Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике Математическая карусель
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ»
для 8 классов
АВТОР: Зацаринная Юлия Сергеевна,
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ МБОУ СОШ №7
им. историка, профессора Н.И. Павленко
г.Ейск
2016 ГОД
Планируемые результаты:
. привитие интереса к изучению математики;
. расширение кругозора учащихся, повышение их интеллекта, общей культуры;
. развитие логического мышления, творческих способностей, интуиции и догадки;
. закрепление умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы;
. воспитание умения играть в команде, ответственности за конечный результат;
. знакомство и общение детей, увлеченных математикой.
Место мероприятия в учебном процессе:
проводится по плану работы в рамках недели математики
Актуальность темы, связь с современностью:
данное мероприятие позволяет показать значимость и ценность математических знаний, нацелить на успешное изучение учебного и дополнительного материала, формировать потребность в саморазвитии.
Форма проведения: состязание между командами 8 классов МБОУ СОШ №7 им. Историка, профессора Н.И. Павленко.
Творческий элемент в деятельности учителей: составление сценария мероприятия, подбор и обработка игровых заданий.
Оборудование:
. компьютер с мультимедийной приставкой;
. презентация «Математическая карусель. Разбор решения конкурсных задач»;
. эпиграф «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит »
М.В. Ломоносов;
. портреты выдающихся математиков;
. плакаты о значении математики;
. выставка книг по математике;
. игровой и наградной материалы.
План-конспект мероприятия:
1-ый ведущий:
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
2-ой ведущий:
Ты нам, математика, даешь,
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
1-ый ведущий:
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
2-ой ведущий:
Добрый день, дорогие любители математики! Мы рады приветствовать вас на районной познавательно – развивающей конкурс – игре «Математическая карусель».
1-ый ведущий:
Мы надеемся, что это мероприятие поможет увидеть красоту в математике, понять значимость и ценность математических знаний и будет способствовать тому, что учеников, влюбленных в «царицу всех наук» станет в каждой школе чуть больше.
2-ой ведущий:
Ну, а теперь очень коротко об условиях нашего состязания.
ПРАВИЛА КАРУСЕЛИ
Математическая карусель - это командное соревнование по решению задач. Побеждает в нём команда, набравшая наибольшее число очков.
Порядок решения задач.
Задачи решаются на двух рубежах - исходном и зачётном. В начале игры все члены команды располагаются на исходном рубеже, причем им присвоены номера от 1 до 6. По сигналу ведущего команды получают задачу и начинают её решать. Если команда считает, что задача решена, её представитель, имеющий номер 1, предъявляет ответ судье в письменном виде. Если задача имеет несколько вариантов решения, то правильным считается ответ, который содержит их все. Если ответ правильный, команда получает 1 балл, игрок №1 переходит на зачетный рубеж и получает задачу там, а члены команды, оставшиеся на исходном рубеже, тоже получают новую задачу. В дальнейшем члены команды, находящиеся на исходном и зачётном рубежах, решают разные задачи независимо друг от друга.
Чтобы понять следующую часть правил, надо представить себе, что на каждом рубеже находящиеся на нём члены команды выстроены в очередь. Перед началом игры на исходном рубеже они идут в ней в порядке номеров. Если члены команды, находящиеся на каком-либо из двух рубежей, считают, что они решили очередную задачу, ответ предъявляет судье игрок, стоящий в очереди первым. Если ответ правильный, то с исходного рубежа этот игрок переходит на зачётный, а на зачётном возвращается на свое место в очереди. Если ответ неправильный, то на исходном рубеже игрок возвращается на свое место в очереди, а с зачётного переходит на исходный. Игрок, перешедший с одного рубежа на другой, становится в конец очереди.
И на исходном, и на зачётном рубежах команда может в любой момент отказаться от решения задачи. При этом задача считается нерешенной. После того, как часть команды, находящаяся на каком-либо из двух рубежей, рассказала решение очередной задачи или отказалась решать её дальше, она получает новую задачу. Если на рубеже в этот момент нет ни одного участника, задача начинает решаться тогда, когда там появляется участник.
Начисление баллов.
За каждую верно решённую на исходном рубеже задачу команда получает 1 балл. За первую верно решённую на зачётном рубеже задачу команда получает 3 балла. Если команда на зачётном рубеже верно решает несколько задач подряд, то за каждую следующую задачу она получает на 1 балл больше, чем за предыдущую. Если же очередная задача решена неверно, то цена следующей задачи 3 балла.
Окончание игры.
Игра для команды оканчивается, если (а) кончилось время, или (б) кончились задачи на зачётном рубеже, или (в) кончились задачи на исходном рубеже, а на зачётном рубеже нет ни одного игрока.
Время игры = 40 минут.
Количество исходных задач = 20
Количество зачетных задач = 20.
После окончания игры в математическом кафе вас угостят чаем с математическими «изюминками».
2-ой ведущий:
Компетентное жюри в составе Романовой Л.В. и Довженко Н.В. оценит результаты каждой команды на каждом рубеже и по завершению мероприятия определит победителей и призеров.
