ОЛИМПИАДА ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г.КРАСНОЯРСКА: ОРГАНИЗАЦИЯ, ОПЫТ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОЛИМПИАДА ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г.КРАСНОЯРСКА: ОРГАНИЗАЦИЯ, ОПЫТ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Разумова Э.И., методист
г.Красноярск, КГБПОУ «Красноярский монтажный колледж»
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], тел. 8 9607715641
Статья посвящена анализу, проведенной преподавателями Красноярского монтажного колледжа, олимпиады по технической механике среди ПОУ города. Проводится анализ, рассматриваются положительные и отрицательные стороны организации мероприятия. В заключение приводятся предложения по проведению олимпиады в будущем.
Список литературы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Элъконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.
3. Интернет-олимпиады. [Электронный ресурс]: URL: http://ivanovo.zarplata.ru/a-id-13869.html
Формирование интереса к будущей специальности – это один из способов повышения мотивации студентов к учебной деятельности, через сравнение с достижениями других людей, которые уже достигли успеха в данной сфере. Олимпиады по общепрофессиональным дисциплинам, бесспорно являются эффективным средством реализации этих целей.
Через олимпиады предъявляются новые требования к содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы. Подготовка к олимпиаде и участие в ней оказывается весьма полезной не только в плане углубления знаний по дисциплине. Успешное выступление на олимпиаде требует высокого уровня интеллектуальной зрелости, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все перечисленные качества являются ключевыми условиями конкурентоспособности молодого человека на рынке труда. Олимпиада – это проверенный способ выявить обучающихся, имеющих выдающиеся способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей.
Все эти перспективы могут быть достигнуты только при наличии развитой системы подготовки обучающихся к олимпиадам по общепрофессиональным дисциплинам. При этом важнейшим вопросом является создание равных условий и возможностей, которые предоставляют обучающимся система среднего профессионального образования.
Опыт предыдущих лет показывает, что в образовательных организациях СПО нет системы подготовки обучающихся к участию в олимпиадах, не уделяется достаточно вниманию поиску и поддержке талантливых и одаренных подростков. В связи с этим вопросы организации работы с такими обучающимися поднимались на методическом совете колледжа, где был проведён не только анализ сложившейся ситуации, но и рассмотрен опыт работы других образовательных учреждений. Несмотря на это, ведущей остается самостоятельная подготовка обучающихся к состязаниям, а участие в олимпиаде носит спонтанный характер.
Весной 2016 г. в Красноярском монтажном колледже родилась инициатива проведения олимпиады по технической механике среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений специальностей технического профиля. В городе не проводятся никакие мероприятия, где бы преподаватели общепрофессиональных дисциплин могли продемонстрировать свои успехи во внеаудиторной работе с обучающимися поделиться своим педагогическим опытом в этом вопросе. Идею поддержала администрация колледжа. Большую помощь оказали методические службы образовательных учреждений, которые впоследствии и приняли участие в мероприятии. Было разработано положение об олимпиаде, преподаватели подготовили олимпиадные задания.
13 мая 2016 г. состоялась 1 олимпиада по технической механике среди обучающихся 2 и 3 курсов профессиональных образовательных учреждений г. Красноярска. Автор идеи – Э.И. Разумова, методист Красноярского монтажного колледжа, организаторы – преподаватели технической механики. Олимпиада проводилась в один тур на базе КГБПОУ «Красноярский монтажный колледж».
В олимпиаде приняли участие пять профессиональных образовательных учреждений города: КГБПОУ «Красноярский политехнический техникум», КГБПОУ «Красноярский автотранспортный техникум», КГБПОУ «Красноярский строительный техникум», КГБПОУ «Красноярский техникум промышленного сервиса», КГБПОУ «Красноярский монтажный колледж». В состав жюри входили высококвалифицированные специалисты, представители образовательных учреждений участников Олимпиады. Работы участников шифровались.
Проведение олимпиады потребовало активного участия всех образовательных учреждений: необходимо было не только пригласить обучающихся, заинтересовать их, но и организовать проведение олимпиады. Мы даже не предполагали, сколько проблем нам придется решить! Это были проблемы организации мероприятия, его технического и содержательного обеспечения. Нелегко пришлось, пока решили, какие тестовые задания и задачи следует предложить, какого уровня, насколько наши обучающиеся компетентны в технической механике.
Олимпиадные задания были разработаны на основании Федерального государственного образовательного стандарта СПО по дисциплине «Техническая механика» с использованием учебной литературы и формировались по общим темам, присутствующим во ФГОС СПО специальностей, которым обучаются наши участники. Задания были составлены на темы: основные понятия аксиомы статики; плоская система сходящихся сил; пара сил; плоская система произвольно расположенных сил; центр тяжести тела; основные положения сопротивления материалов; растяжение и сжатие; геометрические характеристики плоских сечений; кручение; изгиб.
Олимпиада проводилась в два этапа. 1 этап – тестирование на проверку знаний по разделу «Теоретическая механика» (статика) и «Сопротивление материалов», продолжительностью 30 мин. 2 этап – практическое задание: решение трех задач на простые виды деформаций: определение реакции опор, растяжение, сжатие и нахождение центра тяжести плоской фигуры, продолжительностью 2 часа.
Всего приняли участие 24 человека участников-обучающихся и 6 преподавателей, подготовивших их к олимпиаде. Из них призовые места заняли 16,7 % участников. Распределение победителей и призёров по ОУ таково:
КГБПОУ «Красноярский монтажный колледж» – 4 чел.
КГБПОУ «Красноярский автотранспортный техникум» – 1 чел.
По итогам рейтинга первое место заняла команда Красноярского монтажного колледжа, второе место – команда Красноярского автотранспортного техникума, третье место – команда Красноярского строительного техникума.
Итоги олимпиады, победители опубликованы на сайте колледжа, но протоколы олимпиады не подлежат публикации (защита персональных данных), поэтому не было возможности участникам сравнить свои результаты.
Почти все участники добросовестно отвечали на вопросы и решали довольно сложные задачи, были интересные подходы к их решению. Но несколько участников очень слабо справились с заданиями и из 20 возможных, получили всего 1 балл – 3 человека, 2 балла – 2 чел., 3 балла – 4 чел.
Выводы:1. Олимпиада по технической механике среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений специальностей технического профиля в Красноярском монтажном колледже прошла на высоком организационном уровне.
2. В олимпиаде, в соответствии с Положением, приняли участие обучающиеся пяти образовательных учреждений.
3. Показан высокий результат работы преподавателей КГБПОУ «Красноярский монтажный колледж».
4. Большинство обучающихся владеют знаниями и умениями в соответствии с ФГОС СПО по учебной дисциплине «Техническая механика».
5. Около 40% участников владеют фактическим материалом на уровне воспроизведения, но испытывают затруднения в заданиях на применение знаний и умений в новых ситуациях, слабо владеют анализом, не умеют выявлять причинно-следственные связи.
Предложения:1. Преподавателям технической механики использовать дифференцированный подход в работе с мотивированными обучающимися и начать подготовку к олимпиаде – 2017.
2. При подготовке обучающихся к олимпиаде учитывать результаты и типичные ошибки при выполнении заданий олимпиады-2016г.
3. Рассмотреть на заседании ПЦК опыт преподавателей, подготовивших победителей.
4. Методистам ОУ разместить аналитические материалы на сайте;
5. Продолжить осуществление методического обеспечения системы подготовки обучающих-ся к участию в олимпиадах и оказание постоянного консультационного сопровождения.
15