Общеразвивающая программа «Сольное пение»
Муниципальное бютжетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Ровеньского района Белгородской области
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Сольное пение»
дополнительной общеобразвивающей общеобразовательной
программы в области музыкального искусства
Срок обучения 4 года
Ровеньки 2014
«Одобрено»
Методическим советом МОУ ДОУ «Детская школа искусств
Ровеньского района Белгородской области»
«___»____________2014 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ ДОД «Детская школа искусств Ровеньского района Белгородской области»
Дойдина Н.И.
______________
(подпись)
«___»___________2014 г.
Разработчик программы:
преподаватель хорового класса
О.В. Шиянова
Рецензент:
Содержание
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль вобразовательном процессе- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебногопредмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Сольное пение» разработанна на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ и учебным планом ДШИ, с учетом педагогического опыта в области сольного пения в ДШИ. Может быть использована в учебном процессе преподавателями ДШИ и ДМШ. Программа направлена на эстетическое воспитание, выявление одаренных детей в области музыкального искусства. Программа обучения сольному пению в школе искусств даёт возможность желающим получить основы вокального образования. Занятия сольным пением способствуют развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, проявлению творческой индивидуальности у учащихся. Учебный предмет «Сольное предмет» направлен на приобретение детьми комплекса знаний, умений и навыков в области пения, на творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся. Пение является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства. Пение- это искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Обучение детей пению, приобщение их к прекрасному миру музыки является одним из важнейших средств формирования личности, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.Необходимым условием для реализации программы учебного предмета «Сольное пение» является воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и профессиональной требовательности. Учитывая возрастные особенности и индивидуальность каждого ребенка, необходимо способствовать приобретению ими навыков творческой деятельности и умения находить наиболее эффективные способы достижения результата.
Срок реализации учебного предмета « Сольное пение»Срок реализации учебного предмета «Сольное пение», для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 6 лет до 13 лет составляет 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 33 недели в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Сольное пение»:
Срок обучения: 4 года
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 396
Колличество часов на аудиторные занятия 264
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 132
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
Формы занятий, в зависимости от поставленной цели урока, предполагают широкий спектр творческой реализации замысла педагога от анализа музыкального материала на DVD и CD до тематических мероприятий, концертов, открытых уроков.
Цели и задачи учебного предмета «Сольное пение»
Цель: приобщение к музыкальному искусству, развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области вокального искусства, создание необходимых условий для формирования певческой культуры и воспитания творческой личности, умеющей владеть и управлять своим голосом;
Задачи:
- формирование и развитие вокально-певческих навыков, включающие в себя: правильную певческую позицию, манеру исполнения, дыхание, дикцию, осознание чистой интонации;
- формирование комплекса исполнительских навыков и умений сольного пения с учетом природных способностей;
- обучение грамотному и выразительному художественному исполнению вокальных произведений;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом;
- обучение грамотному и полноправному сотрудничеству с концертмейстером;
- приобретение учащимися опыта вокального исполнительства и публичных выступлений;
- овладение навыками свободного и уверенного общения с аудиторией;
- воспитание потребности общения с произведениями искусства;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;
- создание условий для эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- воспитание художественного вкуса, расширение музыкального кругозора;
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
- прослушивание записей выдающихся вокальных исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
- применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;
- метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности;
- метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала;
- метод закрепления изученного материала;
- метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности.
Материально – технические условия реализации учебного предмета
Реализация программы предмета «Сольное пение» предусматривает наличие учебного кабинета для индивидуальных занятий, концертного зала, звукотехнического оборудования.
Оборудование учебного кабинета: фортепиано, пульт, стол, доска, зеркало, методическая литература, дидактическая литература, нотная библиотека. Технические средства: аппаратура для прослушивания вокальной музыки, метроном, наличие аудио и видеозаписей классической и современной музыки.
