Научно-исследовательская работа по литературе на тему К 95-летию Бориса Заходера
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кощаковская средняя общеобразовательная школа Пестречинского района Республики Татарстан
Исследовательская работа
К 95-летию Бориса Владимировича Заходера.
Выполнила: ученица 9А класса
Вуколова Оксана Валерьевна
Руководитель: Шмелева Галина Александровна, учитель русского языка и литературы
2013 год
Писатели-юбиляры. Среди них – Борис Владимирович Заходер. Ему исполнилось бы 95 лет. Но бывают люди, на века остающиеся молодыми. Именно таким и является мой любимый писатель. Среди его произведений и стихи, и сказки, и переводы, признанные во всём мире. Герои его произведений стали добрыми спутниками нашей жизни.
В чём же секрет такого успеха? Почему не «стареет» мир героев известного писателя? Почему современные дети, воспитанные на «компьютерных технологиях» с удовольствием читают и перечитывают «Алису в стране чудес» и «Винни-Пуха», знают наизусть «Мартышкино завтра».
В этих вопросах я постаралась разобраться, изучая воспоминания о Борисе Владимировиче Заходере, перечитывая его произведения. Кроме того, соприкасаясь с творчеством мастера, невольно начинаешь пробовать свои силы: а я смогу? Это очень интересно. Конечно, настоящие стихи – это вершина айсберга, и до неё добраться очень трудно. Кажущаяся лёгкость и простота обманчивы. Но так велико желание! А вдруг получится?
В мире героев Бориса Заходера.
В. В. Маяковский в стихотворении «Кем быть» рассуждал над проблемой, которая волнует в определённый момент каждого человека:
У меня растут года
Будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
Чем заниматься ? Волновал этот вопрос и Бориса Владимировича Заходера, выпускника московской образцовой школы № 25 1935 года. Выбор жизненного пути был сделан не в один день: ученик токаря на заводе, студент Московского авиационного института, биологический факультет Казанского университета, Литературный институт им. М. Горького, технические переводы, разведение аквариумных рыбок…И все-таки мир литературы оказался сильнее:
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии.
Там царствует фантазия
Во всём своём всесилии.
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
Если вы хотите весело посмеяться и при этом узнать очень много полезного - почитайте произведения замечательного писателя, переводчика и поэта Бориса Владимировича Заходера.
Родился он в Молдавии и назвали его в честь деда. Его дед — Бо́рух Бер-За́лманович Заходер (1848—1905), был первым казённым раввином Нижнего Новгорода (1874). Это очень хорошо, когда в честь дедов называют внуков, потому что вместе с именем к внукам переходит все самое хорошее, что было у дедов. Родители писателя тоже были людьми замечательными. Военные события Первой мировой войны стали причиной их встречи: тяжелораненый вольноопределяющийся Владимир Борисович Заходер встретил в госпитале свою будущую жену- сестру милосердия Полину Наумовну Герценштейн. В городе Кагуле 9 сентября 1918 года родился у них сын Борис. Родители будущего писателя были людьми образованными: отец работал юрисконсультом, любил русскую литературу, сам писал стихи; мать знала несколько языков, занималась техническими переводами, работала в Центральном Аэрогидродинамическом институте. С раннего детства прививали они сыну любовь к поэзии, музыке, языкам, естественным наукам. Будущий писатель поражал своих сверстников прекрасной памятью, запоминал целые станицы текста, придумывал сказки и загадки, всерьёз занимался философией.
Как детский поэт Заходер дебютировал лишь в 1947 году, опубликовав в журнале «Затейник» весёлое стихотворение «Морской бой»:
Что за шум на задней парте?
Ничего нельзя понять!
Кто-то там шипит в азарте:
-Е- один!
-А- шесть.
-К- пять!...
За плечами писателя были уже две войны: советско-финская и Великая Отечественная, Литературный институт и трудные годы выживания, когда его упорно не хотели печатать. Несмотря ни на что Борис Владимирович Заходер всю жизнь умел радоваться каждому дню и дарил эту радость людям. В стихотворении «Товарищам детям» он признаётся:
Хочу, чтобы вы,
Дорогие читатели,
Недаром
За чтением время потратили…
А если захочется вам
Посмеяться,
То этого тоже
Не надо бояться.
Ведь если смеются
Товарищи дети,
Становится сразу
Светлее на свете!
