Открытый урок по русской грамоте « Буква Ю и её звуки. Строчная буква ю.»
Тема урока: Буква Ю и её звуки. Строчная буква ю.
Цели:
Познакомить со строчной буквой «ю», звуком [й’у];
Научить писать строчную букву ю.
Развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость.
Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала.
Воспитывать аккуратность в работе; интерес к предмету.
Задачи:
1. Формировать умения писать строчную буквы «ю»; сравнивать, анализировать написание; 2. Учить различать основные группы звуков русского языка, выделять их особенности .
3. Развивать умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
4. Расширять активный и пассивный словарь детей
5. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 6.Учить проговаривать последовательность действий на уроке;
Оборудование: распечатанная презентация буквы Ю, букварь, пропись №2 .
Ход урока.
I. Организация класса на урок. Слайд №2
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
- У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними. (Учитель проверяет подготовку к уроку.)
1. Мотивация к учебной деятельности
- Зачем мы пришли на урок обучения грамоте?
- Что мы уже знаем о звуках?
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
- Давайте попробуем ответить на них.
- Какие бывают звуки?( Работа со слайдом №3)
- Назовите слова в которых встречаются все согласные звуки мягкие. Слайд №4
- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных?
- А как вы думаете, все ли гласные буквы мы с вами перечислили?
Давайте поищем ответ сегодня на уроке.
-Назовите тему урока, поставьте цели.
В этом помогут нам загадки.
Слушайте загадки и попробуйте определить, о какой новой букве я говорю.
Послушайте и посмотрите внимательно, на предметы и слова. Слайд №5
-Назовите предметы, которые вы видите на слайде.
Кто сможет сформулировать тему урока?
-Что общего вы заметили в словах юла, юбка ?
-Кто поможет мне сформулировать тему нашего урока. (Ответы детей.)
-Чему должны научиться сегодня на уроке? (Ответы детей.)
III. Объявление темы и целей урока.
– Сегодня мы познакомимся с новой буквой, узнаем ее секрет, научимся писать новую букву, слоги и слова с нею.
IV. Изучение нового материала.
Работа в тетради для печатания стр. 47.
- Печатаем букву ю строчную. ( Заглавная буква изучается на следующем уроке) Слайд №6
- Выделение звуков {й, у } в слове ЮЛА
– Назовите все звуки в словах. [й’ула].)
– Какие звуки мы произносим в начале этих слов? ([й’у].)
– Если мы слышим рядом звуки [й’у], то значит, слово пишется с буквы «ю».
Слайд №9.(поместить звук на звуковую ленту)
- Подумайте, рядом с какими звуковичками на ленте звуков должен встать звуковичок«ю»? Почему? (Рядом с звуковичками «е», «ё», «я», так как они обозначают два звука в начале слова.)
Работа с учебником с. 37.
– Откройте учебник на с. 37, рассмотрите новую букву.
– На что похожа буква «ю»? (Ответы детей.)
Работа в тетради
Пальчиковая гимнастика
Подготовка руки к письму
Разминка для пальчиков.
– Рассмотрите письменную «ю», из каких элементов она состоит? (Из элементов буквы «н» и буквы «о».) Работа в Прописи,с. 33.
Показ на доске
затем учителю прописать на доске ( Дети пишут за учителем «в воздухе»
- Работа в Прописи (с. 33, первая строка).
Объяснение учителя с опорой на образец:
– Пишем, как букву «н», вторая часть – как буква «о». Первый элемент соединяется по-разному со вторым в зависимости от последующего соединения: нижнего или верхнего.
(Письмо первой и второй строки – «ю».)
Физкультминутка
- Работа по учебнику.
– Прочитайте слоги первого и третьего столбика в букваре с.37
-Работа в Прописи. на с. 33 (Продолжение.)
а)- Запись слогов с письменного образца.
б) - Работа по учебнику стр.37.