Материально – техническая база ДШИ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени предусмотренного на освоение учебного предмета «Постановка голоса» на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия:
Классы:
1
2
3
4
Продолжительность учебных занятий (в неделях) 33 33 33 33
Количество часов на аудиторные занятия /в неделю 2 2 2 2
Количество часов на аудиторные занятия /по годам 66 66 66 66
Общее количество часов на аудиторные занятия 264
Общее количество часов на внеудиторные занятия /в неделю 1 1 1 1
Количество часов на внеаудиторные занятия/ по годам 33 33 33 33
Общее количество часов на внеудиторные занятия 132
Общее количество часов занятий по годам 99 99 99 99
Общее максимальное количество часов на весь пенриод обучения 396
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части распределяется по годам на основании Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету «Сольное пение» определяется с учетом методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Актуальны следующие виды самостоятельной (внеаудиторной) работы:
● выполнение домашнего задания; ● подготовка к контрольным урокам, экзамену. ● подготовка к концертным выступлениям; ● участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ● посещение филармонии, театра, концертных залов, музеев и т.д.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые сольные выступления для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, детском доме), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях, отчетном концерте ДШИ.
Количество освоенного в течение года музыкального материала зависит от уровня сложности произведений и степени подготовленности учащихся.За учебный год должно быть пройдено (примерно) 6-8 разноплановых произведений. Учебный репертуарный план должен соответствовать индивидуальным особенностям учащегося, уровня его общего музыкального развития и вокальной подготовки. Правильно подобранный репертуар – важное условие для успешного освоения учебного предмета «Сольное пение».
Основные принципы подбора репертуара:
художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкально-художественного кругозора учащихся);
решение учебных задач;
классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании спроизведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров);
создание художественного образа произведения, выявление идейно – эмоционального смысла;
доступность: по содержанию, по голосовым возможностям, по техническим навыкам;
разнообразие: по стилю, по содержанию, по сложности, темпу, нюансировке.
Первый год обучения
направлен на:
- ознакомление учащихся с вокальными навыками в академической манере исполнения;
- опреледеление примарной зоны голоса ребенка;
- особенностей певческого аппарата;
- выявление музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти);
- формирование правильной певческой установки (положение головы, корпуса в процессе пения);
- формирования правильного певческого звука -округлого,легкого, звонкого;
- формирования правильного певческого дыхания;
- освоение дыхательной гимнастики, артикуляционных упражнений;
- правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными;
- формирование прочного навыка чистого интонирования, слухового осознания чистой интонации;
- понятие артикуляции и дикции в пении;
- развитие дикционных навыков: свободная работа артикуляционного аппарата;
- осмысленное и выразительное исполнение несложных произведений;
- расширение диапазона голоса;
В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений, направленных на освоение начальных певческих навыков, включающих небольшие мелодические обороты в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды, малая и большая терции, чистая октава.
В течение учебного года учащийся обязан разучить 1 -2 вокализа, 1-2 народные песни, 2-3 вокальных произведений.
Второй год обучения
Продолжается знакомство с правилами пения и охраны голоса. Разносторонее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, памяти, музыкального мышления, творческих способностей, готовности к художественному труду. Продолжается формирование вокально-технических знаний, умений, навыков, особо важных для индивидуального развития певца. Продолжение формирования вокально-технических знаний, умений, навыков, особо важных для индивидуального развития певца. Обучение умению соблюдать в процессе исполнения певческую установку, правильное звукообразование (мягкая «атака»), сохранению устойчивого положения гортани, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному выдоху.
Формирование у учащихся основных свойств певческого голоса: звонкости, полетности, микстового, то есть смешанного звучания, тембровой ровности. Забота о сохранении индивидуального приятного тембра, здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно. Обучение непринужденному, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение учащихся четкому произношению согласных звуков. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное в упражнениях на исполнение произведений. В результате второго года обучения учащийся должен расширить диапазон голоса, выровнять звучность гласных. Продолжается работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры.
В работе над вокализами учащийся должен уметь певуче, пластично вести звук, вносить в исполнение элементы художественного творчества, чувствовать движение мелодии, динамику ее развития и кульминацию произведения.
В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания, тесситурные скачки в пределах квинты, скачки на октаву вверх и вниз. Полезны упражнения, которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы, упражнения в пределах терции — квинты, основанные на сочетаниях гласных и согласных, например: ми, зи, брэ, кра, крэ, кри, трэ, дай, дой, дуй, фа, ты, ха, чха, хэй, прэй и тому подобные.
В течение учебного года учащийся должен разучить и отработать 1-2 вокализа, 1-2 народные песни, 4-5 вокальных произведений различного характера и содержания.
