Выступление.Игры и упражнения на занятиях во внеурочной деятельности 
                              Игры и упражнения на занятиях во внеурочной деятельности
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. 
Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков АНН СССР установлено, что  уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга".
Плохая координация мелкой моторики пальцев рук и как следствие может развиться дисграфия. 
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.  Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми.
   Я веду согласно ФГОС  внеурочные занятия в 1 классе кружок
общеинтеллектуальногонаправления «ЛОГОПЕДиЯ».2 раза в неделю по 25 минут.
Всвоей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Различные упражнения, проводимые на занятиях развивают интеллект, улучшают координацию движений, а стихи тренируют память, вырабатывают чувство ритма, улучшают дикцию. Игры и упражнения проводятся в начале занятия 5-7 минут.Самомассаж лицаи шеи вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.
Артикуляционная гимнастика используется для улучшения дикции.
Массаж ладоней.
Щётки. Стимулирующее воздействие щёток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает её регулирующую и координирующую функции.Гладь мои ладошки, ёж
Берём щётку и проводим ею по ладони.
                          Гладь мои ладошки, ёж!  
                          Ты колючий, ну и что ж!                       
 Я хочу тебя погладить,
                          Я хочу с тобой поладить.
 Массаж  катушками, бигуди,  грецкими орехами. 
Каучуковый мячикобыгрываем                                                                                         Мне  дала синичка хрупкое яичкоОбыгрываем каучуковый мяч или грецкий орех как яйцо птички.
 Птичка веток набрала,
 Крепко гнёздышко свила,-             (сводим ладони в форме  гнезда)
                           И снесла яичко                               (Берём мяч или орех в «гнездо»)
                           Умница-синичка,-                          
                           Ты яичко покатай,                         (катаем мяч между ладонями)
                           Но из рук не выпускай: 
                           Очень хрупкое оно-
                           Так у птиц заведено.
  Эспандер.  Упражнение на развитие силы кистей рук  повышают тонус коры головного мозга.
Будь сильней моя рука
      Берём кистевой эспандер  в виде резинового кольца.                    
Я сожму своё кольцо-
                            Буду сильным молодцом.
                            Буду младших защищать,
                            Буду слабым помогать.
                            Пополам его согну
                            И восьмёркой заверну.
  Верёвка с узлами. Ритмичный перехват развивает чувство ритма и  координацию движений.
 Все узлы переберу
 Верёвка с 8 или 16 узлами.
Я хватаюсь за верёвку
Правой ловко, левой ловко.
За узлы её беру
И играю поутру.
  Упражнения с пуговицами.
Берём две пуговицы. Указательный и средний палец ставим  на пуговицы и ходим как на лыжах.
           Лыжи 
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставил две ноги
И по большим снегам беги.
  Упражнения с прищепкой «Кус-кус».
Прищепкой слегка покусываем каждый палец по очереди на левой руке, а затем на правой руке. Говорим: «Кус-кус»  
Пальчиковые игры.  Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга.  Кроме того, они помогают согласовать  работу понятийного и двигательногоцентров речи.
«Дятел, дятел» - соединение одноимённых пальцев двух рук. 
Дятел! Дятел (указательные)!
Тук! Тук! Тук (средние)!
Эй, приятель (безымянные)!
Я не жук (мизинцы)!
Ты не жук (указать двумя указательными пальцами вперёд)?
Тогда - пока (помахать рукой на прощание)!
Но похож ты на жука (погрозить указательным пальцем)!
«Здравствуй, пальчик старший брат»
   На каждый  ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец, снова мизинец, безымянный, средний, указательный. После двустишия смена руки. Сначала делать одной рукой, а потом двумя руками одновременно. 
Ухнул филин на суку,
У него болит в боку.
А у зайца сердце в пятки,
В лес удрал он без оглядки.
На занятии используются упражнения в повторении ритма.
  У взрослых мелкая моторика профилактика слабоумия и болезни Альцгеймера. Необходимо заниматься вязанием, вышивкой и бисероплетением