительными союзами?
5. Самостоятельная работа.
1) Упр. 68(по учебнику)
Прочитайте стихотворение А.Веселовой “Впечатление от Айвазовского”. Рассмотрите репродукцию картины И.Айвазовского “Море. Лунная ночь”. Какое впечатление произвела на вас эта картина? Совпадает ли оно с впечатлением поэта?
2) Работа по группам: 1 группа выполняет орфографический разбор текста; 2 группа расставляет знаки препинания; 3 группа составляет схемы всех ССП.
3) Проверка выполненной работы.
6. Работа с текстом. Текст на экране, на столах
А) Выразительное чтение текста учителем
(1)Остров закрывал утрен...ий густой туман.(2) Поднявшееся солнце ударило по нему з...лотыми лучами и туман быстро ра...сеялся рас...таял.(3) Строители распол...жились на пр...брежной полосе земли со всеми завезён...ыми сюда материалами.(4) По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы. (5) Моторы угр...жающе ревели и машины в напряжении тр...слись. (6) Прошло мгновение и первые деревья подломленные под корень накренились и упали. (7) Широкая прос...ка в лесу заполнилась людьми и лес...рубы и плотники начали расчищать её под строительную площадку.(8) Всюду почу...ствовалось присутствие человека.
Б. Самостоятельная работа
Задания:
1) Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.
2) Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.
3) Найдите в тексте ССП, укажите их номера.
7. Проверка самостоятельной работы
2-4
3-2,4,5,6,7.
8. Задание на дом (творческое)
Упр.68. Напишите сочинение-миниатюру из 3-4 предложений на тему “Какое впечатление произвела на меня картина И. Айвазовского “Море. Лунная ночь”, используя сложносочинённые предложения.
9. Итоги урока
Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:
Мы повторили сведения о ССП, сочинительные союзы, учились правильно ставить запятые в ССП.
Открытый урок по русскому языку в 9 классе
Тема урока: Сложносочиненное предложение:
Цель урока: закрепить знания учащихся о сложносочиненном предложении
(ССП);
совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.
Задачи урока: 1) усвоение основных признаков ССП;
2) повторение значений сочинительных союзов в ССП;
3)совершенствование умения определять смысловые
отношения между частями ССП;
4)развитие орфографических навыков;
5)развитие навыков постановки знаков препинания в ССП;
6)воспитание любви к родной природе и русскому языку
(на примере текстов)
ХОД УРОКА:
1. Проверка домашнего задания
Упражнение № 447 ("по цепочке")
2.Орфографическая работа
Прогрессивные взгляды, современные танцы, провозглашать принципы равенства, подлинное искусство, проводить эксперимент, достоинство человека, картинная галерея, симфония звуков, территория, таинственные шорохи.
3.Анализ предложений.
1)Оживший лес наполнился птичьими голосами, и над полями заклубился легкий пар.(ССП) 2) Каждое лето под высоким карнизом дома, в котором проходило мое детство, белогрудые ласточки лепили свои гнезда. (СПП) 3) Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков(БСП)
-Назовите основные виды сложных предложений?
- Что общего между различными видами сложных предложений и в чем отличие?
- Какими способами соединяются простые предложения в составе сложных?
- Что такое ССП? (Это предложение, состоящее из двух или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью сочинительных союзов).
Группы ССП:
!) С соединительными союзами: и, да (в значении и),ни-ни, тоже, также (одновременные или следующие друг за другом явления).Например: Пройдет время, и мы уйдем навеки.
2) С разделительными союзами: или, либо, то-то, не то-не то (чередование или выбор явлений).Например: Не то вдалеке был пожар, не то пожар пламенел.
3) С противительными союзами: а, но, да (в значении но),однако, зато, же (противопоставление явлений).Например: Солнце не вышло из-за гор, но лучи его уже золотили верхушки деревьев.
4.Составление опорной таблицы "Знаки препинания в ССП"
1 2 3
Запятая Ставится Не ставится
Между частями ССП с сое- 1)Если есть общий второстепен-
ный член.В сенях пахло яблока-
динительными, разделитель- ми и висели лисьи шкуры.
2)Имеют общее придаточное
предложение. Уже совсем рас-
свело и народ стал подниматься,
когда я вернулся в комнату.
3)Выражены двумя назывными
предложениями. Хохот и шум.
4)Выражены двумя вопроситель-
ными или двумя восклицатель-
ными,или двумя побудитель-
ными предложениями.Неуже-
ли это не сон и он скоро снова
увидит родных?Убрать в ком-
нате и накрыть на стол!
ными,противительными сою-
зами.То солнце тусклое блестит,
то туча черная висит.
Точка с Если части ССП значительно распрост-
ранены или имеют внутри себя запя-
тые .В большое старое окно виден сад,
дальше кусты густо цветущей сирени,
сонной и вялой от холода; и туман, белый,
густой, тихо подплывает к сирени, хочет
закрыть ее.
запятой
Тире Если во второй части содержится неожи-
данное присоединение или резкое проти-
вопоставление. Я спешу туда- а там уж весь
город.
5.Тренировочные упражнения. Отработка умений и навыков.
1)В воздухе душно и пахнет травами. 2)Может быть, гости не хотят есть рыбу и им нужно приготовить что-нибудь овощное?3) Сухой треск ракетницы - и в небе вспыхивают два рассыпчатых зеленых огня.4)В холодном поле ветер шумел, и дождик лил, и гром гремел.5)По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.6)Липы цветут, и пахнет липовым медом.
Перестроить данные предложения в ССП.
1)Рванул ветер и в воздухе закружил пыль.2)Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.3)То слышны осторожные шаги, то чей-то шепот.
К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясните постановку тире.
1)Еще взмах весла - и ...2)Мы выбегаем на берег - и ...3)Орел камнем бросается с высоты - и ...
Творческий диктант.
Закончи пословицы, использовав противительные союзы.
1)Не место красит человека, (а человек место).2)Не красна изба углами, ( а красна пирогами)3)Мягко стелет, (да жестко спать)4)Делу время, (а потехе час).5)Близок локоть (,да не укусишь).6)Рад бы в рай, (да грехи не пускают).
Конструирование предложений. Синтаксические синонимы. Составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом.
1)Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет.(Перед ненастьем).2)Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки.(На арене цирка)3)Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. ( Перед контрольной)
Домашнее задание: параграф 83 упражнение 454;выписать из художественной литературы 7 ССП, составить две схемы или написать сочинение миниатюру "Ранняя весна",используя ССП.