Третий год обучения
Продолжается работа над укреплением вокально-технических навыков, исполнительских качеств голоса и освоением вокального репертуара. Продолжается работа над развитием кантиленного звуковедения
и совершенствованием культуры, соблюдение всех средств музыкально-художественной выразительности (эмоциональная подача текста, фразировка, кульминация, работа над нюансами с общим художественным замыслом, правильная передача художественного образа), которые должны помочь раскрыть форму и художественное содержание текста.
Вырабатывается следующее:
- формирование полетного звука, с ощущением высокой певческой позиции;
- совершенствование тембровой ровности голоса;
- освоение навыка пения кантилены;
- овладение нюансами crescendo и diminuendo;
-освоение интонационных трудностей, связанных с тесситурными условиями произведения;
- укрепление дикционных навыков;
- совершенствование навыка публичных выступлений;
- овладение различной техникой звуковедения (мягкая и твердая атаки);
- выравнивание звучности голоса на всем диапазоне;
- развитие резонаторных качеств голоса;
- сглаживание переходных нот;
- развитие динамической техники;
В программу третьего года обучения входит пение вокальных упражнений для развития звуковысотного и динамического диапазона голоса, его подвижности, включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы, в более быстром темпе тесситурные скачки; В течение учебного года учащийся должен разучить и отработать 1-2 вокализа, 2-3 народные песни, 4-5 вокальных произведений различного характера и содержанияЧетвертый год обучения
Продолжается работа над совершенствованием вокально-технических качеств голоса и освоением вокального репертуара. На данном этапе обучения должно произойти закрепление динамического стереотипа: вокально-технические и исполнительские навыки должны быть доведены до автоматизма, стать приобретенным рефлексом. Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения. В результате чествертого года обучения учащийся должен овладеть основными умениями и навыками:
- подвижностью и гибкостью голоса;
- умение пользоваться основными приёмами звуковедения:
legato (плавный переход от звука к звуку, пение с закрытым ртом, без толчков);
staccato (цезуры, паузы между звуками, отнесение согласных к последующему слогу);
non legato (умение подчеркивать каждый звук, но с сохранением непрерывности, без цезур);
- дикционными навыками в быстрых и медленных темпах;
- владеть средствами музыкальной выразительности;
- владеть широкой палитрой динамических оттенков;
- анализ словесного текста и его содержания;
- грамотное чтение нотного текста (разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения);
-владеть изменениями силы звучания для раскрытия содержания произведения;
- владеть фразировкой, вытекающей из музыкального и текстового содержания;
- передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки, создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
-владеть культурой звука;
- знать профессиональную терминологию.Программа четвертого года обучения включает пение вокальных упражнений, включающие альтерированные ступени мажорных и минорных гамм вверх и вниз, движение по аккордовым звукам. Пение вокальных упражнений с различными приемами: поп legato, legato, staccato,опевание, арпеджио, форшлаги, пассажи, группетто, различные тесситурные скачки. В течение учебного года учащийся должен освоить и отработать 6-8 произведений различного жанра, включающих вокализы, романсы, произведения русских и зарубежных классиков, песни советских и современных композиторов.
Результатом освоения учебного предмета «Сольное пение» являются следующие знания, умения, навыки:
учащийся должен знать:
начальные основы вокального искусства;
метроритмические особенности разножанровых музыкальных произведений
устройство и принципы работы голосового аппарата;
профессиональную терминологию;
иметь понятие о сценической культуре.
Уметь / иметь:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,вокальному исполнительству;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения спомощью органического сочетания слова и музыки;
навыки вокального исполнительского творчества, в томчисле, отражающие взаимоотношения между солистом и концертмейстером;
наличие практических навыков исполнения вокальных произведений;
использовать слуховой самоконтроль при пении;
обладание диапазоном в рамках принятой классификации;
владение правильным певческим дыханием;
умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
навыки чтения с листа;
понимание фразировки, агогики;
самоконтроль и самооценка вокального исполнения.
осмысленное исполнение поэтического текста;
осмысленное исполнение музыкальных задач, поставленных педагогом;
применять освоенные навыки вокальной техники;
самостоятельно разучивать вокальные произведения;
первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;
навыки публичных выступлений;
выражать свои впечатления о произведении раскрывая его содержание, характер, художественный образ;
соблюдать правила гигиены и охраны голоса.
