Проектно-исследовательская работа по литературоведению на тему «Звукоцветовое восприятие устных народных сказок о Бабе Яге детьми дошкольного возраста. Сопоставление результатов психофизического восприятия звука детьми и математических расчетов звукоцвета

Полное название темы работы
«Звукоцветовое восприятие устных народных сказок о Бабе Яге детьми дошкольного возраста. Сопоставление результатов психофизического восприятия звука детьми и математических расчетов звукоцвета»

Название направлений
«Социально-гуманитарные науки»:
«Русская и зарубежная литература»

Тип работы
исследовательская работа

Фамилия имя
автора
Ноговицина Ксения Сергеевна

Территория
п. Нижний Ингаш, Нижнеингашский район

Место учебы:
МБОУ «Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа № 2»

Место выполнения работы
МБОУ «Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа № 2»

Руководитель
Киреева Дарья Владимировна, МБОУ «Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа № 2», учитель русского языка и литературы

Ответственный за корректуру текста работы
Киреева Дарья Владимировна, МБОУ «Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа № 2», учитель русского языка и литературы


Аннотация
Ноговицина Ксения Сергеевна
Красноярский край, Нижнеингашский район, пгт. Нижний Ингаш
МБОУ «Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа №2», 8 «Б» класс «Звукоцветовое восприятие устных народных сказок о Бабе Яге детьми дошкольного возраста. Сопоставление результатов психофизического восприятия звука детьми и математических расчетов звукоцвета» руководитель: Киреева Дарья Владимировна, МБОУ «Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа № 2», учитель русского языка и литературы Цель научной работы: выявить особенности восприятия сказок детьми и их влияние на создание образа Бабы Яги (звукоцветовые соответствия).
Методы проведенных исследований:
Метод анализа научной литературы
Метод наблюдения
Метод эвристического исследования («текстоцвет» - звукобуквенный анализ художественного текста).
Основные результаты научного исследования:
- рассмотрены связь звука и цвета с точки зрения разных учёных-лингвистов, музыкантов,
- проведено исследование восприятия звука и цвета детьми дошкольного возраста и выявлены звукоцветовые соответствия,
- произведены расчёты звукоцвета в отрывках сказок о Бабе Яге
- сделан вывод, что связь звука и цвета действительно существует. и подчиняется определённым законам психологии, математики и, физики.
Введение
Связь звука и цвета неоднократно была доказана разными учеными-лингвистами, музыкантами, простыми обывателями и даже младшими школьниками. Не так много литературы доступно для чтения, но те научные труды и статьи, которые были написаны на эту тему, включают в себя интереснейший материал, подкрепленный безаппеляционными выводами, сделанными в ходе ряда исследований и экспериментов.
Любое исследование начинается с удивления. И вы бы удивились, если бы вас спросили, какого цвета буква А!
На протяжении трёх лет, я вместе со своим научным руководителем исследую тему звукоцвета в разных жанрах литературы. Мы рассматривали звукоцвет в стихотворениях поэтов 19 века, мы «раскрашивали» стихотворения наших современников о природе. И, наконец, вопрос о связи детского воображения и звукоцвета возник сам собой. Следовательно,
Тема данной исследовательской работы: «Звукоцветовое восприятие устных народных сказок о Бабе Яге детьми дошкольного возраста. Сопоставление результатов психофизического восприятия детей и математических расчетов звукоцвета»
Объект исследования: устные народные сказки о Бабе Яге.
Цель исследования – выявить особенности восприятия сказок детьми и их влияние на создание образа Бабы Яги (Звукоцветовые соответствия).
Задачи:
- Изучить научную литературу по данной теме;
- Проанализировать использование художественной литературы для развития детей;
- Выявить звукоцветовые ассоциации у детей подготовительной группы МДОУ «Сказка»;
-Выявить будут ли дети изображать Бабу Ягу, исходя из подсознательных ассоциаций с отрицательным героем, или цветовая гамма рисунка будет зависеть от слухового восприятия сказки?;
Сравнить полученные результаты с математическими расчетами звукоцвета в отрывках из сказок;
- Ответить на вопросы: можно ли считать связь звука и цвета чисто интуитивным процессом, будет ли звукоцветовое восприятие текста детьми схожим?
Методы исследования:
Метод анализа научной литературы
Метод наблюдения
Метод эвристического исследования («текстоцвет» - звукобуквенный анализ художественного текста).
 Вопросу о звукоцветовых соответствиях посвящены исследования А. П. Журавлёва, Л. Н. Ледник, К. Сельчёнка, Р.Якобсона, Т. Пугачевой, но литературы по этому вопросу, на наш взгляд,  недостаточно. Актуальность предлагаемой исследовательской работы в привлечении внимания к данной проблеме как можно большего количества людей и тем самым развитие интереса к фоносемантической составляющей русского языка.
Наша работа состоит из 6 частей:
Введения, где мы говорим о целях, задачах и актуальности данного исследования;
Главы 1, в которой мы пытаемся ответить на вопрос : имеет ли звук цвет?
