Программа коррекционных курсов Сенсорное развитие для 1 класса по ФГОС специальной (коррекционной) школы
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опытавпроцессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Для реализации курса необходимо, специальное материально-техническое оснащение включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.Примерное содержание коррекционных занятий
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека.Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.Локализация неподвижного удаленного источника звука.Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами: дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.; различными по температуре: холодный, теплый; фактуре: гладкий, шероховатый; вязкости: жидкий, густой, сыпучий; реакция на вибрацию, исходящую от объектов.Реакция на давление на поверхность тела.Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.); потемпературе (холодный, горячий);фактуре (гладкий, шероховатый); влажности (мокрый, сухой);вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Возможные предметные результаты.
Зрительное восприятие
Учащиеся должны уметь:
- фиксировать взгляд на лице человека, на неподвижном светящемся предмете;
- прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом, за движущимся удаленным объектом.
Слуховое восприятие
Учащиеся должны уметь:
- локализовать неподвижный (близко расположенный) и неподвижный (удаленный) источник звука;
- соотносить звук с его источником;
- находить одинаковые по звучанию объекты.
Кинестетическое восприятие
Учащиеся должны уметь:
- формировать адекватную эмоционально-двигательную реакцию на прикосновения человека;
- формировать адекватную реакцию на соприкосновение с различными материалами и разными видами поверхностей.
Восприятие запаха
Учащиеся должны уметь:
- формировать адекватную реакцию на запахи;
- формировать умения узнавать и различать объекты по запаху.
Восприятие вкуса
Учащиеся должны уметь:
- формировать адекватную реакцию на продукты питания;
- формировать умения узнавать и различать продукты по вкусу и вкусовым качествам.
Учебный план
Предмет Класс Кол-во часов в неделю 1 триместр 2 триместр 3 триместр Год
Сенсорное развитие 1 2 30 21 11 Календарно-тематическое планирование по курсу сенсорное развитие
в 1 Л классе на 1 триместр
№ п/пТема урока Дата
1 Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. 01.09.2016
2 Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки). 06.09.2016
3 Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете
(пламя свечи). 08.09.2016
4 Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка. 13.09.2016
5 Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа от ребенка. 15.09.2016
6 Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева от ребенка. 20.09.2016
7 Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз. 22.09.2016
8 Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном выше уровня глаз. 27.09.2016
9 Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном ниже уровня глаз. 29.09.2016
10 Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха. 11.10.2016
11 Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча. 13.10.2016
12 Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии. 18.10.2016
13 Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. 20.10.2016
14 Нахождение одинаковых по звучанию объектов. 25.10.2016
15 Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. 27.10.2016
16 Кинестетическое восприятие. Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. 01.11.2016
17 Реакция на соприкосновения с материалами (дерево, металл). 03.11.2016
18 Реакция на соприкосновения с материалами
(клейстер, пластмасса). 08.11.2016
19 Реакция на соприкосновения с материалами
(бумага, вода). 10.11.2016
20 Реакция соприкосновения с различными предметами по температуре (холодный). 22.11.2016
21 Реакция соприкосновения с различными предметами по температуре (теплый). 24.11.2016
22 Реакция соприкосновения с различными предметами по фактуре (гладкий). 29.11.2016
23 Реакция соприкосновения с различными предметами по фактуре (шероховатый). 01.12.2016
24 Реакция соприкосновения с различными предметами по фактуре (гладкий, шероховатый). 06.12.2016
25 Реакция соприкосновения с различными предметами по вязкости (жидкий). 08.12.2016
26 Реакция соприкосновения с различными предметами по вязкости (густой). 13.12.2016
27 Реакция соприкосновения с различными предметами по вязкости (сыпучий). 15.12.2016
28 Реакция соприкосновения с различными предметами по вязкости (жидкий, густой, сыпучий). 20.12.2016
29 Реакция соприкосновения с различными предметами по влажности (мокрый). 22.12.2016
30 Реакция соприкосновения с различными предметами по влажности (сухой). 27.12.2016
Календарно-тематическое планирование по курсу сенсорное развитие
в 1 Л классе на 2 триместр
№ п/пТема урока Дата
1 Реакция соприкосновения с различными предметами по влажности (мокрый, сухой). 12.01.2017
2 Восприятие запаха. Реакция на запахи. 17.01.2017
3 Узнавание объектов по запаху (лимон, банан). 19.01.2017
4 Различение объектов по запаху (лимон, банан). 24.01.2017
5 Узнавание объектов по запаху (хвоя). 26.01.2017
6 Узнавание объектов по запаху (кофе). 31.01.2017
7 Узнавание объектов по запаху (хвоя, кофе). 02.02.2017
8 Различение объектов по запаху (хвоя). 07.02.2017
9 Различение объектов по запаху (кофе). 09.02.2017
10 Различение объектов по запаху (хвоя, кофе). 14.02.2017
11 Восприятие вкуса. Реакция на продукты. 16.02.2017
12 Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (соленый). 28.02.2017
13 Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (сладкий). 02.03.2017
14 Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам
(соленый, сладкий). 07.03.2017
15 Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам
(кислый). 09.03.2017
16 Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам
(горький). 14.03.2017
17 Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам
(кислый, горький). 16.03.2017
18 Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам
(соленый, сладкий, кислый, горький). 21.03.2017
19 Реакция на продукты, различные по консистенции (жидкий). 23.03.2017
20 Реакция на продукты, различные по консистенции (твердый). 28.03.2017
21 Реакция на продукты, различные по консистенции
(жидкий, твердый). 30.03.2017
Календарно-тематическое планирование по курсу сенсорное развитие
в 1 Л классе на 3 триместр
№ п/пТема урока Дата
1 Узнавание продуктов по вкусу (слива). 04.04.2017
2 Узнавание продуктов по вкусу (томат). 06.04.2017
3 Узнавание продуктов по вкусу (слива, томат). 18.04.2017
4 Различение предметов по вкусу (томат). 20.04.2017
5 Различение предметов по вкусу (слива). 25.04.2017
6 Различение предметов по вкусу (томат, слива). 27.04.2017
7 Зрительное восприятие. Фиксация взгляда напротив ребенка. 02.05.2017
8 Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали). 04.05.2017
9 Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по вертикали). 11.05.2701
10 Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по кругу. 16.05.2017
11 Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом вперед. 18.05.2017