4. Формы и методы контроля, система оценок
Цели системы оценки и контроля за процессом развития учащихся - обеспечить возможность анализа роста навыков, темпов развития обучающихся, объема проделанной работы.
В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная.
Текущий контроль успеваемости учащихся – наиболее оперативная проверка результатов; направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежание;
степень освоения музыкального материала, вокально - хоровых умений;
участие в концертах.
Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 – 4 классов проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. На его основании выставляются полугодовые и годовые оценки.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- итоговый урок в конце каждой четверти.
Традиционные формы контроля: индивидуальный опрос, участие в творческих вечерах и концертах. Обсуждение концертных выступлений.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач по полугодиям.
Виды и формы промежуточного контроля:
- контрольные уроки проводятся в конце первого полугодия (1,3,5,7,семестр)
- переводной зачет в конце второго полугодия (2,4,6 семестр) в форме переводного зачета.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на зачете (контрольном уроке);
другие выступления ученика в течение учебного года.
В рамках программы по учебному предмету «Сольное пение» предусмотрена итоговая аттестация. Она проводится в конце учебного года (8 семестр) в виде прослушивания концертной программы / отчетного концерта /
По итогам выпускной концертной программы выставляется оценка и фиксируется в свидетельстве об окончании ДШИ.
Контрольные требования к переводным зачетам по годам обучения: На переводном зачете в конце второго полугодия учащийся должен исполнить:
1 класс: два произведения (вокализ, русская народная песня);
2 класс: два разнохарактерных произведения;
3 класс: два произведения (народная песня в обработке классического композитора, песня советского композитора);
4класс: два, три разножанровых произведений (романсы, несложные арии, песни современных и зарубежных композиторов и т.д.)
Контрольные требования к уровню подготовки учающихся для итоговой аттестации При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать вокально-исполнительские навыки в процессе концертного исполнения произведений различных музыкальных направлений и жанров.
Критерии оценок.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке, переводном зачете выставляется оценка по пятибалльной системе с учетом следующего:
- уровень развития индивидуальных способностей обучающихся
-отношение учащихся к учебному процессу (старательность, настойчивость);
- знание нотного материала партий;
-владение вокальными навыками (наличие чистой интонации, дикции, артикуляции, певческого дыхания, ритма);
-уровень и качество исполнения произведений;
-степень выразительности, художественности исполнения.
Оценка «5» (отлично): предусматривает правильную певческую установку, чистое интонирование; ровный, округлый звук во всем диапазоне, владение основными приемами звуковедения (legato,staccato, non legato), нюансами, высокой певческой позицией. Самостоятельный качественный разбор нотного текста. Слуховой самоконтроль исполнения. Выразительное, артистичное исполнение, гибкое соединение средств музыкальной выразительности с поэтическим и музыкальным содержанием. Регулярное посещение, активная работа в классе, участие в концертах.
Оценка «4» (хорошо): владение правильной певческой установкой; ровный, округлый звук; владение основными приемами звуковедения (legato,staccato, non legato), нюансами, высокой певческой позицией. Самостоятельный разбор нотного текста с незначительными ошибками. Технические погрешности в трудных местах произведения ( вокально-интонационная неточность). Недостаточно осмысленное с точки зрения музыкального замысла исполнение произведения. - выразительность исполнения. Регулярное посещение, активная работа в классе, участие в концертах.
Оценка «3» (удовлетворительно): нестабильные навыки в звукоизвлечении, звуковедении. Недостаточное владение основными приемами звукоизвлечения. Темпо-ритмическая неарганизованность. Самостоятельный разбор нотного текста с мелодико-ритмическими ошибками. Слабый слуховой контроль собственного исполнения. Невыразительное, лишенное стилевого контекста исполнение. Пассивная работа в классе. Нестабильное посещение.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
Нестабильные навыки в звукоизвлечении и голосоведении. Невыразительное интонирование, метроритмическая неустойчивость. Неграмотный разбор нотного текста. Слабый слуховой контроль собственного исполнения. Пассивная работа в классе. Пропуски без уважительных причин.