Главы 2, которая повествует об общих положениях теории восприятия звука и цвета;
Главы 3, в которой мы рассматриваем сказку с точки зрения симбиоза таких наук как: педагогика, психология и литература;
Главы 4, повествующей об условиях эксперимента, проведенного среди дошкольников;
Главы 5, в которой мы рассчитываем звукоцвет, согласно теории «Долевых соответствий букв»;
Главы 6, в которой мы делаем выводы после сопоставления результатов исследования.
Глава 1. «Имеет ли звук цвет?»
«Я ловил соответствие звука и цвета».
А.Тарковский
Есть множество различных точек зрения на предмет связи звука и цвета. В 1942 г. Р.Якобсон впервые попытался научно обосновать связь звука и цвета. Вслед за ним Г.Н.Иванова-Лукьянова, считала, что ахроматизм (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] "a" - без и chroma – цвет) или хроматизм (от греч. chromatismos окраска)- главное отличие восприятия гласных и согласных. Изучение фоносемантической структуры текстов фактически было начато первыми работами А.П.Журавлева в 60-70 гг. прошлого столетия. В настоящее время на основе аудиторских экспериментов, которые проводились каждые 5 лет с 1985 по 2005 гг. с участием 500 информантов, уже создана Национальная матрица цвето-звуковых соответствий, ставшая основой для выявления фоносемантических приемов семантического анализа текста.
Сравнивая свои собственные ощущения от произношения звукобуквы с предложенными таблицами цветовых соответствий , я задаюсь вопросом: может ли группа людей воспринимать букву в одном и том же цвете или это сугубо индивидуальные восприятия? А когда эти буквы сливаются в слова, предложения, тексты? Общая «картинка» восприятия текста также индивидуальна или нет? На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь "звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен. Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее слово остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или обнаруживались бы следы его действия. Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе.
Согласно исследованиям, примерно у 1 % людей присутствует наиболее заметная форма синестезии - ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ) одновременное ощущение, совместное чувство  в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  явление [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], при котором [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] одного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Так и со звукоцветом. Восприятие звука непроизвольно вызывает и зрительную ассоциацию с этим звуком.
В ряде экспериментов и исследованиях было доказано, что ряд людей гласные окрашивает в одни и те же цвета. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной , Е - чётко зелёная, а И - определённо синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная. На основе этого и созданы таблицы соответствия звука и цвета.
Глава 2. Общие положения теории.
Прежде чем приступить к работе, мы выяснили, как характеризуется звук с точки зрения физики, физиологии, лингвистики, психологии. Пронаблюдала, как рассматривают вопрос о фонетической значимости в научно-популярной литературе для школьников. И хотела бы остановиться на вопросе о психофизическом восприятии звука и цвета.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] утверждает: «Слуховое восприятие коренным образом отличается как от осязательного, так и от зрительного восприятия.
Если осязательное и зрительное восприятие отражает мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. Но возникает резонный вопрос: как тогда человек может ассоциировать звук и цвет, если психология восприятия разделяет эти процессы как разнополярные?
Если звук- это раздражитель, а цвет – это определенная кодированная информация, то сопоставляя звук и цвет мы соответственно кодируем и раздражитель. Или же взаимосвязь звука и цвета происходит чисто на интуитивном уровне?
Бабарыко Александр Александрович пишет: «Текст (от нем. «text», лат. «textum» - ткань, связь, соединение; слог, стиль) - это информация, художественные образы, выраженные с помощью слов, объединенных в предложения, образующие фразы, сверхфразовые единства, произведение. Текстом может называться и произведение в целом, и любая его словесно выраженная часть. С большой степенью достоверности можно утверждать, что большая часть информации со звукового уровня текста «считывается» подсознательно или бессознательно, так как для специалистов уже стало очевидным, что в основе звукосимволической системы языка лежат единые для всех языков психофизиологические законы. По этой причине представляет интерес получение данных о той зашифрованной информации, которую автор также на бессознательном уровне зашифровал в созданном им тексте. Например, чрезвычайно важно, какой подсознательный отклик с большой степенью вероятности возникнет при чтении литературных произведений - сказок, рассказов, стихов, предназначенных для маленьких детей, подростков, юношества.»
В основу нашего исследования ложится гипотеза: если связь звука и цвета чисто интуитивный процесс, то звукоцветовое восприятие текста детьми должно быть схожим.


