Презентация по теме Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов


Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 6Букач Марина Вячеславовна « Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о её ценности. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?» М. Половкова Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов. Термины «метапредмет», «метапредметность» 1918 год. «Основные положения единой трудовой школы» Аристотель «Метафизика» Метапредметный подход Ю. Ю. В. Громыко А. И. Хуторской Значение метапредметного подхода в образовании… …состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системойзнаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов. Основные понятия метапредметного подхода "Мета "- («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Основные понятия метапредметного подхода Метапредметные результатыобразовательной деятельности - это «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».(ФГОС) Основные понятия метапредметного подхода Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной» (универсальные знания и способы или мыследеятельность) Важнейшая задача ФГОС формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Методики, подходы и технологии формирования метадеятельности ИКТ –технологии, технология здоровьесбережения, развивающее обучение Эльконина-Давыдова; а также мыследеятельностная педагогика;коммуникативная дидактика;эвристическое обучение;логико-смыслового моделирования;развивающего обучения;критического мышления; ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) (АРИЗ);технологический компонент личностно-ориентированного урока; общеучебные умения и навыки (ремейк-программа Пономаревой и др.).метод проектов;исследовательская деятельность;тьюторские технологии; школа М.Щетинина и др. Реализация метапредметности Исследовательские проектыФакультативные курсы, элективные курсыСеминарские занятияПредметные недели, игры, дистанционные конкурсы и олимпиады («Математическая карусель», международная математическая игра «Кенгуру», «Русский медвежонок», «КИТ», …)Творческие работы В.В. Давыдов (психолог): «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём всех детей, без всякого исключения». Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. Цель метапредметного подхода Нужно построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе. Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями. Важно! Предмет Метапредмет Базовые сведения по одной науке Сведения из разных наук Узконаправленность Смысловое поле объектов познания выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается на метауровне Знания разрознены Формирование целостной картины мира Недостаточно философское осмысление мира обучающимися Философское осмысление мира обучающимися Нет осознания личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем Формируется осознание личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем Предметоцентризм Интегративность Предметность Предметность + надпредметность Таблица отличий традиционного и метапредметного подходов Редко можно найти учителя, который не стремился бы “давать знания” детям. Но какую бы модную технологию он не использовал, дети, как правило, не хотят “брать” эти знания. Почему? Литература: 1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.4. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.5. «Технология присвоения метазнаний»: Фестиваль «Открытый урок»Фёдорова Светлана Шамиловна6. Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие Автор: Громыко Нина Вячеславовна 7. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы) Фёдорова Светлана Шамиловна 8. http://www.ug.ru/downloard/2009/fp1_23pdf Светлана Руденко «Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия»  9. http://www.teacher-of-russia.ru Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.АЛЕКСАНДРОВА В. Г. «Инновации как способ изменения качества педагогической реальности в процессе творческого освоения профессионального опыта» 10. http://www.teacher-of-russia.ru Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.ГРОМЫКО Н. В., ПОЛОВКОВА М. В. «Метапредметный подход как ядро российского образования»