1-ый ведущий:
Начнем наше состязание с приветствия команд.
Команды, в составе 6 человек от класса, называют класс и девиз.
2-ой ведущий:
Что ж, пора приниматься за дело.
Пусть не будет у вас неудач!
Вы сейчас отправляетесь смело
В мир загадок и сложных задач.
Звучит сигнал. Учащиеся начинают выполнять задания.
Спустя 40 минут
Жюри проверяет работы участников игры, подсчитывают результаты работ в оценочных листах.
Учащиеся проходят в соседний класс, где им предлагаются распечатки решений конкурсных задач.
Подведение итогов. Награждение победителей.
1-ый ведущий:
Игра закончилась. Задачи решены.
Назвать мы победителей должны.
Председатель жюри называет победителей, вручает грамоты.
2-ой ведущий:
Вас за участие в игре благодарим
И напоследок вам сказать хотим:
1-ый ведущий:
Чтоб уверенно всем
По планете шагать,
Надо прежде всего
Математику знать!
2-ой ведущий:
Всего вам доброго, ребята!
Рефлексия
В игре ведь всякое бывает,
И в ней не каждый побеждает.
Удача может улыбаться!
А проиграл? Не стоит огорчаться!
Ведь что-то новое узнали,
Смелей, увереннее стали!
Друзей здесь новых обрели,
Не зря же вы сюда пришли?!
КАРТОЧКИ С ЗАДАЧАМИ 7-9 класс
Исходная №1
У мальчика столько же сестер , сколько и братьев; а у сестры его вдвое меньше сестер, чем у братьев. Сколько всего братьев и сестер?
Зачётная №1
Чему равно значение выраженияКАНГАРОО + 10000 АРОО-10000КАНГ, если разные буквы обозначают разные цифры?
Исходная №2
В саду живут куры и кролики. Число голов всех животных равно 50,а число ног-160. Сколько в саду кур и сколько кроликов?
Зачётная №2
Решите ребус: Б+БЕЕЕ=МУУУ.
Исходная №3
Стали вороны садиться по одной на березу - не хватило одной березы; стали садиться по две одна береза оказалась лишней. Сколько было ворон и сколько берез.
Зачётная №3
На прямолинейном участке пути расположено четыре остановки А, В, С, Д. Известно, что расстояние между остановками А и Д равно 1 км, между В и С -2 км, а между С и Д- 5 км. Определите расстояние между остановками А и С.
Исходная №4
В феврале 2004 года было 5 воскресений. Какого числа было четвертое воскресенье?
Зачётная №4
4 коровы черной масти и 3 коровы рыжей масти за 5 дней дали такое же количество молока, что и коровы черной масти и 5 коров рыжей масти за 4 дня. Какие коровы более производительны- черные или рыжие?
Исходная №5
4 маляра окрашивают 6 комнат за 5 часов. За какое время 12 маляров окрасят 18 комнат?
Зачётная №5
Решите ребус:
КОЗА +КОЗА=СТАДО
Исходная №6
Учитель предложил решить Саше 6 задач. За каждую нерешенную задачу учитель давал ему 2 дополнительные задачи. В итоге Саше пришлось решать 14 задач. Сколько задач Саше не удалось решить?
Зачётная №6
Нарисуйте 8 точек и соедините их отрезками так, чтобы отрезки не пересекались, и каждая точка была бы вершиной ровно 4 отрезков.
Исходная №7
Три поросенка Наф-Наф, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф решили построить дом. Каждый из трех поросят купил по 12 бревен и распилил их на 30 однометровых чурбаков. Длина каждого из купленных бревен была равна либо двум, либо трем, либо четырем метрам. Сколько всего распилов пришлось сделать трем поросятам?
Зачётная №7
Из пункта А в пункт В ведет единственная дорога длиной 15 км. В 9 часов 30 минут со скоростью 4 км/ч из А в В отправился пешеход. На следующий день , выйдя в 11 часов, он отправился в обратный путь со скоростью 5 км/ч. Оба раза пешеход перешагивал через единственный ручей, пересекающий дорогу, в одно и то же время. В каком часу это было?
Исходная №8
Сколько существует двузначных чисел, представимых в виде суммы двух натуральных чисел, каждое из которых кратно 11 или17.
Зачётная №8
·
?
15
·
12
Что нужно поставить вместо знака вопроса
Исходная №9
За новогодним столом сидят 20 человек, 16 из них носят имя Саша. В полночь они рассядутся за круглым столом, и каждый загадает одно желание. Исполнится же желание лишь у тех, кто будет сидеть между двумя Сашами. Какое наибольшее число желаний может исполниться?
Зачётная №9
Расставьте числа 2, 4, 6, 8, 12,14, 16, 18 так, чтобы сумма равнялась 30.
10
Исходная №10
Барон Мюнхгаузен и его слуга Томас подошли к реке. На берегу они обнаружили лодку, способную перевести лишь одного человека. Тем не менее они переправились через реку и продолжили путешествие. Могло ли так быть?
