Урок по музыке на тему Разыграй сказку «Баба Яга»-русская народная сказка


Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
(формируемые на данном этапе урока)
Организационный
(этап мотивации) Дети входят в класс под музыку «А третий-это я»
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Приветствие «Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Петровна и сегодня урок музыки проведу у вас я. Садитесь, пожалуйста».
«Здравствуйте»
Дети садятся на свои места.
К. Ориентироваться на позицию партнёра в общении.
Р. Организовывать свои действия.
Определяют своё рабочее место под руководством учителя.
Л. Развивать эстетические чувства, чувство прекрасного.Актуализация опорных знаний и умений Ребята, а кто обратил внимание под какую песню вы заходили в класс?
Правильно.
На прошлом уроке вы изучили 1 и 2 куплет давайте их вспомним. Я вам проговорю слова, а затем по моей руке споем эту песню.
Напоминает слова песни.
Поет вместе с ребятами.
А теперь давайте выучим еще 3 и 4 куплет, мелодия песни прежняя. «А третий-это я»
Слушают
Поют 1 и 2 куплет.
Учат 3 и 4 куплет песни. П.Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.
К. Воспринимать различные точки зрения.Строить монологическое высказывание.
Владеть диалогической формой речи.
Л. Формировать интерес к обучению.
Постановка учебной проблемы Ребята, а в какой стране мы с вами живем?
Вы, наверно, знаете, что у каждого народа есть свои традиции. А какие вы знаете традиции русского народа? Россия
Высказывают свое мнение П. Строить сообщения в устной форме.
К.Воспринимать различные точки зрения.
Строить монологическое высказывание.
Владеть диалогической формой речи.
Р. Организовывать свои действия: ставить перед собой цель.
Открытие нового знания Ребята, одной из традиций русского народа является празднование именин. Как вы думаете, что же это за праздник?
Именинами или днем ангела называется день в календаре, соответствующий одному и более имен. В церковно-бытовых обрядах православных христиан именинами называется день памяти одного из святых, имя которого присваивают во время крещения человеку, родившемуся в этот день.
Первое празднование именин на Руси состоялось в XVII веке. Согласно православным канонам, крещеный человек находится под защитой небесного покровителя – святого, имя которого человек получил при крещении. Именины празднуются именно в день памяти этого святого. Раньше накануне именин семья именинника пекла пироги, караваи и варила пиво.
Ребята, а какие же еще традиции были у русского народа?
Это потешки.
Потешка - жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест.
Я уверена, что вы все знаете, что это такое. Вы наверняка играете в «ладушки»?
Повернитесь друг к другу и приготовьте ладошки.
- Ладушки, ладушки!Где были?- У бабушки!- Что ели?- Кашку!- Что пили?- Бражку.Бражка сладенька,Бабушка добренька.Попили, поели,Шу, полетели!На головку сели!Сели, посидели,Прочь улетели!Андрей-воробей,Не гоняй голубей.Голуби боятся,На землю не садятся.
Ну а со следующей русской народной традицией я уверена, что все из вас знакомы, это сказки.
Сказка - это один из основных жанров устного народного творчества. Они передавались из уст в уста.
Каких русских сказочных героев вы знаете?
Показывает слайд с изображением Бабы Яги.
Ребята, а это что за сказочный герой?
Я вам предлагаю посмотреть сюжет с Бабой Ягой. Смотрите внимательно, так по окончании сказки я буду задавать вам вопросы.
Ребята, как вам представилась Баба Яга?
А теперь давайте посмотрим второй сюжет с Бабой Ягой
В чем же сходство и различие этого героя в двух фильмах?
Ба́ба-яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Кроме того, является обрядовым святочным персонажем в бывших славянских землях.
Баба-яга обычно изображается в виде большой горбатой старухи с большим, длинным, горбатым и крючковатым носом («лежала из угла в угол Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок, губы на притолоке висят»).
Ребята, не только поэты, художники говорили об этом сказочном герое, но и композиторы писали музыкальные произведения о Бабе Яге.
