Внеклассное мероприятие Мои права и обязанности
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18 VIII вида»
Тема: «Мои права и обязанности»
Подготовила: классный руководитель
8а класса Л.Р.Хисматуллина
Классный час
«Мои права и обязанности»
Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.
Задачи:
Познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
Формировать уважительное отношение к правам других людей.
Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Введение в тему беседы
Учитель: Здравствуйте. Добрый день, ребята. Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь. Сценка поможет нам определить предмет нашего разговора.
Сценка (разыгрывают девочки класса)
Учитель: После уроков девочки решили погулять
Таня: Давайте сходим в кино.
Настя: Вот здорово! Я пойду.
Наташа: Нет. Я не хочу.
Таня: Нет, ты пойдешь с нами.
Наташа: А я не хочу.
Настя: Чего не хочешь?
Наташа: Идти в кино.
Настя: Как это ты не хочешь? Все хотят– а она нет. Пойдешь!
Наташа: Я не хочу.
Таня: Захочешь.
Наташа: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!
Учитель: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
(Девочки садятся на места)
Учитель: Давайте поговорим. Как поступили Таня и Настя? Почему они не правы? Права ли Наташа?
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)
Учитель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)
Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности» . Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
Для определения, что значит «иметь право», ученикам предлагается закончить фразу «Я имею право…». Далее обсуждаются вопросы, у всех ли людей есть права, что такое обязанности, есть ли на свете люди, у которых есть только права и нет обязанностей, или наоборот- только обязанности без прав. Подводится итог обсуждения: у всех людей есть права и обязанности. Ученикам предлагается обсудить у кого больше прав - у взрослых или у детей, и почему.
Наши права
Учитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете?
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка?
Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы :
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. В октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация по поддержанию мира и безопасности. А в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Положения, о которых говорится в документе, касаются всех – мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих – независимо от национальности и цвета кожи. Это произошло 10 декабря, и с тех пор этот день отмечается во многих странах как День прав человека.
Всеобщая декларация – нужный и полезный документ, но в нём ни слово не сказано о детях. А ведь дети нуждаются в особом внимании и защите со стороны государства. Именно поэтому 20 ноября 1989 г. ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка». Конвенция – это международное соглашение. В нём государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит – пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. В конвенции говорится, что каждый имеет право на имя. У каждого человека есть имя. Семья новорожденного дает ему фамилию, придумывает имя, и эти сведения записываются в специальный документ – свидетельство о рождении. Там же пишут дату, место рождения и кто его родители. Это первый документ ребенка и он есть у каждого . Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.
Конвенция подчеркивает, что родители – первыми несут ответственность за вас. Они берегут и защищают вас.
Каждый ребенок в России имеет право на бесплатное образование. В конвенции записано и право на отдых – и это не пустяки. Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям, содержать семью.
Учитель: предлагаю подумать, какие права нарушаются, если у человека отнимают принадлежащую ему вещь, выгоняют из дома. Опишите чувства человека, права которого нарушаются (обида, растерянность, возмущение, гнев т.д.). Обращается внимание, на то что мы сами, того не замечая, нарушаем права других людей. Предлагаются конкретные ситуации: дети без разрешения берут чужие вещи, мешают учителю вести урок, грубят старшим, обижают младших. Ученики добавляют свои примеры. Ребята подумайте, как сделать, чтобы ничьи права не нарушались. (Заслушиваются мнения учащихся. Подводится итог.)
Правила «Чтобы твои права не нарушались»:
Для того, чтобы твои личные права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей.
Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных.
Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.
3.Наши обязанности.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
Что такое обязанность? Есть у вас обязанности в семье? Какие? Где могут быть записаны обязанности учеников?
В уставе нашей школы есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся. Давайте их озвучим. Права и обязанности учащихся можно увидеть внизу в вестибюле школы.
Вы никогда не обязаны:
Следовать за толпой.
Любить людей, приносящих вам вред.
Делать приятное неприятным людям.
Выбиваться из сил ради других.
Мириться с неприятной ситуацией.
Сохранять отношения, ставшие оскорбительными.
Делать что-то, что на самом деле не можете сделать.
Выполнять неразумные требования.
Обобщенный опыт детей формируется в правила «Как отстаивать свои личные права»:
Когда нарушаются личные права ребенка, самый эффективный способ привлечь на помощь взрослых (родителей или учителей).
Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и поддержки, так как это проявление не слабости, а самоуважения.
Самый лучший способ отстаивать свои личные права - это уважать права других.
Заключительная часть.
Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик.
Ребятам предлагается, передавая мячик по кругу, закончить фразу «Я имею право…». Подводится итог.
Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу можно такими словами:
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.