Статья , Современные педагогические технологии постановки и коррекции голоса у учащихся с нарушенным слухом


Г.Г. Никулина
ГКОУ СО «Нижнетагильская школа - интернат»,
Современные педагогические технологии постановки и коррекции голоса у неслышащих учащихся на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения
Современный этап развития общества выдвигает особые требования к содержанию школьного образования. Учебно – воспитательный процесс школы призван решать проблему воспитания социально – активной творческой личности. Целью школьного образования становится умение учиться, добывать знания в условиях делового общения, на основе совместной деятельности. Важной задачей в обучении и воспитании детей с нарушенной слуховой функцией является формирование устной речи. Одним из разделов в работе над формированием устной речи является работа над голосом. Большое значение в работе по постановке, коррекции и развитию речевого голоса имеет слуховой анализатор. Качество голоса, определяет выразительность, интонацию, артикуляцию звуков, темп, слитность, словесное и логическое ударение, внятность устной речи. Развитие голоса невозможно без предварительной постановки речевого дыхания. Вдох следует производить носом, он должен быть быстрым, лёгким, бесшумным. Выдох должен быть не только длительным, но и плавным, лёгким. Для развития дыхания можно использовать разнообразные игровые упражнения: сдувание со стола бумажных фигурок, задувание свечи на расстоянии, поддувание плавающих в воде пластмассовых фигурок, поддувание бумажных фигурок, при котором они не перевёртываются и не падают со стола и др. Дыхательные упражнения необходимо сочетать с произнесением звуков, слогов, фраз. Рассмотрим изменения тембра, силы, высоты голоса, характерные для детей с нарушенным слухом.
К нарушениям тембра относят следующие изменения голоса:
1. Голос низкий, беззвучный, приближённый к шёпотному с большой утечкой воздуха. Так как идёт утечка воздуха, у детей отмечается короткий выдох. Они не могут тянуть долго гласный звук или произнести на одном выдохе много слогов. Упражнения: предложить ученику дольше тянуть звук А, громко и отрывисто произнести ряд гласных. Затем чередовать краткое произнесение с протяжным. Исходить из протяжного произнесения звука М с последующим переходом к протяжному гласному. В случаях, когда дефект не исчезает, обратиться к врачу – отоларингологу.
2. Хриплый голос. Педагогу, обнаружившему такое изменение голоса рекомендуется направлять ученика к отоларингологу. Проводить голосовые упражнения в виде протяжного произнесения гласных в слогах с согласными и отдельно гласных.
3. Голос сдавленный, скрипучий, резкий. Следует устранять дефект на основе слухового контроля. Показать в зеркале разницу лицевой мускулатуры при нормальном голосе и сдавленном.
4. Гнусавый голос. Дефект грубый. Исправление: предложить ученику несколько раз энергично произнести ПА, выделив последний гласный. Затем выделить из слогов изолированное А. Так же отработать и глухие гласные. Поднести руку ученика ко рту и показать ток тёплого воздуха, выходящий через рот при правильном образовании голоса. Если цели не достигли, то можно в момент произнесения звука А легко прикоснуться пальцем или шпателем к мягкому нёбу – оно рефлекторно поднимется. При стойкой гнусавости обратиться к врачу отоларингологу.
К нарушениям силы относятся следующие определения голоса:
1. Голос очень тихий, слабый. Характерен для детей в начале обучения.
2. Крикливый голос. Характерен для слабослышащих, со значительными остатками слуха.
Нужно научить ребёнка говорить громко, но не крикливо, постепенно изменяя силу голоса – от громкого произнесения к среднему и тихому и наоборот. Игры для развития силы голоса: гудок поезда, укачивание куклы, мычание коровы, эхо, плач ребёнка. Далее произносятся гласные, их сочетания, слоги с усилением и ослаблением звучания. В последующем тренируется счёт десятками, произнесение алфавитного ряда, чтение пословиц, поговорок, стихотворных текстов с усилением и ослаблением голоса.