Глава 3. Психолого-педагогические и литературоведческие основы исследования.
3.1. Сказка – особый мир.
«Везде исследуйте всечасно,
что есть велико и прекрасно»
М.В.Лермонтов.
Сказки очень важны для развития ребенка, с этим никто спорить не собирается. Это своеобразный мостик между реальностью и вымышленным миром. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот - трудно". Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению. В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте.
Восприятие художественного текста, так же как и игра, очень важно в формировании творческого потенциала ребенка. Недаром, современные педагогические технологии включают в себя ряд направлений при работе с текстом. Очень часто ребенку предлагают пересказать сказку, проиллюстрировать отрывок произведения.
А как возможно изобразить что-либо не имея ассоциативной связи между услышанным и цветовым восприятием? Очень часто детей просят закрыть глаза и представить услышанное, рассказать, что они ощущают. На этом и базируется наше наблюдение. Мы предложим детям изобразить в цвете то, что они услышали. Им сознательно не будут показываться иллюстрации к экспериментальным сказкам, но им будет предложено несколько раз прослушать отрывок сказки, в котором на первый план повествования выступает Баба Яга.
Помните, какая Баба Яга? Страшная. Живёт в тёмном лесу, летает в ступе, и всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть! Почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А потому, что существовал такой обычай - обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. Но Баба-Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир. Ведь сама она, видимо, давно умерла. Об этом говорит описание её внешности в сказках: косматые, распущенные волосы (косы в давние времена расплетали только умершим женщинам) и костяная нога (видно, что умерла она так давно, что даже истлела). И жилище её - избушка на курьих ножках - прообраз домиков, которые строили люди прошлого. Они верили, что после смерти человека, его душа ещё какое-то время живёт среди людей. Они делали для неё куклу, сажали её в деревянный домик, а домик ставили на пень от срубленного дерева (корни очень напоминают куриную лапу) - вот вам и избушка на курьих ножках! А откуда взялось это странное имя - "Баба-Яга"? "Баба" - это мать, главная женщина в древних культурах. "Яга" - огонь. Был глагол "ягать". " Ягать" - означало "кричать, вкладывая в этот крик все силы". Ягали охотники, роженицы. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала все. И не такая уж она была страшная, как кажется. Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд - припекание больного ребенка. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок, от такого прогревания, часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель.
Ещё один вопрос, на который нам предстоит ответить: будут ли дети изображать Бабу Ягу исходя из подсознательных ассоциаций с отрицательным героем или цветовая гамма рисунка будет зависеть от слухового восприятия сказки?
Глава 4. Выявление звукоцветовых соответствий у дошкольников.
В нашем наблюдении приняли участие воспитанники подготовительной и старшей группы МДОУ «Сказка». Ребятам было предложено прослушать несколько сказок о Бабе Яге: «Баба Яга и Дарьюшка», «Добрыня Никитич и змей Горыныч», «Царь-Девица», «Финист- ясный Сокол», «Заколдованная царевна» ; и проиллюстрировать отрывок, в котором эта героиня наиболее активна. Наша задача состояла в том, чтобы выявить цветовую гамму детских рисунков. Ребятами было задано очень много вопросов по содержанию сказок. И игровое занятие плавно перешло в беседу. Ребята, перебивая друг друга, старались рассказать как они представляют себе Бабу Ягу, какие у неё черты лица, в чем она одета, какая она по характеру и т.д