– Прочитайте слова «юмор», «юркий», «юноша». Что обозначают эти слова? (Если дети затрудняются дать разъяснение значений, учитель просит прочитать статьи в толковом словаре, закладки сделаны учителем заранее.)
Юмор – умение показывать и видеть смешное.
Юркий – быстрый, увертливый.
Юноша – мужчина в возрасте, переходном от отрочества к зрелости.
Работа в прописи слайд №18 (перед написанием слова, выясняем, что оно обозначает, а затем пишем его в прописи)
Юнга – подросток, обученный морскому делу.
Юниор – спортсмен – юноша.
Юннат – юноша, подросток, участник кружка по изучению природы, естественных наук.
- Посмотрите на слайд
- Прочитайте имена кукол.
- Прочитайте слово, которое получилось из первых букв имен девочек. (СОЮЗ.)
– Сколько слогов?
- На какой слог падает ударение?
- Сколько букв?
– А сколько звуков? (Пять.)
– Назовите звуки. ([сай’ус].)
– Где стоит буква «ю» в слове «союз»? (После гласной.)
– Сделайте вывод. («Ю» обозначает два звука не только в начале слова, но и после гласной.)
Найдите лишний предмет. Объясните .почему?
Работа с учебником возможно применение слайда№21
– Что это за предметы (с. 38)? (Люстра, клюв.)
– Обозначьте звуки в этих словах . ([л’устра],[кл’уф].)
Самостоятельная работа.(можно разделить задание по группам: Девочки обозначают звуки в слове «люстра»; мальчики- в слове «клюв»)
(Дети в букварях обозначают звуки в словах цветными карандашами)
Проверка на слайде №7
– Какую работу выполняет «ю» в этих словах? («Ю» обозначает, что согласный звук, стоящий перед буквой «ю» в этих словах мягкий.)
– Прочитайте слоги слайд №8
– Прочитайте слова (3 и 4 столбик в учебнике) . Какие слова вам непонятны?
слайды№9-10
Дюны – песчаные холмы, передвигаемые ветром.
Кювет – канава для стока воды вдоль дороги.
Полюс – точка пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью.
- Работа по учебнику. (стр 37.)
-Я предлагаю вам самостоятельно прочитать оставшиеся три столбика слов.( стр38)
Чтение слов по заданию учителя: слайд №11,12
– Прочитайте вкусное слово. (Плюшка.)
– Прочитайте на слайде №13 слово. (Полюшко.)
Чем слово поле отличается от слова полюшко ?
-Прочитайте слово, обозначающее предмет для игры в хоккей. ( Клюшка)
Работа в Прописи (с. 33).
- Прочитайте слова.( клюв, клюква, плюс) Что означают слова клюква, ?
– А на какие группы вы разделили бы все эти слова? (По количеству слогов, орфограмм и т. д.)
Работа с текстом в учебнике .- Какие однокоренные слова вам встретились в тексте?
- Как звучат имена девочек?(Ласково)
-При помощи какой части слова имена стали звучать ласково?(-ушк,-юшк)
– Подчеркните в этих именах букву «ю».
Дайте ей характеристику.
VI. Закрепление.
– Давайте подведем итоги.
Работа в Прописи,с. 33.
- С какой буквой познакомились?
– Раскройте секреты буквы «ю».
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
(-Мы сегодня узнали о том, что буквы е,ё,я,ю имеют два звука ,когда стоят в начале слова или после гласного звука.
-Мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать буквами Я,Ё,Е,И,Я ).
– Названия каких предметов начинаются на «ю»? (Дети называют слова.)
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
– Как вы чувствовали себя на уроке?
– Что вас поразило? Что огорчило?
Продолжите предложения: -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… -На следующем уроке мы… 10. Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.
Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради смайлик.
Зелёный смайлик, если вам всё понятно было на уроке,
жёлтый смайлик , если вы сомневаетесь в чём-то, что –то сегодня не поняли и
красный смайлик , если вы ничего не поняли и урок вам не понравился.
Молодцы! Спасибо за урок. слайд №35