Урок литературного чтения 4 класс « Стрижонок Скрип» в технологии РКМЧП


Литературное чтение
4 класс
Тема: А.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
с применением технологии РКМЧП.
Цель: Познакомить учащихся с произведением А.П. Астафьева « Стрижонок Скрип», привить бережное отношение к природе.
Задачи:
Совершенствование навыков выразительного грамотного чтения;
умения находить, вычленять, обобщать, работать с сюжетной таблицей , книгой, составлять синквейны.
Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи, творческих способностей учащихся.
Воспитание умения дисциплинированно, целенаправленно и результативно работать парами, принимать другие интересы, взгляды, уметь слушать других.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД –умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос на основе жизненного опыта приводить примеры, аргументы, факты для формирования целостной картины мира.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные- обогатить словарный запас учащихся, сформировать лексические понятия и умения ( анализироватьслово, уметь читать его); развивать критическое мышление , закрепить умение правильно, красиво оформлять свои мысли.
Учебно-методическое обеспечение «Литературное чтение. 4 класс», авторы учебника Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва « Просвещение» 2006 г.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки. ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок, начинается урок!
Покажите свое настроение.( дети из трех солнышек поднимают одно )
У всех прекрасное настроение я приглашаю вас в мир литературного чтения!
Вызов.
Учитель:-А пройдет наш урок под девизом ( слайд 1)
Если много читать
Мы будем много знать!
Актуализация имеющихся знаний. ( слайд 2 фото птиц )
Учитель:-Прослушайте текст и определите о какой птице идет речь?
Среднего размера. Темно коричневого цвета. Крылья серповидные, короткий «рогатый» хвост. В высоте они непрерывно кружат своими дружными компаниями. Воздух наполняется пронзительными звуками стри-и-и-и.
Учитель:- Посмотрите на экран( фото птиц) соответствует ли данное описание птицы одному из фото на экране? Почему?
Учащиеся:- Описание не соответствует ни одной из птиц. Это птица стриж.
( слайд 4 фото стрижа)
Учитель:- У кого есть дополнительная информация о стрижах которую мы не знаем?
II. Самоопределение темы урока , постановка учеником собственных целей.
Учитель:- Кто может определить тему урока ? Какие есть предположения?
Учитель: - Выберите для себя верную формулировку (Слайд 5)
Сегодня на уроке нам предстоит … (формулировка задач учащимися):
закрепить знания
узнать новое.
Обобщить и применить
Учитель:- Сегодня мы познакомимся с новым неизвестным для вас произведением А.П. Астафьева « Стриженок Скрип» ( слайд 6)
Учитель: ( отслеживает настроение детей)
III Осмысление. Работа с учебником и «Сюжетной таблицей».
Учитель:- Я предлагаю начало текста прослушать в аудиоприложении, где текст читает профессиональный актер. Вместе с ним вы будите двигаться вперед отслеживать по учебнику передачу эмоционального настроя, правильность постановки ударения.( Звучит звукозапись до слов « Стрижата притихли»)
Учитель:- Работать будите в парах. Заполните сюжетную таблицу
Ф. И Когда? Где? Кто? Что? Почему?
Обсуждение и нахождение рационального зерна части по заполненной таблице. Заголовок.
IV Соотнесение с уже имеющимся опытом.
Учитель:- Продолжаем читать цепочкой по предложению с остановками( до слов … обидно )
Учитель:- Какие чувства наполнили маленького стрижонка от бесцеремонного отношения мамы? Почему вы так считаете?
Учитель: - Продолжаем читать ( хорошо читающий ученик до слов … не разжалобишь писком)
Учитель:- Что уяснил себе стрижонок на всю жизнь?
- Какие качества характера мамы стрижихи описывает автор и нужны ли они для воспитания детей?
- Какой вывод можно сделать если сравнить маму стрижиху в процессе воспитания детей и вашу маму?
- Работа с сюжетной таблицей. Обобщение. Заголовок части .Учитель:- Продолжаем читать цепочкой абзацами. Пошаговое чтение.
-Что на ваш взгляд объединяет все абзацы? ( Высказывания детей о заботе, о любви мам к детям, семье. Если семья без папы, если совсем маленькая семья мама и ребенок , то мама все равно остается мамой в большом смысле этого слова и.т.д.)
Учитель:- Покажите свое настроение.( дети показывают солнышко соответствующим настроением). Продолжаем дальше .Учащиеся по желанию: - Стрижонок Скрип подрос…. До слов - свет.
Учитель:- на что конкретно указывает автор в первом абзаце нашей части?
Учащиеся:- Стрижонку все время хочется есть.
Учитель:- Почему такое желание овладевает Скрипом ежеминутно?
Учащиеся:- ответы детей.
Учитель:- А может ли такое желание быть у вас?
Учащиеся:- ответы детей.
Учитель: - Второе желание Скрипа?
Учащиеся:- Выглянуть из норки.
Учитель:- На какое качество характера указывает автор?
Учащиеся:- Любопытство.
Учитель:- Что такое любопытство?
Учащиеся:- ответы детей.
Учитель:- А мы читаем ?
Учащиеся:- ответы детей.
Учитель:- Вывод?
Учащиеся:- ответы детей.
Учитель:- А взрослые обладают такой чертой характера? В своей жизни частенько надо применять такое качество как любопытство? Почему?
Учащиеся:- ответы детей
Работа с таблицей. Заголовок части.
Ф. И Когда? Где? Кто? Что? Почему?