Зачётная №10
В непрозрачном мешке лежат 5 белых и 2 черных шара.
Сколько шаров надо вытащить, чтобы оказался хотя бы один белый и хотя бы один черный?
Исходная №11
Шапокляк в 5 раз тяжелее Чебурашки и на 30 килограммов легче Гены. Сколько весит Чебурашка, если они все трое вместе весят 140 килограммов?
Зачётная №11
В непрозрачном мешке лежат 5 белых и 2 черных шара.
Какое наименьшее число шаров надо вытащить из мешка, чтобы среди них обязательно оказался хотя бы один белый шар?
Исходная №12
Какова наименьшая сумма пяти различных современных российских монет (в копейках)?
Зачётная №12
В непрозрачном мешке лежат 5 белых и 2 черных шара.
Сколько шаров надо вытащить, чтобы среди них оказались 2 шара одного цвета?
Исходная №13
15
41
26
19
?
12
Зачётная №13
Расставьте числа 4, 6. 7, 8, 9, 10, 11, 12 так, чтобы сумма равнялась 24.
8
5
Исходная №14
26
20
14
19
?
31
Зачётная №14
Расставьте числа 1, 4, 6. 7, 8, 9 так, чтобы сумма равнялась 15.
5
3
2
Исходная №15
Слова зашифровали с помощью цифр:ваза-3191, дед-565. Как зашифровали слово жаба?
Зачётная №15
Расставьте числа 2, 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы сумма равнялась 6.
1
1
1
Исходная №16
Верно ли, что: фигуры с равными площадями имеют равные периметры. Ответ обоснуйте.
Зачётная №16
В 10-этажном доме на первом этаже живет 1 человек, на втором – 2, на третьем -3, на четвертом – 4, , на десятом -10. На каком этаже лифт останавливается чаще всего?
Исходная №17
В саду растут яблони и вишни. Если взять Ѕ всех вишен и ј всех яблонь, то тех и других будет поровну. Всего в саду 360 деревьев. Сколько яблонь и вишен в саду?
Зачётная №17
В двух кошельках лежат две монеты, причем в одном кошельке монет вдвое больше, чем в другом. Как такое может быть?
Исходная №18
Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы?
Зачётная №18
В непрозрачном мешке лежат 5 белых и 2 черных шара
Какое наименьшее число шаров надо вытащить из мешка, чтобы среди них наверняка оказались 3 белых и 1 черный шар?
Исходная №19
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду и почему?
Зачётная №19
По какому правилу составлен ряд чисел, и запишите следующее число:
1; 4; 9; 16; .?.
Исходная №20
Первый слог то означает,
Что летом при дожде бывает.
Второй – у казака в почете,
Вы на лице его найдете.
Зачётная №20
По какому правилу составлен ряд чисел, и запишите следующее число:
2; 5; 11; 23; 47; .? .
Ответы
КОМАНДА_________________________________________
Исходный тур
1.
( 4 брата и 3 сестры.)
11
(10 килограммов.)
Бал.
Бал.
2
(20 кур и 30 кроликов.)
12
(166 копеек = 1 рубль 66 копеек. 1 коп, 5 коп, 10 коп, 50 коп, 1 руб.)
Бал.
Бал.
3
(4 вороны, 3 березы.)
13
31
Бал.
Бал.
4
(22 февраля.)
14
25
Бал.
Бал.
5
(За 5 часов.)
15
(жаба-8121.)
Бал.
Бал.
6
(4 задачи.)
16
(нет, например прямоугольник со сторонами 2 и 8 и квадрат со стороной 4.)
Бал.
Бал.
7
(54 распила.)
17
(Яблонь- 240; вишен-120.)
Бал.
Бал.
8
(31 число.)
18
Семеновна;
Бал.
Бал.
9
15
19
нет, так как это будет ночь
Бал.
Бал.
10
(Да, они подошли с разных берегов реки.)
20
Град-ус
Бал.
Бал.
Общее количество баллов за исходный тур _______________
КОМАНДА_________________________________________
Зачетный тур
1
(АРООАРОО.)
11
3 шара
Бал.
Бал.
2
(1+1999=2000.)
12
3 шара
Бал.
Бал.
3
6 км.
13
11
4
9
6
8
10
7
12
5
Бал.
Бал.
4
( Рыжие.)
14
6
1
8
7
5
3
2
9
4
Бал.
Бал.
5
( 8653+8653=17306.)
15
3
1
2
1
2
3
2
3
1
Бал.
Бал.
6
(Вариантов много)
16
на первом
Бал.
Бал.
7
(12ч. )
17
один кошелек лежит внутри другого
Бал.
Бал.
8
11 - число букв
18
6 шаров
Бал.
Бал.
9
12
2
16
14
10
6
4
18
8
19
25
Бал.
Бал.
10
6;
20
95.
Бал.
Бал.
Общее количество баллов за зачетный тур _______________
Общее количество баллов за исходный тур _______________
Итоговое количество баллов _______________
Заголовок 115