ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИНЦИПАХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ РУССКОГО СЕВЕРА
Гладышева Наталья Николаевна
воспитатель
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Голубок»,
первая квалификационная категория
«ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИНЦИПАХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ РУССКОГО СЕВЕРА»
«Красоту, чистоту мы у старших берём
Саги, сказки из прошлого тащим.
Потому, что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем».
В.Высоцкий
Мы живём в интересное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, много заново переоцениваем и открываем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое мы знаем поверхностно. Что заботило, о чём мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказки, где преданы забвенью обряды, обычаи, потехи прошлого.
Обратиться к истокам поможет фольклор. Ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Фольклор – устное народное творчество, существующее в виде пословиц и поговорок, загадок и сказок, народного героического эпоса, песенного искусства, потешек, народных игр.
Универсальность фольклора как средства народной педагогики очевидна. Сам фольклор имеет тесную связь с другими средствами народной педагогики: природа, изобразительная деятельность, этнография, литература, родной язык, музыка. Все жанры русского фольклора имеют педагогическую направленность. Поэтому мною была поставлена следующая задача: воспитание личности ребёнка на основе народной культуры Севера, через знакомство детей с устным народным творчеством, некоторыми видами прикладного искусства. Я хорошо понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа. Задача эта на года, поэтому в течение трёх лет я вела работу – знакомство детей с русским фольклором.
Для реализации намеченной цели я изучила и подобрала литературу:
Т.А.Монастырёва «Осуществление воспитательно-образовательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста на принципах народной педагогики русского Севера»;
Г.И.Батурина, Т.Ф.Кузьмина «Народная педагогика»;
И.И.Шангина «Русские дети и их игры»;
И.Астахова «Ладушки»;
Г.Науменко «Берёзовая карусель»;
М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду»;
А.В.Орлова «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» и др.
А дальше была огромная работа по изучению истоков жанров русского фольклора, народного театра, прикладного искусства, составлению конспектов игровых развивающих ситуаций, сценариев обрядовых праздников, всего того, что постепенно складывается в систему.
Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно было увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта предметы я проводила игровые развивающие образовательные ситуации в этнографическом уголке детского сада. Макет печки, чугунок, самовар, прялка, зыбка, вышитые полотенца, самотканые половики, лоскутные одеяла, предметы быта и кухонной утвари создают атмосферу традиционной русской избы. Так я начинала.
Я старалась применять русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подобрала серию потешек, пестушек, прибауток и, оформив их в картотеку, использовала в работе с детьми в группах младшего возраста.
Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности, они удовлетворяют у ребёнка рано возникающую потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Младших детей знакомила и с колыбельными песнями. Колыбельные песни наполнены материнской любовью. В колыбельных песнях подбираются ласковые слова, звучат они плавно нежно, как мамин голос. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам – и про котеньку, гулей, дрёму, приучая ухо к интонационному строю родной речи.
Очень интересно было познакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками. Мною была разработана серия конспектов по ознакомлению детей с пословицами и поговорками, в содержании которых есть названия предметов русского быта. Использовала следующие дидактические игры «Собери пословицы», «Продолжи пословицу», «Детское лото» и др. Старалась показать происхождение пословиц и поговорок, такие их особенности, как иносказательность, совмещение в них общего и конкретного, выразительность. Дети тонко чувствовали воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок.
Особое место занимали игровые развивающие образовательные ситуации по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Я старалась раскрыть смысл загадок. Термин «загадка» очень древний. Он произошёл от слова «гадать», что значит – думать, рассуждать. Каждая загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку бывает довольно трудно. Во – первых, для этого нужно обладать хорошим образным мышлением, во – вторых, быть очень сообразительным. Поэтому важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы. А результат – составленные детьми загадки.
Детей старшего дошкольного возраста знакомила с русской лирической и хороводной песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно – музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, её горести и радости. В песнях как, и в других видах народного творчества воспевались трудовые подвиги народа, красота природы, воспевались человеческие добродетели, высмеивались пороки. Поэтому она имеет ярко выраженный воспитательный характер. Дети с удовольствием учат песни, которые исполняли их прабабушки, например, «Себе пару выбирал» (Мезенский район Архангельской области). С песней Йеменского района Архангельской области «Ах, берёза ты моя кудрява» я с детьми принимала участие в фестивале «Крылья надежд», заняв одно из призовых мест.
Изучение календарного детского фольклора я осуществляла через участие детей в календарных праздниках. Ведь не было ни одного народного праздника, в котором дети не принимали бы участие. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Ни один праздник, где участниками были дети, не обходился, конечно же, без народной игры. Игры – своеобразная школа ребёнка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, которые, я оформила в картотеки, сделали игру более интересной, обогатили её содержание.
Народное искусство способствует формированию художественного вкуса, развитию эстетического отношения к природе, окружающей действительности. Народное искусство близко по своей природе творчеству ребёнка (простота) именно по этому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. Большую радость приносят детям глиняные народные игрушки, игры с ними. Детей привлекают яркие забавные игрушки. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение. Почему детям самим не поучится делать такие игрушки? Поэтому возникла необходимость в создании кружка «Мастерилка», руководителем которого я являюсь. Дети знакомятся с мастерами игрушки, с историей её возникновения. Дети с удовольствием лепят из глины игрушки и разрисовывают их. Регулярно пополняется работами детей выставка декоративной лепки, оформляется группа. Неоднократно мы являлись участниками городских выставок изделий художественного творчества.
Работа идёт намного успешней, если она интересна другим педагогам и родителям. Для повышения их интереса на педсоветах и родительских собраниях я проводила устные консультации. Были изготовлены письменные консультации. Например, «Русские народные загадки», «Колыбельные песни», «Русские пословицы». Подводя итоги работы по данной теме можно сказать, что за это время создана система работы с детьми, педагогами, родителями. Разработаны диагностические листы, позволяющие выявить уровни усвоения детьми знаний. Существенным итогом работы можно считать проявление и усиление интереса детей к русскому народному творчеству, истории русского народа, бережному отношению к художественному и культурному наследию своего народа.
В заключении хотелось бы сказать. Культуру России невозможно себе представить без народного творчества, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа. Наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлении подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
15