Русский композитор Модест Петрович Мусоргский написал несколько музыкальных пьес, одной из которых является «Избушка на курьих ножках». Обратите внимание на портрет композитора. Он с детства любил музыку, написал много произведений.
Модест Мусоргский родился 21 марта (9 марта старому стилю) 1839 года, в cеле Карево Псковской губернии, в семье помещика, представителя рода Рюриковичей. Занимался игрой на фортепьяно со своей матерью и в возрасте 9 лет исполнил концерт ирландского пианиста Джона Филда для аудитории, собравшейся в доме его родителей. В 1849 году он поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, а в 1852 — в Школу гвардейских подпрапорщиков. Вскоре появилась первая публикация Мусоргского — фортепианная полька «Подпрапорщик». Несколько лет брал уроки игры на фортепиано у видного петербургского педагога А. А. Герке. В 1856 году, несмотря на отсутствие соответствующей подготовки, начал писать оперу на сюжет произведения французского писателя-романтика Виктора Гюго. В том же году поступил в гвардейский Преображенский полк. В 1857 году Модест познакомился с композитором Александром Сергеевичем Даргомыжским и Ц. Кюи, а через них — с композитором, пианистом и дирижером  HYPERLINK "http://to-name.ru/biography/milij-balakirev.htm" \o "Милий Алексеевич Балакирев - биография" Милием Алексеевичем Балакиревым (которого уговорил преподавать ему основы композиции) и с художественным и музыкальным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым. Вскоре Мусоргский стал участником «Могучей кучки».
А теперь давайте послушаем как он показал Бабу Ягу в музыке. При прослушивании вы должны быть очень внимательны.
Каким же вам показался образ Бабы яги?
Как композитор нарисовал нам ее портрет музыкальными звуками-красками? Высказывают свою точку зрения
Слушают учителя
Высказывают свою точку зрения
Да
играют в ладушки
Называют сказочных героев
Баба яга
Смотрят сюжет из сказки «Морозко»
Ворчливая, злая и т.д.
Смотрят сюжет из сказки «Новогодние приключения Маши и Вити»
Высказывают свое мнение
Слушают о том кто такая Баба Яга
Слушают краткую биографию композитора
Слушают музыкальную композицию «Избушка на курьих ножках»
Отвечают П. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.
К. Воспринимать различные точки зрения.
Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Р. Организовывать свои действия: ставить перед собой цель.планировать работу для достижения цели.
Л. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.
Развивать эстетические чувства, чувство прекрасного.Вокально-хоровая работа
Ребята, мы столько много узнали о нашем главном герое урока. Теперь давайте выучим песню о Бабе Яге.
Разучивают с учителем песню о Бабе Яге
Р. выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Исполнять песни
К.обмениваются мнениями, слушая друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Музыкально-ритмические движения
Разученную песню исполняем с движениями Выполняют движения Р. выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Исполнять песни
Творческое задание
А теперь я предлагаю закрепить наши знания и образ главного героя нашего урока рисунком Бабы Яги. Слушайте музыку и подбирайте краски к своему рисунку.
Раскрашивают рисунок Р. Организовывать свои действия: ставить перед собой цель. планировать работу для достижения цели.
Итог урока Ребята, что нового вы сегодня узнали? О каком герое мы сегодня говорили? Мы сегодня с вами увидели несколько образов Бабы Яги-каких?(фильме, в музыке, в стихах) Музыку какого композитора мы сегодня слушали? Как музыка нарисовала нам образ Бабы Яги? О каких традициях русского народы мы с вами говорили сегодня? Подводят итог урока. Высказывают свое мнение. К.обмениваются мнениями, слушая друг друга, строят понятные речевые высказывания
Л. формирование уважительного отношения к иному мнению;
Рефлексия урока «Радостный гномик» - всё хорошо,
«грустный гномик» - грустно.
К. Воспринимать различные точки зрения. Ориентироваться на позицию партнёра в общении.
Р.Оценивать правильность выполненного действия.