Сказочное начало в Повести о Петре и Февронии Муромских


Сказочное начало в «Повести о Петре и Февронии Муромских»:
примеры вымысла, сюжетные эпизоды, волшебство.
Особое место среди произведений древнерусской литературы жанра бытия занимает «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная Ермолаем-Еразмом. Обычно житие повествовало обо всей жизни святого, события изображались как проявление христианских добродетелей героя. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» практически отсутствуют житийные элементы, это трансформация жанра в полусветское произведение литературы.
В сюжете «Повести» отчетливо прослеживается сказочное начало – мотивы сказки о мудрой деве и герое-змееборце.
В начале произведения присутствует сказочный персонаж – змей. Он волшебным образом предстает всем в образе князя Павла. Как в сказке, жена князя узнает о смерти змея от него самого: «Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча». Тут же присутствует следующий сказочный элемент – волшебный меч, который способен погубить неприязненного змея, причем Петр получает его чудесным образом – местонахождение меча ему указывает отрок, явившийся герою в церкви Воздвиженья честного и животворящего креста.
Добро в сказке всегда побеждает зло, Петр также побеждает змея.
Эпизод, в котором читатель знакомится с героиней «Повести», так же напоминает сказку – Феврония говорит с посланцем Петра загадками: «Не хорошо быть дому без ушей и без очей!», «Отец и мать мои пошли взаймы плакать. Брат же мой ушел через ноги в глаза смерти смотреть», которые сама поясняет недоумевающему юноше: «Если бы был в доме нашем пес, то он, почуяв тебя, к дому подходящего, залаял бы на тебя: это - уши дома. А если бы в горнице моей ребенок, то, увидев тебя, к дому подходящего, сказал бы мне: это - очи дому. А когда сказала тебе про отца и про мать, что отец мой и мать пошли взаймы плакать, то это значит, что пошли они на похороны и там плачут. Когда же они сами умрут, то другие станут плакать по ним - это и есть заемный плач. Про брата же тебе сказала, потому что отец мой и брат древолазцы-бортники, собирают в лесу с деревьев мед. Теперь брат мой ушел на это дело, и когда он влезет высоко на дерево, и через ноги с высоты посмотрит вниз, то подумает, как бы ему не сорваться с высоты. Если же кто сорвется, тот жизни лишится. Поэтому я и сказала, что пошел он через ноги в глаза смерти смотреть».
Следующим сказочным элементом является награда за исцеление – Феврония в награду за исцеление хочет стать женой князя.
Далее в «Повести» присутствует еще один сказочный сюжетный эпизод – загадки-испытания. Князь хочет, чтоб из пучка льна девушка сделала ему за короткий срок рубашку, штаны и полотенце. Феврония доказывает свою мудрость: просит князя из обрубка полена сделать за короткое время ткацкий станок для работы.
Слова уже княгини Февронии на требование муромских бояр покинуть город: «Я же вам говорю, дайте и мне то, что я попрошу у вас» вполне подходит для сказки.
Чудесным является и то, что в руках княгини крошки хлеба становятся ладаном, а палки на берегу реки, благословленные Февронией, превращаются в большие деревья.
Не менее волшебным является воссоединение умерших супругов в одном гробу после того, как слуги кладут их в отдельные гробы вопреки их завещанию.
Само построение сюжета «Повести» напоминает сказки: князь женится на простой девушке (правда, в русских сказках чаще царевна выходит замуж за простого крестьянина в награду за его подвиги), его княгиню бояре невзлюбили именно за это, супруги живут «долго и счастливо» и умирают в один день.