Конспект занятия для старших дошкольников Рыбы — обитатели водоёма
Муниципальное казённое учреждение управления образование - комитет образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования –
Центр детского творчества
Конспект занятия
на тему: Рыбы – обитатели водоёма
для обучающихся 5 – ти лет
по курсу «Окружающий мир»
Составитель: Брякотнина Ирина Александровна,
педагог дополнительного образования.
Междуреченск, 2016
Тема: Рыбы – обитатели водоёма.
Цель: формирование представлений о многообразии животного мира
Задачи: 1. Уточнять и расширять знания детей о рыбах, их внешних признаках.
2. Развивать память, внимание, умение наблюдать, сравнивать, анализировать.
3. Воспитывать интерес ко всему окружающему миру и гуманному отношению к природе,
интерес к занятиям.
Оборудование: 1. Конверт с письмом, на котором написана загадка про рыбку.
2. Иллюстрация сказочной рыбки.
3. Несколько картинок с изображением рыб: окунь, щука, хариус, сом, …
4. Иллюстрация с изображением батискафа.
5. 12 тарелочек с 9-ю палочками на каждого ребёнка.
6. Образец выкладывания рыбы из палочек.
7. Волшебная коробочка (с медалями внутри).
8. Медаль для каждого ребёнка.
9. Музыкальная композиция «Звуки природы – журчание воды»
10. Волны, водоросли для оформления доски.
11. Магниты.
Ход занятия:
Содержание этапов
Примечания
1.Организационный момент.
У. Посмотрите на меня. Улыбнёмся друг другу и начнём заниматься.
2. Введение в тему занятия.
У учителя в руках конверт (письмо).
У. Что это? Как оно здесь появилось? (варианты детей)
Интересно узнать, от кого оно? Посмотрим.
Здесь загадка. Послушайте и отгадайте.
Загадка: Не хожу и не летаю,
А, попробуй – догони!
Я бываю золотая.
Ну – ка, в сказку загляни! (Рыбка).
(Учитель показывает иллюстрацию золотой рыбки)
У. Это настоящая рыбка? (волшебная)
У. Она приглашает нас в гости в речное царство.
? Как туда попасть? (дети предлагают подходящий транспорт).
У. Ребята, вы правы, но лучше всего нам подойдёт транспорт, который я вам сейчас покажу. (иллюстрация батискафа)Что это? Батискаф. Он предназначен для погружения под воду.
У. Обычно батискаф погружается в море, так как для реки он большой. Но у нас есть волшебная рыбка. Она нам поможет – уменьшит нас и мы поместимся в маленький батискаф!
У. Итак, мы все сели в батискаф. Закройте глаза, погружение начинается
(звучит музыка – журчание воды, учитель открывает доску, на которой изображено «подводное речное царство» с несколькими изображениями рыб: карась, щука, сом, хариус, налим)3. Уточнение и расширение знаний о рыбах, их внешних признаках.
У. На дне речном нас встречают хозяева. Кто это? (рыбы)
? Какие из этих рыб вам знакомы? (ребёнок, называющий рыбку, выходит к доске и показывает её)
? Они одинаковые или разные? (разные)
Но всё – таки у них есть что-то общее. Что?
(Форма тела – вытянутая, похожа на капельку, для того, чтобы легко было плыть.
Тело покрыто чешуёй, а каждая чешуйка смазана жиром – чтобы рыбе было
легко скользить в воде.
Есть хвост для того, чтобы разворачиваться.
Есть плавники: верхний – не даёт рыбе переворачиваться в воде, нижние – помогают рыбе плыть ровно.)
4. Развитие внимания и мелкой моторики.
Зд. Сделаем рыбу из палочек (по образцу).
Во время выполнения задания играет музыка – журчание воды.
После выполнения задания убираем палочки обратно на тарелочки.
5. Физминутка «Рыбки».
У. Ребята, а что рыбы делают зимой?
Правильно, они опускаются глубоко, на самое дно, чтобы не погибнуть от мороза, который превращает воду в лёд. Когда река замерзает, то воздуха в ней
становится мало. И тогда люди приходят на помощь.
? Как люди могут помочь в этой ситуации рыбам?
Они прорубают во льду проруби, отверстия, через которые под воду проходит
воздух. И тогда рыбы плавают, веселятся и играют.
У. Давайте поиграем вместе с ними.
Рыбки плавали, ныряли (дети имитируют движения плавающих рыбок)
В чистой, светленькой воде.
То сожмутся (присесть, сжаться), разожмутся (разжаться, встать),
То зароются в песке (присесть, изобразить, как рыбки зарываются в песок).
6. Закрепление. Развитие внимания и памяти.
У. А сейчас рыбки хотят поиграть с вами в прятки. Давайте вспомним их названия.
Учитель показывает на рыбок на доске, дети их называют.
Игра «Прятки» (приложение 1).
Рыбки прячутся и больше не показываются.
? Ребята, смотрите, рыбки спрятались, а показываться больше не хотят.
Почему как вы думаете?
У. Конечно, они кого – то испугались. Как вы думаете, кого?
Конечно тех, кто ловит рыбу. Как называются те, кто ловит рыбу? (рыболовы)
? А вы хотите половить рыб? Но мы ведь находимся у них в гостях…
Поэтому ловить их мы не будем, а будем ловить слова, обозначающих названия рыб.
Игра «Ловушка» (приложение 2)
Слова: лодка, карась, осьминог, лягушка, окунь, вода, хариус, утка, тюлень, налим, щука.
7. Итог.
У. Нам пора возвращаться. Закрываем глаза, батискаф поднимается.
(Играет музыка, доска закрывается).
Где мы сегодня побывали? А на чём мы погружались?
!!! Сегодня мы познакомились всего с несколькими рыбами, а их в водоёмах очень много и о них можно узнать много интересного. Как? (варианты: спросить у взрослых, прочитать в книге, посмотреть фильм о рыбах, найти в интернете вместе с родителями)
Учитель показывает блестящую коробочку.
У. А в этой коробочке лежат вам подарки на память от рыб. Но сначала нужно
открыть коробочку.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?
Постучали, покрутили, потянули и открыли.
У. Здесь лежат медали. Чтобы получить медаль, нужно рассказать, что
запомнилось сегодня на занятии (дети говорят, учитель награждает).
Задачи: заинтересовать, привлечь внимание, активизировать мышление
Задача:
активизировать мышление
Задачи:
Познакомиться с названиями рыб, их внешними особенностями, развивать умение сравнивать
Задача: развивать зрительное внимание, мелкую моторику
Задача:
развивать общую моторику, сменить деятельность (отдохнуть)
Задачи:
развивать зрительное внимание и память, закрепить изученных рыб, расширять словарный запас
Задачи:
развивать слуховое внимание, повторить названия изученных рыб
Задача:
активизировать внимание, развивать мелкую моторику, подвести итог - рефлексия
Приложение 1.
Игра «Прятки».
На доске картинки с изображением рыб. Учитель просит детей закрыть глаза и убирает одну картинку. Дети открывают глаза и угадывают, какая рыбка «спряталась».
Приложение 2.
Игра «Ловушка»
Педагог называет слова, а обучающиеся хлопают в ладоши («ловят слова»), когда слышат названия рыб.
Слова: лодка, карась, осьминог, лягушка, окунь, вода, хариус, утка, тюлень, налим, щука.