Мы собрали рисунки детей (см.приложение 1)
В ходе наблюдения можно сделать следующие выводы:
Ребята, прослушав сказки, почти единогласно отмечали, что чаще всего эта героиня является не «вредителем», а «помощником»;
Одежда Бабы Яги ярких оттенков и включает в себя: платок, передник, сарафан или юбку, лапти;
Внешность имеет яркие черты: крючковатый нос, родинка, длинные лохматые волосы серого оттенка;
Когда мы задали детям вопрос: боитесь ли вы Бабу Ягу? Дети ответили, что все будет зависеть от того, как она ведет себя в сказке: злится ли, вредит или же помогает героям. На основе этого можно сделать вывод: восприятие этой героини зависит непосредственно от сюжета сказки, и, следовательно, отношение к героине будет варьироваться так же, как и варьируется сюжет сказок.
Итак, исходя из рисунков детей мы отмечаем:
Преобладающие цвета: красный, оранжевый, зелёный, голубой, фиолетовый, коричневый, черный. (см. приложение 1)
Дошколята изображают Бабу Ягу веселой, улыбающейся, но поясняют, что тёмные цвета используют потому, что «всё-таки она не совсем добрая»
Следовательно, можно с уверенностью дать ответ на поставленный нами в главе 3 вопрос: будут ли дети изображать Бабу Ягу, исходя из подсознательных ассоциаций с отрицательным героем, или цветовая гамма рисунка будет зависеть от слухового восприятия сказки? Наличие определённого цвета в рисунках определяется за счет слухового восприятия, но и подсознательные ассоциации так же влияют на цветовую гамму, так как в силу возраста, дети отдают предпочтения образам, а не слуховым ассоциациям.
Глава 5. Научный способ расчета звукоцвета в отрывках из сказок о Бабе Яге.
Порядок подсчета звукоцвета согласно теории «Долевые соответствия букв»:
Подсчитать общее количество букв в тексте. Ударные гласные считать за две.
Подсчитать количество звукобукв Э+Е, О+Е, Ы, У+Ю, А+Я.
Высчитать долю каждой звукобуквы или сочетания:количество употреблений звукобуквы делить на общее количество букв в тексте.
Выявить отношение звукобукв в тексте к норме:доли звукобукв в тексте делить на нормальные доли для звукобукв.
Нормальные доли для звукобукв: Э+Е=0.085, О+Е=0.109, Ы=0.018, У+Ю=0.035, И=0.056, А+Я=0.117.
Определить места звукобукв по их преобладанию над нормой и цветовое соответствие преобладающих звукобукв.
Таблица 1. Звукоцветовые соответствия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Отрывок из сказки: «Добрыня Никитич и змей Горыныч».
Всего букв: 692.
Э+Е=0+34=34:692=0,04913:0,085=0,57(зелёный)
У+Ю=26+2=28:692=0,04046:0,035=1,15.(тёмно-синий, голубоватый)
Ы=11:692=0,0159:0,018=0,88(тёмно-коричневый)
И=48:692=0,06936:0,056=1,23(синий)
О+Е=80+4=84:692=0,12139:0,109=1,11 (светло-жёлтый, жёлто-зелёный)
А+Я=108+15=123:692=0,17775:0,117=1,51(густо-красный, ярко-красный)
Отрывок из сказки: «Баба Яга и Дарьюшка»
Всего букв:1089.
И=34:1089=0,03122:0,056=0,55(синий)
Е+Э=59+0=59:1089=0,05418:0,085=0,63(зелёный)
А+Я=30+15=45:1089=0,04132:0,117=0,35(ярко-красный, густо-красный)
У+Ю=41+9=50:1089=0,04591:0,035=1,31(тёмно-синий, голубоватый)
О+Ё=90+11=101:1089=0,09275:0,109=0,00085(светло-жёлтый, светло-зелёный)
Ы=7:1089=0,00643:0,018=0,35(тёмно-коричневый)
Отрывок из сказки: «Царь-Девица»
Всего букв: 1056
И=47:1056=0,04451:0,056=0,79(синий)
Ю+У=17+30=47:1056=0,04451:0,056=0,79(тёмно-синий, голубоватый)
А+Я=150+9=159:1056=0,15057:0,117=1,28(ярко-красный, густо-красный)
Ё+О=3+80=83:1056=0,0786:0,109=0,72(светло-жёлтый, жёлто-зелёный)
Е+Э=94+0=94:1056=0,08902:0,085=1,04(зелёный)
Ы=11:1056=0,01042:0,018=0,57(тёмно-коричновый)
Отрывок из сказки: «Финист- ясный Сокол»
Всего букв:849
И=58:849=0,06832:0,056=1,22(синий)
Ю+У=4+18=22:849=0,02591:0,035=0,74(тёмно-синий, голубоватый)