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Методическое обеспечение учебного процесса по предмету «Сольное пение» включает:
наличие общеразвивающей образовательной программы учебного предмета «Сольное пение»;
наличие комплекта учебно-методической литературы профильной направленности;
сборники нотной литературы с детской вокальной музыкой;
подборка музыкально-дидактических игр;
демонстрационный материал: плакаты, портреты композиторов;
периодические издания профильной направленности.
Методические рекомендации преподавателям
Работа на уроке по учебному предмету «Сольное пение» включает совместную работу преподавателя, концертмейстера и учающегося. На первых уроках важно понять возможности ученика, оценить его вокальные данные и прежде чем начать занятия четко представить задачи для формирования собственно голоса, помочь ощутить свои вокальные способности. Певческий голос – инструмент, формирование и развитие которого находится в зависимости от индивидуальных способностей человека. Поэтому задачи первого этапа обучения сводится к адаптации ученика к звукам собственного голоса и умению обращаться с ним. Задания на этих уроках должны быть не сложными, быстро запоминающимися и легко повторяющимися. Когда задания выполняются точно, в нервной системе создаются наилучшие условия для образования рефлексов. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Начать работу над голосом необходимо с центрального участка диапазона, отталкиваясь от наиболее удачно звучащих нот. Существенным моментом является верно, выбранная сила звука, с которой надо начать работу. Лучше mf или mp в зависимости от голосовых возможностей ученика.
С первых же уроков по постановке голоса у учащихся необходимо развивать чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании с целью преодоления, а также активизировать стремление к чистой интонации, к точности ритма и осмысленности в пении. Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную корпусную установку учащегося, свободное положение гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторной функции голосового аппарата и особенно на правильное певческое дыхание. Необходимо помнить, что певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, но также важным средством художественной выразительности. Развитое, укрепленное певческое дыхание помогает певцу свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой звука и другими элементами выразительности в пении.
Как правило, при пении рекомендуется мягкая атака звука, точная, «без подъездов». Не допускается форсированная подача звука. С самого начала обучения следует вести систематическую работу по формированию правильного певческого звучания средней части диапазона голоса. Особое внимание необходимо уделять правильной певческой артикуляции, ясной и четкой дикции, добиваясь чистоты интонации в звучании голоса.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных обучающегося зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
На занятиях активно используется знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т. к. пение по нотам, помогает обучающимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения без сопровождения.
Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху (в том числе в старших классах), т. к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. Таким образом, разучиваются достаточно сложные вокальные произведения с развернутым фортепианным сопровождением.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-технических навыков учащихся (дыханием, звуковедением, артикуляцией, дикцией, ровностью тембра и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей ученика.
Отбирая репертуар, нужно помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что вокально-хоровое пение – мощное средство патриотического, идейно-эстетического, нравственного воспитания учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями советских, а также современных российских композиторов и народными песнями разных жанров. Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его отдельных частей.
Особое внимание уделяется куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре класса вокала. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявить в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.
Могут быть использованы такие приемы, как сочетание запевов солистов (или группы солистов) с хором, динамическое развитие, варьирование элементов вокальной (фортепианной) аранжировки и пр. Исполнительские приемы при этом художественно оправданны и не превращаются в способ демонстрации «эффектов».Постепенно, с накоплением опыта вокального исполнения овладением вокально-техническими навыками, репертуар усложняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами вокальной музыки. Краткие пояснительные беседы к произведениям используются для знакомства с биографией и творчеством авторов произведения, выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогает формировать их художественную культуру.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить при хорошем физическом состоянии обучающегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы обучающегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.
Самостоятельные домашние занятия обучающегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (чистая интонация, ритмический рисунок мелодии, динамика, нюансировка, дыхание, артикуляция и дикция), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник обучающегося. Можно предложить следующие виды домашней работы: игра мелодий разучиваемых песен с названием нот и дирижированием, пропевание мелодии на различные слоги, артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, пение под собственный аккомпанемент и т. п.
При разучивании произведений ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, интонации, нюансировки, ритмического рисунка.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.
Список литературы
Учебно-методическая литература
Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: учеб. Пособие / О.А. Апраксина. – М., 1983.
Асафьев Б. О хоровом искусстве. – Л., 1980.
АспелундД. Развитие певца и его голоса. М., 1997.
