Материал для урока по поэме Р.Рождественского Реквием

К 70-летию Великой Победы
Опыт аналитического прочтения поэмы Р.Рождественского «Реквием». Материал для уроков в старших классах. Автор: Гун Лидия Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 1 города Советска Калининградской области

Рождественский Роберт Иванович (1932 – 1994). Настоящая фамилия – Петкевич. Родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Троицкого района Алтайского края в семье военнослужащего. Детство будущего поэта было, по его же словам, «бродячим». Когда родители ушли на фронт, находился с бабушкой, а после её смерти воспитывался в детских домах. Отец погиб на войне, мать снова вышла замуж и забрала Роберта к себе. Он взял фамилию и отчество отчима.
Учился в военно-музыкальном училище, но не закончил его, так как уехал к родителям в Вену (там служил отчим). Поменял много школ: Москва, Вена, даже Кенигсберг. Учился в Петрозаводском университете, затем окончил Литературный институт имени М.Горького.
Печататься начал в 1950 году. С этого времени вышло много сборников стихов: «Флаги весны» (1955), «Ровеснику» (1962), «Всерьёз» (1970), «Всё начинается с любви» (1977) и многие другие. Широко стали известны его поэмы «Письмо в ХХХ век» (1963), «Поэма о любви» (1968), за поэму «Двести десять шагов» (1978) поэту была присуждена Государственная премия СССР. Автор очень большого количества текстов популярных песен: «Стань таким, как я хочу», «Песня неуловимых мстителей», «Сладка ягода», «Огромное небо» и много других.
Его творчество отличает не только искренность и свежесть поэтического языка, но и ярко выраженная гражданственность, высокая патетика, масштабность, и контрастность изображения в сочетании с известной рационалистичностью. Обращаясь к актуальным поэтическим темам: борьба за мир, преодоление национальной вражды, уроки Второй мировой войны - проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, морально-этических обязательств, трудностей и радостей повседневной жизни, Роберт Рождественский со своим энергичным, пафосным стихом выступил продолжателем в нашей поэзии традиций прежде всего В.Маяковского.
О поэме «Реквием»
Поэзия Роберта Рождественского внесла в литературный процесс второй половины ХХ века новое понимание Великой Отечественной войны.
Тема Великой Отечественной войны стала для поэта основой нравственно-философского осмысления жизни. Стих Роберта Рождественского о подвигах защитников Отечества обогатили мир поэзии своей самобытностью. В раскрытии этой темы, особенно в поэме «Реквием» поэт выступил продолжателем традиции А.Ахматовой, хотя здесь тема обретает новое пафосное наполнение. Образ солдата эволюционирует в сторону героя-мученика, истинного защитника Отечества. Рождественским был создан современный «Реквием», в котором отображается гуманистическая тема бессмертия героического подвига во имя победы жизни над смертью. Сплав черт церковной литургии, русского народного причитания и ораторской речи рождает новаторскую и по-своему уникальную форму малой лирической поэмы.
«Реквием» написан о погибших, но посвящен живым, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рожден войной, но всем своим существом устремлен к миру.
Читая поэму «Реквием»

Памяти наших отцов и старших братьев,
памяти вечно молодых солдат и офицеров
Советской Армии, павших на фронтах
Великой Отечественной войны.