Невозможно без улыбки читать «Мартышкино завтра» (1956 год), и в то же время стихотворение очень поучительное. Писатель посвятил его своему сыну. Сначала нам мартышку очень жалко, потому что она, бедолажка, мокнет и мерзнет ночью под проливным дождем:
Плохо, очень плохо
Маленькой Мартышке!
Ручки посиневшие
Спрятала под мышки,
Съежилась на ветке,
Кашляет, чихает...
Правда, Мартышка быстро соображает, что она похожа на людей, поэтому ей нужен дом. Мы-то, наивные, верим, что бедная мартышка, наученная горьким опытом, обязательно обзаведется своим жильем, да и сама она мечтает об этом:
До чего же хочется
Жить в своей квартире!
Руки так и чешутся,
Сразу все четыре.
Но не тут-то было! Лишь только пригрело солнце, беды мартышки ушли в прошлое. Следует заметить, она целый день успокаивала себя, что дом строить будет. Даже гостей к «полшестого…на завтра» пригласила. Гости у нее избранные, только те, кто не кусается. Но наступает «завтра», а наша героиня беззаботно отдыхает, посмеивается над мышатами, которые строят свой домик. Гости мартышки, так же, как мы, поверили обманщице, и пришли на новоселье. Мартышка осталась мартышкой, вместо того, чтобы извиниться, она еще и смеется над ними:
До чего я ловко
Всех перехитрила!
При-и-ходите за-а-автра,
Я же говори-и-ла-а! …
Это стихотворение не только детям интересно читать, но и взрослым полезно бы вспомнить. К сожалению, многие взрослые, как и дети, любят откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, а потом и вовсе забывают свои обещания. Запоминаются финальные строчки:
Посвящаю книжку
Своему сынишке,
Чтобы он поменьше,
Подражал Мартышке!
Стихотворение «Кошка Вьюшка» похоже на весёлую сказку. В зачине присутствуют почти все кошки и коты, которые живут в литературе с незапамятных времён:
...Кот, Который Наплакал...
...Кот Ученый... Чеширский Кот...
...Кошка из Кошкина дома...
...Первая Кошка (КотораяБродила Сама по Себе)...
Кошки Древнего Египта, Кот в Сапогах
Но кошка Вьюшка не похожа ни на кого. Она особенная: спит там, где просто немыслимо спать.
Нет места в нашей квартире,
Где бы она не спала -
От А (бажура)
До Я (щика письменного стола).
Мы понимаем, что это преувеличение, но все равно читаем про проказницу. Просто почти все люди любят котят и кошек, ведь они такие ласковые, веселые, пушистые. Они живут рядом с нами, намурлыкивают нам свои сказки. Я тоже попробовала сочинить про свою кошку стишок. Конечно, я не поэт, но очень старалась:
«Глупая кошка»
Дождик с крыши
Кап, да кап-
Сыро для кошачьих лап.
Надо бы сапожки
Смастерить для кошки.
Я взяла пакетики,
Пришила к ним резиночки,
Стала кошку обувать,
Чтоб ей лапки не марать.
А она, махнув хвостом,
Убежала босиком!
… Настоящие поэты и писатели знают очень много. Например, Борис Владимирович Заходер серьезно увлекался биологией. Он учился и в Московском, и в Казанском университете: Поэтому его сказки похожи на учебники. Мне такой показалась сказка «Жил-был Фип» (1977 г.). Из нее мы узнаем не только историю, которая произошла с главным героем, но и то, где и как живут, чем питаются, чем отличаются друг от друга насекомые, птицы, пресмыкающиеся, животные. Кроме того автор учит правильно произносить очень трудные слова: « Вместе с тысячами - если тебя интересуют цифры, могу сказать точно: вместе с 39312 (знаешь, как это произносится? С тридцатью девятью тысячами тремястами двенадцатью) - братьями и сестрами он появился на свет…» Маленький Фип разгадывает очень трудную загадку: не птица, а летает; не птица, а поёт; не птица, а строит гнездо… . Такую загадку и взрослому отгадать трудно, а Фипу всего 3 дня, он «желтый пушистый комочек»,который выпал из коробки. Но у этого «комочка» очень большая сила воли. Он не умер с голода, не отчаялся, не потерял веру в добро. Фип упорно шёл к своей заветной цели - и нашёл своих: «Лучше этого Фип еще ничего не слыхал в своей богатой приключениями жизни. И лучше этой картины он не видел: совсем неподалеку на лужок вышла птица - большая, красивая, пестрая, а за ней, весело попискивая, поспевала целая дюжина таких же желтых пушистых комочков, как сам Фип».Как тут не поверить мудрой поговорке: кто ищет, тот всегда найдёт.