А+Я=71+16=87:849=0,10247:0,117=0,87(ярко-красный)
Ё+О=3+70=73:849=0,08598:0,109=0,78(жёлто-зелёный, светло-жёлтый)
Е+Э=40+0=40:849=0,04711:0,085=0,55(зелёный)
Ы=4:849=0,00471:0,018=0,26(тёмно-коричневый)
Отрывок из сказки: «Заколдованная царевна».
Всего букв:524
И=32:524=0,06107:0,056=1,09(синий)
Ю+У=2+9=11:524=0,02099:0,035=0,59(голубоватый, тёмно-синий)
А+Я=58+10=68:524=0,12977:0,117=1,10 (ярко-красный)
Ё+О=3+48=51:524=0,09733:0,109=0,89 (жёлто-зелёный, светло-жёлтый)
Е+Э=56+0=56:524=0,10687:0,085=1,25(зелёный)
Ы=7:524=0,1336:0,018=0,74(тёмно-коричневый)
Глава 6. Сопоставление результатов психофизического восприятия звука детьми и математических расчетов звукоцвета.
Итак, подведем итоги:
Среди исследуемых рисунков мы видим, что в каждом из рисунков прослеживается наличие одного и того же цвета. Например, стоит отметить наличие красного или густо-красного цвета на каждом из рисунков. Также почти на всех рисунках присутствует зелёный цвет. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза о том, что связь звука и цвета чисто интуитивный процесс (см. гл.2), подтверждается, так как звукоцветовые восприятия текста детьми схожи.
Предпочтительным же является красный и фиолетовый оттенки, что соответствует звукобуквам А, Я, У, Ю. хотя с точки зрения фонетической организации текста и понятно: одно только лишь слово «Баба Яга» содержит в себе эти буквы, а между тем это слово несет в себе основную семантическую нагрузку.
Сопоставляя математические расчеты и итоги наблюдения, мы видим, что в обоих случаях звукоцвет совпадает: восприятие звука детьми и математические расчеты звукоцвета дают наличие в тексте и, соответственно, в иллюстрациях одних и тех же цветов. Следовательно, пусть связь звука и цвета – это процесс, происходящий на интуитивном уровне, но все же стоит отметить, что этот процесс не столько интуитивен, сколько состоит из тонких связей между всеми процессами человеческого мозга. Начиная от звукового и зрительного восприятия, и заканчивая мыслительным процессом и процессом сопоставления и передачи образов и звуков.
И, самое главное: можно с уверенностью отметить, что связь звука и цвета существует. И эта связь подчиняется определённым законам психологии, математики и, наконец, может даже и физики. Тонкую грань связи между звуком и цветом мы постарались вам доказать при помощи математических расчетов, а так же на уровне психологических процессов. И основываясь на полученных результатах, мы отмечаем, что звукоцвет в тексте при расчетах по формулам и при обработке рисунков совпадает.
Список литературы
Дымшиц М. Н. Звуко – цветовая синестезия и методы ее исследования. [www документ] URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Журавлёв А. П. «Звук и смысл», Москва, «Просвещение», 1981
Звукоцвет. ру. [www документ] URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Иванова-Лукьянова Г.Н. О восприятии звуков. – В кн.: Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966.
Казакова И. Н. Возможности звукописи в художественном тесте. [www документ] URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ледник Л. Н. «Цветовая основа звука», СПб, 2004
Михалев Б. А. Методический арсенал фоносемантики. [www документ] URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пути анализа литературного произведения. Пособие для учителя. Под редакцией доктора филологических наук Б.Ф.Егорова. Москва. "Просвещение".1981 г.
Сборник русских народных сказок, под ред. Л.Кондрашова. – М.: Эксмо : Наталис, 2010.
Сельчёнок К. «Тайны восточной медицины», Минск, 1991  
Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2000.
"Уроки литературы " №3-2006/ приложение к журналу "Литература в школе".
Приложение 1
Рисунки воспитанников МБДОУ «Сказка»