Варламов А. Полная школа пения. М., 1989
Варламов А.Е. «Полная школа пения» СПб, издательство «Планета музыки», 2008.
Варламов А.Е. Полная школа пения. - СПб. Планета музыки, - 2008.
Вербов А.М. «Техника постановки голоса» Музгиз. 1991.
Гарсия М. Школа пения. М., 1987.
Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М.; Л., 1991
Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968
Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. - М.: Музгиз, 1964.
ДмитриевЛ. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. – М., 1968.
Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М., Музгиз, 1962.
Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы.- Москва.Музгиз.1962.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.
Казачков С. От урока к концерту - Казань: Изд-во Казанского Университета, 1990.
Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению.- СПб «Музыкальная палитра» 2008.
Кравченко А. Секреты бельканто / АО «СофтЭрго» - М., 1993.
Ландовска В. О музыке - М.: Радуга, 1991.
Леванов В. Вопросы совершенствования обучения и эстетического воспитаний на хоровых отделениях ДМШ - Казань: Изд-во Казанского Университета, 1988.
Леванов В. Вопросы совершенствования обучения и эстетического воспитания на хоровых отделениях детских музыкальных школ. Методические рекомендации. Казань: Изд-во казанского университета, 1988. - 100 с.
Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977
Малахов. Г. Современные дыхательные методики. Донецк.2003
Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967
Морозов В. «Искусство резонансного пения» ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского М., 2002.
Морозов В. Вокальный слух и голос/ В.П. Морозов. – М.: 1965.
Морозов В. Искусство резонансного пения. М.: ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского, 2002.
ОгородновД.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Киев: Музыка, 1988.
Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом.
Попов В. Русская народная песня в детском хоре. – М., 1985.
Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Вып. 1. – М., 1986.
Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс: пособие для музыкальных школ и школ искусств. – М., 1988.
Соколова. В. Работа с детским хором: Сб. статей М., 1981.
Сикур П. Воспою тебе: Основы вокальной техники и исполнительства для вокалистов, руководителей хоров, профессионалов и любителей светского и церковного пения. М., 2006.
Нотная литература
Антология советской песни. Вып. 4. Песни для детей среднего школьного возраста в сопровождении фортепиано /сост. Алиев Ю. М.: Музыка, 1989. – 2008 с.
Буратино: Песенник для детей. Вып. 1. / сост. В. Модель. – Л.: Советский композитор, 1986.
Дубравин Я. Ты откуда, музыка: Песни для детей школьного возраста – М.: Музыка, 1988.
Зарицкая Е. Сказочная карусель: Сборник песен для детей младшего возраста - СПб.: Музыкальная палитра, 2005.
Кудряшов А. Песни для детей. Настольная книга музыкального руководителя - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано / Сост. Жаров В. – М.: Музыка, 1985.
Марченко Л. Детские песни о разном - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Марченко Л. Детские песни о разном - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Песни для малышей для голоса в сопровождении фортепиано. Вып. 1. – М.: Советский композитор, 1977.
Песни и хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано для детей / сост.Т. Назарова, И. Соколова – М.: Советский композитор, 1976.
Поем мы дружно песню / сост. Э. Соболева, С. Бекина, Ю. Комальков – М.: Советский композитор ,1987.
Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс Пособие для музыкальных школ и школ искусств. – М.: Советский композитор, 1988
Популярные русские песни: Для вокальных народных ансамблей. /сост. Шелепенев А - М.: Советский композитор, 1989.
Смирнова Т.И. Allegro. Тетрадь №14: Вокальный репертуар «Для всех и для каждого» - М.: ЦСДК, 1996.
Тагирова Л. Умырзая. Песни для детского голоса в сопровождении фортепиано - Казань, 2001
Учите детей петь: Песни для развития голоса у детей 6-7 лет / сост. Т. Орлова, С. Бекина. –– М.: Просвещение, 1988.
Шаинский В. Избранные песни: Песни для детей в сопровождении фортепиано - М.: Советский композитор, 1985.
Шатрова Е. Не улетай детство: Песни для маленьких и больших детей. – Казань.
Школьный звонок. Песни для детей – М., Советский композитор, 1986
7. Примерный репертуарный список
1 класс.
Вокализы.
АбтФ. Вокализы.