Учитель:- Давайте узнаем что произошло дальше. Читает учитель стр. 103
- Когда стрижонок стал догадываться, что мир таит в себе много опасностей?
Учащиеся:- ответы детей.
Учитель:-Что подтолкнуло Скрипа понять, что его жизнь и жизнь других стрижат для взрослых бесценна?
Учащиеся дают ответы самостоятельно либо зачитывают ответы из текста.
Работа с таблицей . Заголовок части.
Физминутка для глаз.
Воображение дальнейшего текста по иллюстрации. Предугадывание дальнейших событий.
Учащиеся : высказывают свои предположения.
Чтение части стр 105 цепочкой до слов придется.
Работа с таблицей. ( устно)
Учитель:- Какие эмоции вы испытали читая этот отрывок текста? Почему?
О каком главном качестве мамы говорит автор?
Учащиеся:- ответы детей.
Учитель:- Какие мысли поселились в душе Скрипа? Почему?
Учащиеся:- Пропадать придется.
Учитель:- Кто нам сможет разъяснить смысл этого слова?( Работа над лексическим значением )
Учащиеся:- ответы детей.

Физминутка.
Чтение текста учеником до слов- жутко.
Учитель:- Какое открытие сделал для себя Скрип? Найдите в тексте и зачитайте ответ на мой вопрос. От кого и какую заботу , внимание получили стрижата после гибели мамы ? А в нашей жизни так может произойти?
Учащиеся- Ответы детей.
Работа с сюжетной таблицей. Заголовок части.
Учитель:- Продолжаем узнавать новое с помощью звукозаписи.( По учебнику стр105-106)
Работа с таблицей. Заголовок части.
-Что произошло со Скрипом? Какие эмоции нахлынули на него? Почему? Найдите и зачитайте тот момент , который заставил Скрипа осмыслить , что он рожден для полета?
Учитель:- Скрип научился летать почувствовал себя самостоятельным, может больше ему и ничего не надо в его жизни?
Учащиеся: Ответы детей.
Учитель:-Дальше текст стр 107- 109 вы читаете про себя и готовитесь отвечать на вопросы .
Блиц- Опрос слайд №7
Почему скрипу все время хотелось есть и пить?
Почему Скрип не смог найти свою норку и что этому способствовало?
Какое решение для себя принял Скрип, когда ему было отказано в приеме на ночлег?
Каков был результат первого построения домика? Почему?
В силу своей неопытности, молодости, что пришлось пережить Скрипу?
Как обрел спокойствие стрижонок?
Отчего в душе Скрипа появилась тревога?
Найдите и зачитайте где рациональное зерно текста представлено в виде народных примет?
Каким предложением заканчивается повествование всего текста?
Какие чувства мы испытываем ? Почему?
Работа с таблицей. Заголовок части.
V. Корректировка учеником поставленных целей обучения.
Учитель:- Давайте вернемся к первому этапу урока и вспомним какие цели и задачи вы ставили перед собой. Как вы считаете справились ли вы с поставленной задачей. Оцените себя на оценочном листе.
да нет Есть вопросы, не понял
4260856921500 10217156985000
Учитель:- опрос, контроль.

VI. Целостное обобщение осмысление полученной информации.
Учитель:- Подумайте и скажите, Астафьев мог наблюдать в жизни все происходящее или придумал данную историю?
- Что можно сказать об авторе, какой он человек?
- Что хотел сказать читателям автор своим произведением?
VII. Размышление , рождение нового знания.
Учитель:- Вернемся к сюжетной таблице. Если вы внимательно посмотрите на таблицу, то увидите свой продукт труда. Что же это?
Учащиеся:- План пересказа.
Учитель:- Давайте его озвучим. ( у каждой пары получился свой план пересказа) Дома вы составите по устному плану, картинный.
VIII. Рефлексия. Формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу. Синквейн.
Учитель:-Астафьев назвал свое произведение « Стрижонок Скрип» А есть ли у вас варианты своего заголовка? О своих чувствах в рассказе автор не говорит, как же ему удается убедить читателей любить природу и уважать ее? Попробуем на этот вопрос ответить синквейном.( дети объединяются группы)
Образец: Астафьев.
Наблюдательный, добрый.
Пишет, впечатляет, интересует.
Лучший друг природы.
Учитель.
Слайд № 8
Учитель:- выберите для себя верное утверждение
Сегодня я на уроке:
Как с луны свалился.
Ломал голову.
Убил время зря.
Работал не покладая рук.
Выкладывал душу.
Тяжел на подъем.
Ни то ни сё.
Был в своей тарелке.
Ни рыба, ни мясо.
Не лез за словами в карман.
Слайд № 9
Спасибо за урок!