Открытый урок «Все о любимом шоколаде»
Задачи: изучить, историю возникновения шоколада и проследить её до наших дней, познакомить детей с производством шоколада, провести опыты, узнать интересные факты о шоколаде, постараться вместе с детьми ответить на вопрос: Полезен или вреден шоколад, создать комфортное настроение в классе через рисование на шоколаде.
Оборудование: компьютер, экран, презентация к уроку, колба (6 шт.), йод (6 шт.),стаканчик (6 шт.), ложка (6 шт.), какао порошок, плитка шоколада (6 шт.)
Ход урока
I Орг. момент
Приветствие
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас гости. Давайте их поприветствуем! Повернемся, поздороваемся, повернемся, садитесь!
Введение в тему урока. Эмоциональный настрой на урок.
-Урок будет необычным еще потому, что сегодня мы проведем небольшое исследование. А что же будет объектом нашего исследования, вы узнаете, выполнив задание.
-Перед каждой группой лежит листочек, который разделен на 7 клеточек. На каждую клеточку вы должны будете вписать определенную букву, ответив на вопрос, а потом назвать ключевое слово.
Какую форму имеет солнце? Напишите первую букву ответа в первую клетку.(Шар)
Какое время года идёт за летом? Напиши первую букву названия во вторую и четвертую клеточки.(Осень)
Как называются высокие плотные облака, похожие на цветную капусту, приносящие грозы и сильные ветры? Напишите первую букву ответа в третью клетку. (Кучевые)
А если вода замёрзнет, что она образует? Напишите первую букву ответа в пятую клетку. (Лед)
Как называют того кто получает письмо? Напишите первую букву ответа в шестую клетку. (Адресат)
Сколько месяцев в году? Напиши первую букву этого числа в последнюю клеточку. (Двенадцать)
-Прочитайте полученное слово и сформулируйте тему нашего урока.(будем говорить о шоколаде)
-Правильно, сегодня мы будем исследовать шоколад. А какие задачи мы можем поставить перед собой? (узнать откуда берется шоколад и как его производят, полезен или вреден для организма)
- А еще проведем опыты, узнаем интересные факты о шоколаде, создадим комфортное настроение в классе. А как мы это сделаем, узнаете чуть позже.
II Работа по теме урока
1. история возникновения шоколада
- Ребята, не редко на уроки окружающего мира к нам приходила Мудрая Черепаха. Она и сегодня у нас в гостях. Посмотрите, какая она нарядная. Это потому, что у Черепахи сегодня день рождения, и она ждёт от Муравьишки в подарок любимое лакомство – шоколад. Черепаха объяснила Муравьишке, что шоколад нам дают шоколадные деревья, и он побежал в лес искать такие деревья.
- Наверно, черепаха пошутила: шоколадных деревьев не бывает. (ответы детей)
-(Адель) А на самом деле такие деревья есть. Чтобы их увидеть, мы мысленно перенесёмся в Южную Америку. Именно там растут шоколадные деревья. Посмотрите на экран. Здесь вы видите шоколадное дерево, которое растёт в далёкой жаркой стране. Родина этого дерева -тропические районы Южной Америки . Сейчас специально выращивают эти деревья во многих странах с тропическим климатом. Это дерево удивительное. Цветы на этом дереве распускаются прямо на стволе. На месте цветов образуются плоды, похожие на яйцо. Когда смотришь на дерево издали, кажется , что кто-то на нём дыни развесил. Плоды внутри окружены мякотью, в которой спрятано 5 гнёзд, наполненных множеством семян. Эти семена называют какао- бобы. Они белого цвета. Их высушивают, при этом они темнеют, потом измельчают в порошок. Вот из этого порошка и делают шоколад.
- Спасибо, Адель, за информацию. История шоколада насчитывает много тысяч лет. Она овеяна множеством тайн и легенд. Давайте мы вместе посмотрим историю шоколада.
1) Просмотр видео «История шоколада»
Вот такая вот история шоколада.
2. Производства шоколада
- А теперь посмотрите, у вас на столе стаканчик. В нём находится тот самый какао-порошок, о котором нам рассказала Адель. Именно из этого и делают шоколад. Возьмите ложечкой немного какао и попробуйте на вкус. (Горько)
- А почему же шоколад сладкий? (Добавляют сахар)
- Сегодня основным производителем шоколада в России являются кондитерские фабрики. Процесс изготовления сложен и требует соблюдения всех технологий. Давайте мы вместе посмотрим видео, как же получают шоколад на фабриках.
3. Практическая работа
Сейчас мы с вами поэкспериментируем с любимым шоколадом. Возьмем шоколад разных торговых марок
1) опыт №2: выявить качество шоколада
Качество шоколада можно оценивать по завёртке, внешнему виду, вкусу и запаху, форме, консистенции, структуре.
Для того, чтобы определить качество шоколада без дополнительного оборудования и реактивов, необходимо небольшой кусочек шоколада взять двумя пальцами и подержать так его минуты три. Если в составе шоколада какао меньше 40 % и добавлены растительные и другие жиры, то шоколад сразу же начнёт таять в руке. Хороший шоколад, куда кондитеры не добавляли растительный жир, не будет таять в руках долгое время. Шоколад, в котором процентное содержание какао порошка больше, чем 55% - не тает в руках даже летом.
2) опыт №2: выявить отсутствие или наличие посторонних примесей в шоколаде
В колбу налили 25-30 мл горячей воды, опустили небольшой кусочек шоколада (4 x 4 см) и поставили колбу в водяную баню.
Дождались полного растворения шоколада, и получился шоколадный отвар.
К отвару шоколада прибавили несколько капель йода. Если шоколад размешан мучнистыми или крахмалистыми веществами, то отвар окрасится в синеватый цвет; отвар чистого нефальсифицированного шоколада под влиянием того же реактива окрашивается слегка зеленоватым цветом.
3) опыт № 3: растворимое вещество и растворитель
Каждый из вас возьмет по кусочку шоколада. Две группы просто держат шоколад во рту, не двигая его; две группы с помощью языка крутят кусочек во рту; две группы пусть разжуют шоколад. (Обязательно они должны сообщить сразу о том, что шоколад полностью растаял. Расспросите детей, почему так произошло). 4. Разговор с педиатром на прямой связи
- Давайте теперь попробуем ответить на самый интересующий нас вопрос: полезен или вреден шоколад. Для этого с нами на прямой связи педиатр нашего города
5. создание комфортного настроения в классе
- Изучив историю, теорию создания шоколада, проведя опыты, давайте создадим комфортное настроение в классе через создание рисунков на шоколаде.
Перед вами плиточные шоколадки и зубочистки. Используя их, вы на обратной стороне шоколадки должны создать какой – нибудь рисунок, а дома, этот сладкий шедевр можно будет съесть. А гостей сегодняшнего урока мы тоже угостим шоколадками.
Ребята, есть специальные краски, которые так и называются шоколадные краски, с ними можно рисовать и кисточкой и пальчиками не бояться их испачкать, ведь мы их можем просто потом облизать. Также можно устроить бодиарт лица с помощью этих красок. Это такой вид живописи, где роль холста исполняет человеческое лицо.
II Итог урока
Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок, за ваше внимание и помощь. Вы работали дружно, активно, проявляли ум, смекалку и творчество. А теперь ответьте на мои вопросы.
Ребята, расскажите дома, откуда берется шоколад, как его производят