Приложение 2
Отрывки русских народных сказок о Бабе Яге.
«Заколдованная царевна».
« Солдат взял под мышку сапоги-скороходы да шапку-невидимку, сел на ковер-самолет и полетел искать свое царство.
Долго ли, коротко ли прилетает к избушке; входит в избушке сидит баба-яга костяная нога, старая, беззубая.
Здравствуй, бабушка! Скажи, как бы мне отыскать мою прекрасную королевну?
Не знаю, голубчик! Видом ее не видала, слыхом про нее не слыхала. Ступай ты за столько-то морей, за столько-то земель там живет моя средняя сестра, она знает больше моего; может, она тебе скажет.
Солдат сел на ковер-самолет и полетел; долго пришлось ему по белу свету странствовать. Захочется ли ему есть-пить, сейчас наденет на себя шапку-невидимку, спустится в какой-нибудь город, зайдет в лавки, наберет чего только душа пожелает, на ковер и летит дальше.
Прилетает к другой избушке, входит там сидит баба-яга костяная нога, старая, беззубая.
Здравствуй, бабушка! Не знаешь ли, где найти мне прекрасную королевну?
Нет, голубчик, не знаю. Поезжай-ка ты за столько-то морей, за столько-то земель там живет моя старшая сестра; может, она ведает.
Эх ты, старая! Сколько лет на свете живешь, все зубы повывалились, а доброго ничего не знаешь.
Сел на ковер-самолет и полетел к старшей сестре.
Долго-долго странствовал, много земель и много морей видел, наконец прилетел на край света; стоит избушка, а дальше никакого ходу нет одна тьма кромешная, ничего не видать! «Ну, думает, коли здесь не добьюсь толку, больше лететь некуда!»
Входит в избушку там сидит баба-яга костяная нога, седая, беззубая.
Здравствуй, бабушка! Скажи, где мне искать мою королевну?
Подожди немножко; вот я созову всех своих ветров и у них спрошу. Ведь они по всему свету дуют, так должны знать, где она теперь проживает.
Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом, свистнула молодецким посвистом; вдруг со всех сторон поднялись-повеяли ветры буйные, только изба трясется!
Тише, тише! кричит баба-яга»
«Финист- ясный Сокол»
«И вот выходит Марьюшка на поляну и видит: стоит избушка на курьих ножках вертится. Говорит Марьюшка:
Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом! Мне в тебя лезть, хлеба есть.
Повернулась избушка к лесу задом, к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там баба-яга костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос.
Увидела баба-яга Марьюшку, зашумела:
Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?
Ищу, бабушка, Финистаясна сокола.
О красавица, долго тебе искать! Твой ясный сокол за тридевять земель, в тридевятом государстве. Опоила его зельем царица-волшебница и женила на себе. Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко. Когда придешь в тридевятое царство, наймись работницей к царице. Покончишь работу бери блюдечко, клади золотое яичко, само будет кататься. Станут покупать не продавай. Просись Финиста ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. Потемнел лес, страшно стало Марьюшке, боится и шагнуть, а навстречу кот. Прыгнул к Марьюшке и замурлыкал:
Не бойся, Марьюшка, иди вперед. Будет еще страшнее, а ты иди и иди, не оглядывайся.
Потерся кот спинкой и был таков, а Марьюшка пошла дальше. А лес стал еще темней.
Шла, шла Марьюшка, башмаки железные износила, посох поломала, колпак порвала и пришла к избушке на курьих ножках. Вокруг тын, на кольях черепа, и каждый череп огнем горит.
Говорит Марьюшка:
Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом! Мне в тебя лезть, хлеба есть.
Повернулась избушка к лесу задом, к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там баба-яга костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос.