В стихотворении «Волчок» происходит удивительное превращение: злой и сердитый волчок, который всегда воет, кусается превращается в детскую игрушку, которую мы почему-то называем «волчок». Если его раскрутить, то действительно получается звук, отдалённо напоминающий волчий вой, но уже затихающий. Осмелюсь рассказать об этом стихотворением, которое сочинила прямо сейчас:
Раскрутила я волчок и любуюсь,
Словно радуга бочок:
-Вью-усь, вью-усь…
Вьётся кругом, ловко так,
Не ухватишь…
Почему же ты волчок?
Что ты значишь?
Только вдруг, сделав круг,
На бочок лёг волчок –
И молчок.
Стихотворение «Кит и кот» посвящается К. Чуковскому. Построено оно на игре: измени одну букву- и вместо огромной рыбы увидишь хитрую усатую морду и хвост трубой. Когда мы делаем ошибки, то злимся: «Подумаешь, одна буква!» Б. Заходер с улыбкой объясняет, что и одна ошибка может вызвать большой переполох. Видимо, писателю на всю жизнь запомнилась записка, написанная им в шестилетнем возрасте, когда он решил убежать из дома. Отец прочитал её гостям: «Сиводня я ухажу навсигда». Смех гостей был страшнее всякого наказания. С тех пор, как признавался сам писатель, он старался «писать получше - без ошибок».
В 1958 году Заходер был принят в Союз писателей и в этом же году появился у него «приёмный сын»: «Наша встреча произошла в библиотеке, - вспоминал писатель,- где я просматривал английскую детскую энциклопедию. Это была любовь с первого взгляда: я увидел изображение этого симпатичного медвежонка, прочитал несколько стихотворных цитат - и бросился искать книжку. Так наступил один из счастливейших периодов моей жизни- дни работы над «Пухом». Наверно, нет ни одного человека, прочитавшего «Винни - Пуха…» и не полюбившего его героев. Считалось, что книга А .А. Милна «непереводима», поэтому Борис Заходер «решил сперва выучить Винни и его друзей объясняться по-русски». Книга, которая в результате получилась, стала настолько русской, что переводчика стали считать настоящим соавтором. Сам Борис Заходер говорил, что старался писать так, как «писал бы автор, если бы он писал на языке перевода»:
-Не знаю сам,
Своими ли словами
Я излагаю
Сказанное вами
Или-
Ещё не сказанное вами
Я выражаю
Вашими словами.
Винни-Пух, Пятачок, Кролик, Ослик давно уже вышли за пределы доброй, весёлой и поучительной сказки. О них сняты мультфильмы, поставлены пьесы, про них сочиняют смешные истории и анекдоты. Сказочные герои очень похожи на людей. Они ходят друг к другу в гостит, совершают открытия , сочиняют «вопилки» и «пыхтелки», мечтают…Их мир очень добрый, поэтому им всегда светит солнце, а печаль и грусть не могут быть долгими. Многие фразы из этой замечательной книги стали крылатыми: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро», «Не будем говорить кто, хотя это Кролик»…
Мир произведений Б. В. Заходера удивительный: он открыт и для детей, и для взрослых, и для бабушек и дедушек. Писатель обращается к каждому из нас:
Ты-
Вдохновенный и озарённый,
Ты, мой читатель,
Душой одарённый , -
Ты мне нужнее, чем сердце в груди,
Жду. Приходи. И мы приходим в этот мир. Приходим и становимся верными друзьями «старого товарища Бориса Заходера», как он сам себя называл.
Литература.
Заходер Борис Владимирович. Русские писатели хх век. Библиографический словарь. М.:Просвещение, 1998.
Заходер Борис Владимирович. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов. «Свободный ум». М. Баласс,1999.
Андреева М., Короткова М. «Товарищам детям!» Литературная игра по произведениям Б. В. Заходера. Читаем, учимся, играем. М.-2003 -№ 7
Мои стихи: «Глупая кошка», «Загадка волчка».