К нарушениям высоты относятся следующие определения голоса:
1. Слишком высокий или слишком низкий голос.
2. Фальцетный голос – высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора.
3. Голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках.
Развитие высоты голоса начинается с пения вокализов (мелодия без слов). Вокализы поются на один гласный звук. Гласные звуки вокализируются в следующей последовательности: А, Э, О, У, И. Отработав приёмы плавного, медленного пения, можно переходить к упражнениям в более быстром темпе (поются гласные, слоги). Эти упражнения тренируют и силу голоса. Игры для развития высоты голоса: «самолёт», «лай», «мычание», «стон», «плач», «гудок», «жук», «комар», «укачивание куклы», «кукушка», «мяуканье», «часы», «петух».
Применяю дыхательную гимнастику с мысленным чтением на фазе выдоха. Если ученик выдыхает воздух и мысленно, про себя, произносит одновременно фразу, пословицу, поговорку, стихотворные и прозаические тексты он точно распределяет свой выдох, тренирует тем самым как дыхательный, так и произносительный аппарат. Хорошо в этом смысле использовать и жестовое пение.
Навыки, полученные на индивидуальных занятиях, переносятся на общеобразовательные уроки, внеклассную деятельность. На уроках и во внеклассное время дети используют подражательный голос при чтении произведений, сюжетно – ролевых играх.
Для реализации требований ФГОС НОО большое внимание уделяю повышению мотивации обучающихся к занятиям, преодолению гиподинамии, системно – деятельностному обучению детей, а также по преобразованию и применению опыта владения голосом в публичных выступлениях.
Для повышения мотивации учащихся к занятиям использую разнообразный дидактический материал, игровые приёмы, компьютер, компьютерные презентации, но в строгом соответствии с санитарными нормами; пальчиковые игры, фонетическую ритмику, физ. минутки; для поддержания внимания меняю виды деятельности, включаю упражнения на развитие психических процессов. Таким образом, воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка, создаю ситуацию успеха.
Учащиеся во время занятий находятся в постоянной деятельности. Они действуют по подражанию педагога, проверяя свои результаты по устранению дефектов голоса на слухо – речевом тренажёре «Интон М», подключают слуховое, слухо – зрительное восприятие, тактильно – вибрационные ощущения, выполняют задания на компьютере, используя полученные знания по клавиатурному набору текста. Они начинают понимать необходимость наличия правильного голоса, воспринимая правильный и дефектный голос с видиозаписей и на слух, учатся определять его дефекты.
Благодаря изменениям высоты, силы и тембра достигается бесконечное разнообразие интонаций, улучшается выразительность, богатство и красота речи ребёнка. Каждый год в нашей школе проходят речевые праздники, где учащиеся инсценируют сказки, в которых подражают героям сказок, используя свой опыт владения голосом, полученный на индивидуальных занятиях. Элементы звукоподражания вносят в инсценировку оживление и веселье. Играя, ребёнок избавляется от таких проблем, как стеснительность, неуверенность в себе. Ребята начальных классов показывали сказки : «Три медведя», « Волк и семеро козлят», «Репка», «Теремок», Колобок», «Красная шапочка»; басни: «Стрекоза и муравей», «Волк и Ягнёнок», «Слон и Моська».
Возможность пользоваться правильным звучанием голоса в процессе речевого общения с окружающими является основным критерием эффективности индивидуальных занятий по формированию произношения и развития слухового восприятия.
Литература
1. Тайны нашего голоса: учебн. пособие по развитию навыков дыхания и речевого голоса / И.Г. Козлянинов. - Екатеринбург, 1996. – С. 32-50.
2. Нарушения речи и голоса у детей: учеб. пособие для студ. дефект. фак. пед. институтов / С.С. Ляпидевский. – М.: Просвещение, 1995. – С. 99-108.
3.Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. М.: Просвещение, 1981. – С. 32-42.
4. Основы логопедии: учеб. пособие для студ. пед. институтов / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. – С.187-192.