Увидела баба-яга Марьюшку, зашумела:
Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?
Ищу, бабушка, Финиста ясна сокола.
А у моей сестры была?
Была, бабушка.
Ладно, красавица, помогу тебе. Бери серебряные пяльцы, золотую иголочку. Иголочка сама будет вышивать серебром и золотом по малиновому бархату. Будут покупать не продавай. Просись Финиста ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. А в лесу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака бежит:
Ав, ав, Марьюшка, не бойся, родная, иди. Будет еще страшнее, не оглядывайся.
Сказала и была такова. Пошла Марьюшка, а лес стал еще темнее. За ноги ее цепляет, за рукава хватает... Идет Марьюшка, идет и назад не оглянется.
Долго ли, коротко ли шла башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала. Вышла на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа; каждый череп огнем горит.
Говорит Марьюшка:
Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом!
Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит баба-яга костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит.
Увидела баба-яга Марьюшку, зашумела:
Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела пытаешь?
Ищу, бабушка, Финиста ясна сокола.
Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.
Спасибо тебе, бабушка.
Ладно, спасибо после скажешь, а теперь слушай, что тебе накажу: будут золотое веретенце покупать не продавай, а просись Финиста ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла»
«Царь-Девица»
«Шел-шел стоит избушка, взошел в нее; повстречала его старая старуха, напоила-накормила и стала спрашивать: куда идет, зачем странствует? Он рассказал ей, что идет в тридесятое царство, ищет царь-девицу, свою суженую. «Ах! сказала старушка. Уж она тебя не любит больше; если ты попадешься ей на глаза царь-девица разорвет тебя: любовь ее далеко запрятана!» «Как же достать ее?» «Подожди немножко! У царь-девицы живет дочь моя и сегодня обещалась побывать ко мне; разве через нее как-нибудь узнаем». Тут старуха обернула Ивана купеческого сына булавкою и воткнула в стену; ввечеру прилетела ее дочь. Мать стала ее спрашивать: не знает ли она, где любовь царь-девицы запрятана? «Не знаю», отозвалась дочь и обещала допытаться про то у самой царь-девицы. На другой день она опять прилетела и сказала матери: «На той стороне океана-моря стоит дуб, на дубу сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в яйце любовь царь-девицы!...»
«Баба Яга и Дарьюшка»
«Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, а в избушке сидит баба-яга, костяная нога - холст ткет.
- Здравствуй, тетушка! - говорит девочка.
- Здравствуй, племянница! - говорит баба-яга. - Что тебе надобно?
- Меня мачеха послала попросить у тебя иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.
- Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!
Вот девочка села у окна и стала ткать.
А баба-яга вышла из избушки и говорит своей работнице:
- Я сейчас спать лягу, а ты ступай, истопи баню и вымой племянницу. Да смотри, хорошенько вымой: проснусь - съем ее!
Девочка услыхала эти слова - сидит ни жива, ни мертва. Как ушла баба-яга, она стала просить работницу:
- Родимая моя! Ты не столько дрова в печи поджигай, сколько водой заливай, а воду решетом носи! - И ей подарила платочек.
Работница баню топит, а баба-яга проснулась, подошла к окошку и спрашивает:
- Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая?
- Тку, тетушка, тку, милая!
Баба-яга опять спать легла, а девочка дала коту мясца и спрашивает:
- Котик-братик, научи, как мне убежать отсюда»








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14- 3 -15




ђ Заголовок 415