Деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников



Деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников
Формированию языковой компетенции придается особое значение, так как в ней совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности. Важность исследования проблемы развития языковой компетенции заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно участвовать в жизни общества. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Язык и речь в школе – это инструмент познания, мышления, развития.
Активная языковая подготовка младших школьников поможет снять следующие противоречия: ► между существующим многообразием методических путей развития языковой компетенции и необходимостью целенаправленной работы со стороны учителя над её развитием; ► между доминирующей в практике преподавания русского языка правописно- орфографической направленностью и требованиями нового государственного стандарта к уровню языковой компетенции выпускников начальной школы.
А также решить ряд задач: ► пробуждение познавательного интереса к родному слову; ► стремление научиться выразительно и правильно говорить по-русски; ► обогащение словаря и грамматического строя речи; ► формирование знаний о системе русского языка и элементарных способов анализа изучаемых явлений языка; ►отбор таких методов и форм обучения, которые позволили бы вовлечь школьников в «живой, как жизнь» язык; ► развитие письменной и устной речи учащихся; ► стимулирование творческого отношения к изучению русского языка.
Можно выделить три основных условия эффективной работы по формированию языковой компетенции учащихся начальных классов.
1.Потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства. 2.Наличие содержательной основы для высказывания, когда ребёнок не только хочет говорить, но и может о чём-то сказать. 3.Освоение школьниками языковых средств, необходимых для создания конкретного текста, выработка у них умения отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения. Для реализации названных условий необходим деятельностный подход: - знания приобретаются и проявляются только в деятельности; - за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика стоит действие.
На первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Они должны быть учеником осмыслены и приняты. Реализуя на уроках данные подходы, педагог должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Деятельность, в данном случае, рассматривается в двух аспектах: 1. Учебная (познавательная деятельность), в ходе которой усваиваются знания о структуре языка. 2. Речевая деятельность, в ходе которой учащиеся используют язык в различных речевых функциях, в том числе и в функции общения. Обе эти деятельности неразрывно связаны между собой на всех этапах обучения. Единство учебной и речевой деятельности создаёт основу для активизации процесса развития речи учащихся начальных классов.
Основой деятельности является осуществляющие её действия, а именно: ► умения быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; ► умения правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения; ► умения найти адекватные средства для передачи этого содержания; ► умения обеспечить обратную связь; Для обеспечения успешного овладения выше перечисленными умениями необходима разработка системы уроков по развитию речи:
■Лингвистические уроки (на протяжении всего курса обучению русскому языку в начальной школе)
■Уроки обучения написанию изложений. (3 – 4 классы)
■Уроки обучения написанию сочинений. (3 – 4 классы)
■ Уроки анализа и редактирования письменных работ учащихся. (2-4 классы)