Таким посвящением начинается эта поэма. А затем, в первой главе, ключевым становится словосочетание «вечная слава». Риторически дважды звучит вопрос: зачем слава нужна мертвым, тем, которые спасли всё живое, но не смогли спасти себя. Да, их не воскресить, но помнить о них, обо всех – «это нужно не мертвым, это нужно живым!». Вот это и есть отправная точка «Реквиема» - «вспомнить гордо и прямо», всех, поименно, и никогда, ни при каких обстоятельствах не предавать эту память, эту, ставшую «вечною славой мгновенную смерть».
Во второй главе ключевым становится слово «Родина». Как молитва-заклинание оттуда, сверху, звучат вопросы-обращения:
Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Разве для смерти рожаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Но «пламя ударило в небо», Родина попросила о помощи, и не было выбора у тех, кто, не выпрашивая славы, встал на защиту «самого лучшего и дорогого» - Родины.
В третьей главе происходит смена ритма, он становится маршевым. Начало окрашено в кровавый, «багровый» цвет – цвет знамени, звезд и крови. Маршевый ритм точно передает «великую поступь дивизий, точную поступь солдат». И довольно неожиданно (впереди ведь еще 7 глав!) во второй части этой главы ключевым становится слово «Победа», которое повторяется здесь семь раз! Победа не только во имя Отчизны, но и во имя живущих и грядущих.
В свете маршевого пафоса третьей главы собственно реквиемная тональность четвертой главы становится резким контрастом. Как и цвет ключевого словосочетания первой части: «черный камень». Именно этот гранитный черный камень «стал надгробьем для могилы неизвестного солдата». Он молчит, этот камень, словно чувствует свою вину за то, что под ним, «где-то под землею слишком долго спят солдаты, безымянные солдаты!» Вторая часть этой главы заставляет вспомнить и народные плачи, и знаменитый плач Ярославны. Стихи звучат как стон: этому способствуют аллитерация (повторение сонорного Н), и умело подобранная анафора:
А над ними травы сохнут,
А над ними звезды меркнут,
А над ним кружит беркут
И качается подсолнух.
И стоят над ними сосны.
И пора приходит снегу.
И оранжевое солнце разливается по небу.
Глава заканчивается неожиданно горьким выводом:
Умирал солдат – известным.
Умер –
неизвестным.
Но так быть не должно! Ведь его знали друзья, наверное, была невеста, и, самое главное, - «ведь еще живет на свете очень старенькая мама». Именно поэтому в пятой главе автор возвращает нас к тональности плача. Только в предыдущей главе это был голос самого поэта, а теперь проникновенно звучит голос этой самой «старенькой мамы». Данная глава – плач матери, которая обращается к ушедшему на войну сыну. Рождественский удивительно умело и органично пользуется фольклорными элементами. Это и обращения: «Ой, зачем ты, солнце красное», и постоянные эпитеты: «солнце красное», «белый свет», и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «кровиночка», «зернышко мое», «ластынька», «глазыньки». Как заклинание звучит повторяющийся вопрос: «Где же ты?». Так удивительно смог поэт понять материнское горе, так тонко, проникновенно смог передать его силой народного слова, что невозможно без слез читать эти строки.
Именно в контрастной по сравнению с предыдущей, шестой, главе становятся ясно видны традиции В. Маяковского в творчестве Р.Рождественского. В первом стихе автор обращается к грядущему, что было характерно для Маяковского. А вся вторая часть этой крошечной главки звучит совсем уже «по-маяковски»:
Грозишь частоколами
надолб,
пугаешь угластыми кручами
Но мы поднимем себя
по канатам,
Из собственных нервов
Скрученных!
Вырастем.
Стерпим любые смешки.
И станем
больше богов
И будут дети лепить снежки
Из кучевых облаков.
Окказионализм «угластые», анаколуф «надолб» (правильно в Родительном падеже множественного числа – надолбов), гиперболы-метафоры «нервы-канаты», «снежки из облаков», выражение «станем больше богов» - всё это очень напоминает раннего, эпатажного Маяковского. И звучит, на первый взгляд, диссонансом к предыдущей главе. Но я уже обращала внимание (на это указывает и заглавие) на то, что поэма построена по законам музыкального жанра, симфонии, где смена настроения, ритмов естественна и закономерна.
Это умозаключение подтверждает и седьмая глава, где даже указан ее «жанр»:
Это песня о
солнечном свете,
это песня о
солнце в груди
Именно слово «солнце», словно вышедшее из-за «кучевых облаков», становится ключевым здесь. Это глава- клятва «именем солнца», «именем жизни», «именем Родины», которую поэт произносит от лица «рожденных после победы», пришедших на смену погибшим, «чтобы жить и мечтать». Рефреном звучат слова, являющиеся смыслом того, во имя чего произносится эта клятва, как бы олицетворяющие собой неразрывную связь поколений:
то, что отцы не допели, -
мы допоем!
То, что отцы не построили, -
мы построим!
Восьмая глава заставляет нас вспомнить о начале поэмы, а значит, позволяет говорить об обрамлении, кольцевой композиции. Снова звучат интонации второй главы - обращение погибших к тем, кто живет после них. Они говорят «оттуда, из тьмы», «стучатся в наши сердца». Ключевыми становятся горькие их слова - «без нас». Жизнь продолжается: поют птицы, цветут черешни, «летят облака», «ветер колышет большие хлеба»- но всё это «без нас», то есть без тех, кто не вернулся с той, ставшей уже далекой, но от этого не менее страшной войны. И эти частые повторы к середине главы уже очень напоминают плач матери по сыну, звучавший в пятой главе.
Так в поэму снова входят трагические ноты реквиема, которые останутся и в девятой главе. Только местоимение «мы» сменяется на «я». И здесь впервые так отчётливо, ясно слышится голос автора-поэта:
Только б
допеть!
Только б
успеть!
Он взвалил на себя эту нелегкую ношу: донести до нас голоса всех, кто погиб, кто пережил эту страшную войну. И, обращаясь к судьбе, просит: пусть зреют хлеба, пусть будет ясной, мирной жизнь, а если «случится смерть», пусть она будет такой же гордой, как у тех, кто не вернулся с той страшной войны!
Десятая, заключительная, глава замыкает кольцо. Только по сравнению с первой вместо «слава» ключевым в ней становится слово-призыв «Помните!». Мы обязаны помнить о тех, «кто уже не придет никогда», мы должны помнить всегда, «какой ценой завоевано» наше счастье, мы должны своими делами, своей жизнью каждый день доказывать, что достойны этой памяти павших. В главе, как заклинание, звучит высокая, гражданственная лексика: «память павших», «будьте достойны». Нам кажется, что музыка, которая неслышно, такая разная, звучала во всех главах поэмы, раздается всё громче и громче, всё пафоснее, и вот на этой высокой ноте поэма и должна закончиться! Тем неожиданнее звучат последние слова поэмы: «Пожалуйста, помните!». Поистине, правы были древние: «Если хочешь, чтобы тебя услышали, - говори тише»! Потому что вдруг понимаешь: приказа можно ослушаться, можно «огрызнуться», а вот на такую тихую просьбу сердце откликается сразу само
Великая Отечественная война оказала огромное воздействие на развитие русской культуры. В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя лирика. В военное время она стала явлением уникальным. Все мотивы органически сочетались в передаче переживаний человека, вызванных грозным событием.
На протяжении всей послевоенной истории поэты продолжали и продолжают обращаться в своем творчестве к событиям тех грозных лет. Но теперь война уже воспринимается в прошлом и осмысливается её влияние как на жизнь конкретного человека, так и на жизнь всего общества. Скорбь о потерях в этих произведениях сочетается с обретением жизненной мудрости, стойкости, нравственной чистоты. Трагические и жизнеутверждающие мотивы соседствуют в них; они обращены не только в прошлое, но и в будущее. И как предупреждение, и как реквием.
Они заставляют нас размышлять и особенно бережно сохранять память о том, что было. Хранить память и передавать ее будущим поколениям. Особенно актуально это звучит сегодня, когда мы готовимся достойно встретить 70-летие Великой Победы. Думается, что лучшим подарком всем, прошедшим войну: и тем, кто еще жив, и тем, кто не дожил до этой даты, - будет наша светлая память о тех страшных днях. Недаром ведь говорится: «Если мы войну забудем, вновь придет война» И «Реквием» Р.Рождественского - неоценимый вклад в копилку этой памяти. Эти проникновенные строки – не только поминальная молитва обо всех погибших, не только заклинание-просьба помнить обо всех героях, известных и неизвестных. Это и низкий поклон всем тем, кто вынес на своих плечах эту страшную войну во имя светлых дней Победы!
Поэму Р.Рождественского невозможно не узнать. Эти стихи часто звучат на митингах, на торжественных собраниях. Но удивительно: они не затерялись, не затерлись, всегда звучат по-новому, как будто в первый раз. Каждый раз, когда их слышишь, подкатывает к горлу комок, на глаза навертываются слезы. И пока это так, память жива и активна, не порвана цепь, связующая поколения. И все жертвы были не напрасны. Мне кажется, что в честь знаменательной даты – 70–летия нашей Великой Победы – 9 мая 2015 года – обязательно снова должны звучать бессмертные строки поэмы Р.Рождественского «Реквием»!











13PAGE 15


13PAGE 14215




15