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения
Зейдлер Г. Вокализы
Ладухин Н. Вокализы
Произведения композиторов-классиков.
Аренский Л. «Расскажи, мотылек»
Бетховен Л. «Малиновка»
Брамс И. «Спящая красавица»
Гречанинов А. «Андрей-воробей», «Идёт коза», «Дин-дон»
Калинников В. «Тень, тень», слова народные
В.Калинников «Звездочки», «Солнышко»
Кюи Ц. «Мыльные пузырики»
Кюи Ц. «Котик и козлик»
Лядов А. «Окликание дождя»
Лядов А. «Зайчик», «Забавная»
В.Ребриков «Летнее утро», «Поздняя весна», «Птичка»
Народные песни
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Русская народная песня «Как на тоненький ледок», обр. М.ИорданскогоРусская народная песня «Коровушка», обр. М. Красева.
Русская народная песня ««Не летай, соловей», обр.В. Егорова.
Литовская народная песня «Дудочка», обр. К.Волкова
Мексиканская народная песня «Солнце», обр. Л.Санди
Немецкая народная песня «Потанцуй со мной дружок», обр. Н.Федорова
Польская народная песня «Пение птиц», обр. М.ИорданскогоУкраинская народная песня «Птичка», редакция П.Чайковского
Произведения современных композиторов
Баневич С. «Смелые утята»
Баневич С. «Считалочка»
Бойко Р. «Мы с мамой»
Васильев-Буглай Д. «Осенняя песенка»
Я. Дубравин «Незнайка», «Дядя Степа»; « Страна – Читалия»
Д.Кабалевский «Праздник веселый», «Песня о школе», «Синичка»
Иванников В. «Песня солнышку»
Иорданский М. «В небе жаворонка трель»
Красев М. «Осень», « Ёлочка»
Левина 3. «Тик-так»
Левкодимов Г. «Самая, самая»
ПопатепкоТ. «Котенок и щенок»
Парцхаладзе «Лягушонок»
Филиппенко А. «Гуси»
Шаинский В. «Песенка мамонтенка», «Голубой вагон»
С.Крупа – Шушарина «Лягушки музыканты», «Новогодняя песенка», «Дебют кошки и мышки»
2 класс
Вокализы.
Абт Ф. Вокализы
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения
Зейдлер Г. Вокализы
Ладухин Н. Вокализы
Произведения композиторов-классиков
Аренский А. «Там, вдали за рекой»
Бах И. «За рекою старый дом»
Бетховен Л. «Счастливый человек»
Брамс И, «Соловей»
Гречанинов Л. «Ладушки», «Барашеньки»
Ипполитов-Иванов А. «Коза и детки»
Калинников В. «Мишка», «Козел»
Лядов А. «Сорока»'
Римский-Корсаков. «Проводы зимы»
Народные песни.
Русская народная песня «На горе-то калина»,обр.Л. Новикова
Русская народная песня «Перед весной», обр. П.Чайковского
Русская народная песня «Пойду лук я полоть», обр. М. ИорданскогоРусская народная песня «Ходила младёшенька по борочку», обр. П. Римского-Корсакова.
Болгарская народная песня «Свищет вьюга»
Народная болгарская песня «Свищет вьюга»
Украинская народная песня «Журавель»
Произведения современных композиторов.
Блок В. «Две бабушки»
Бодренков С. «Ты откуда, песня»
Ванян М. «Я не плачу»
Волков В. «Привяжу я козлика»
Дубравин Я. «Веселый колобок»
Ефимов И. «Поросята строят дом»
Иванников В. «Улетели журавли»
Кабалевский Д. «В сказочном лесу», «Доктор», «Учитель», «Лентяй»
Крупа – Шушарина С. «Именины паука», «Зимний вальс»
Левкодимов Г. «Я буду капитаном»
Лобачев Г. «Весна», «Осень»
Матвеев М. «Как лечили бегемота»
Плешак В. «Собачкины огорчения»
Семенов В. «Журавлик»
Струве Г. «Великий музыкант», «Веселая песенка»
Чичков Ю. «Праздничная песенка»
Шаинский В. «Пропала собака»
3класс
Вокализы.
