Создание проблемных ситуаций на уроках литературы.


Создание проблемных ситуаций на уроках литературы.Тема предложенной работы звучит как создание проблемных ситуаций на уроках литературы.
Актуальность выбранной мною темы объясняется общими проблемами изучения русской классики и вообще литературы в современной школе:
Падение интереса к чтению, всё больше вытеснение книги телевидением, видео, компьютером;
Несовершенство учебных программ, имеющих тенденцию к расширению объёма в ущерб углублению знаний;
Фрагментарность в изучении творчества отдельных авторов и произведений.
Основная ЦЕЛЬ, которая видится мне при решении выявленной проблемы, заключается в становлении духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Решение данной проблемы помогает решить задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы.
Организуя урок, работая с детьми, стараюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый почувствовал силу успеха.
Успех – это внутренний комфорт, радостный настрой.
Успех – это основа взаимопонимания между Учителем и Учеником. Именно с проблемным преподаванием литературы сейчас всё более связывается мысль о такой организации обучения. Именно противоречие помогает ученику определить неизвестное, побуждает к поиску его и таким образом активизирует мыслительную деятельность человека. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализация продукта – на этапе воспроизведения знаний.
Активность или пассивность занятия определяется не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. И лекцию, и семинар, и диспут надо сделать активными формами.
Проблемная лекция.
Широкому и эффективному применению лекция мешает устаревшее отношение к ней как к обрекающей учащихся на роль пассивных слушателей.
В действительности же на лекции деятельность учащихся имеет три формы. Это восприятие материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память, речь; это участие в сообщении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); это самостоятельная работа во время слушания лекции и после.
Строя лекцию как поиск истины, я вовлекаю в эту работу всех. Примеры заданий для самостоятельной работы, в которых ученикам предлагаю решить определённые нравственные проблемы:
- А. С. Пушкин назвал Грибоедова «одним из самых умных людей России». Что значит, по вашему, слово «ум»? Как вообще вы понимаете это качество человека – «быть умным»?
- За что люди наказали Ларру («Старуха Изергиль» М. Горький)? Как определить черту между гордостью и эгоизмом?
Урок-семинар.
В старших классах возникает потребность в самостоятельности, в повышенной ответственности за выбранное дело. Семинар и даёт возможность выявлять эти качества, потому что здесь требуется значительно большая самостоятельность, чем на обычном уроке, предъявляются результаты продолжительной и творческой работы, выполненной дома или на предыдущем уроке. Главной целью семинара является углубление и совершенствование знаний. Пример экспресс-семинара (проработка содержания без предварительной домашней подготовки):
«Настоящая доброта… Какая она? (К. Паустовский «Телеграмма»)
«Страсти по Лермонтову»
«Ласточка разбитого стекла» (Лирика О. Мандельштама)
Урок-диспут.
Главное достоинство дискуссии в том, что она помогает реализовать активное межличностное взаимодействие учащихся. Тема дискуссии (диспута) должна быть значимой для учеников. Поэтому часто выбираю темы, предложенные учениками.
Пример.
«Что такое современность в искусстве»?
Вопросы для диспута:
Стареет ли искусство?
Узнаю ли я себя и свое поколение в литературе современника?
Все ли произведения современного искусства современны?
Современность и новаторство – это одно и тоже?
Как соотносятся современное и вечное?
ИТАК, обобщая сказанное, хочется сказать, если мы, школьные преподаватели литературы, будем смотреть на свой предмет как на искусство, на учеников – как на читателей, тогда изменится и цель урока: не «дать знания по истории и литературе», а организовать самостоятельную, творческую читательскую деятельность, содержанием которой являлось бы полноценное читательское освоение текста произведения.