Абт. Ф. Вокализы
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения
Зейдлер Г. Вокализы
Ладухин Н. Вокализы
Произведения композиторов-классиков
Аренский А. «Кукушка»
Бах И. «Осень»
Бетховен Л. «Свободный человек»
Брамс И. «Петрушка», «Божья коровка»
Глинка М. «Ты соловушка, умолкни»
Гречанинов А. «Патока с имбирем», «Пойду луку полоть»
Гайдн Й. «Мы дружим с музыкой»
Ипполитов-Иванов М. «Борзый конь»
Кюи Ц. «Весенняя песенка», «Майский день», «Мыльные пузыри»
Люлли Ж.-Б. «Песенка»
Лядов. А. «Колыбельная»
Моцарт В. «Весенняя»
Тома А. «Вечерняя песня»
Чайковский П.«Осень», «Детская песенка»
Шуман Р. «Пестрый мотылек»
Яковлев М. «Зимний вечер»
Народные песни
Русская народная песня «Со вьюном я хожу», обр. А.Гречанинова
Русская народная песня «Сеяли девушки яровой хмель», обр. Л.Лядова
Мексиканская народная песня «Рыбка»
Польская народная песня «Птица», обр. М.Раухверга
Чешская народная песня «Вот волынки заиграли», обр. М.Раухверга
Французская народная песня «Кораблик и юнга»
Швейцарская народная песня «На коньках»
Финская народная песня «Беличье гнездо», обр. М. Раухвергера
Песни современных композиторов
Баранова И. «Скрюченная песенка»
Волков В. «Рыбу ловлю», «Сел сверчок на шесток»
Гладков Г. «Родина»
Дубравин Я. «Добрый день», «Ходики»
Жаров А. «Песенка-считалка»
Зарицкая Е. «Журавушка»
Иванников В. «Осенняя сказка»
Кабалевский Д. «Подснежник», «Праздник веселый»
Кикта В. «Возвращайся, песенка»
Красев М. «Летний вальс»
Левина 3. «Веселая песенка»
Левкодимов Г. «Купите собаку»
Минков М. «Окно»
Парцхаладзе М. «Ручей»
Попатепко Т. «Золотая осень»
Соснин С. «Солнечная капель»
4 класс.
Вокализы.
Абт. Ф. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы
Татаринов В. Вокализы
Произведения композиторов-классиков
Аренский А. «Комар один, задумавшись», «Спи, дитя мое, усни»
Бетховен. Л. «Сурок»
Брамс И. «Дикая роза», «Наседка»
Варламов А. «Белеет парус одинокий», «Красный сарафан»
Григ Э. «Лесная песнь»
Калинников В. «Осень»
Кюи. Ц. «Осень»
Моцарт В. «Тоска и весне»
Прокофьев С. «Сладкая песенка»
Чайковский П. «Купался бобер»
Шуберт Ф. «Колыбельная песня», «Полевая розочка»
Шуман Р. «Тихий вечер, синий вечер», «Небывалая страна», «Совенок»
Народные песни
Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима», «Я на камушке сижу» обр. Н. Римского-Корсакова.
Русская народная песня «Во саду ли в огороде» обр. А.Гурилева
Русская народная песня «Как по морю», обр. В.Попова
Итальянская народная песня «Макароны».
Французская народная песня «Ученая коза», обр. И.Ильина
Песни современных композиторов
Аббасов А. «Посажу в саду цветы»
Бойко Р. «Дело было в Каролине», «Хозяйка», «Корабли уходят в плаванье»
Ботяров Е. «Рыжий, рыжий, конопатый»
Баневич С. «Солнышко проснется», «Лети, лети, воздушный змей»
ДубравинЯ. «Огромный дом», «Кожаный мяч», «Я рисую»
Дунаевский И. «Песенка о капитане»
Журбин А. «Планета детства», «Мы уходим из детства»
Кабалевский Д. «Птичий дом», «Школьный вальс»
Красев. М. «Ландыш»
Крылатов Е. «Кабы не было зимы», «Крылатые качели», «Дети солнца»
Марченко Л. «Старая кукла», «Колыбельная маме»
Минков М. «Вечный двигатель»
Струве Г. «Моя Россия», «С добрым утром», «Отцовская слава»
Тухманов Д. « Чудо-земля»
Чичков Ю. «Родная песенка», «Самый драгоценный клад», «Ромашковая Русь»
Хренников Т. «Колыбельная Светланы»