Коммуникативный подход при организации работы студентов над анализом художественного произведения
Ранцева И.П.,
преподаватель русского языка и литературы
Коммуникативный подход при организации работы студентов над анализом художественного произведения
Чтение – вот лучшее учение!
А.С. Пушкин
Современный подросток, юноша, девушка – спросите его, читает ли он. В лучшем случае ответит, что читает вывески магазинов или сообщения в телефоне или по интернету.
Поэтому, глядя на современных молодых людей, становится грустно: меняются приоритеты, книга перестаёт быть авторитетом для них. А педагогу русского языка и литературы вообще сложно: заставить (именно так) прочитать какое-либо произведение вообще сложно, а заинтересовать и того тяжелее. В связи с этим в педагогике возникла острая необходимость разнообразить методы и приёмы преподавания, и для этого возникают различные технологии обучения. Время диктует особые условия. Современному обществу сегодня нужен не просто грамотный исполнитель, а личность, ориентированная на творческое восприятие жизни, в условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать обучающегося к современной жизни, а значит, научить его самостоятельно осваивать и систематизировать знания, научить проявлять инициативу, воспитывать коммуникативную культуру. Такие возможности даёт коммуникативно-деятельностный подход к обучению.
Этот подход способствует развитию инициативности обучающихся, их способности к творческому поиску. Они должны ощущать, что вся система работы ориентирована на их непосредственную деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые учитываются при организации общения на уроке.
На уроках литературы важно использовать коммуникативный подход к художественному произведению, то есть обращение к нему как к особому общению между писателем и читателем.
Преподаватель должен помочь студентам увидеть глубину художественного произведения, вовлечь их в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Литература позволяет увидеть человека «изнутри», заглянуть в его мир. Урок должен вызвать эмоциональный отклик, обогащать духовный мир студентов.
При реализации коммуникативной компетенции формы методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. На уроках должны присутствовать сотрудничество и сотворчество преподавателя и студента.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
все виды пересказа
анализ сцен и эпизодов
учебный диалог
ролевые игры
обсуждения, дискуссии
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
сочинения и изложения, доклады
подготовка сообщений
участие в конкурсах сочинений
Исследовательский метод, дискуссии, технология «критического мышления», групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат студентов отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Эффективным средством, позволяющим успешно влиять на формирование коммуникативной культуры студентов, является учебный диалог.
Диалог - это возможность взаимодействия друг с другом. Он требует уважения и доверия друг к другу, готовности принимать позицию другого, особенной эмоциональной атмосферы, способствующей искренности в выражении мыслей и чувств. Диалог часто начинает преподаватель, ставя перед студентами проблемный вопрос. Когда обучающиеся начинают выдвигать аргументы, главная задача преподавателя – выслушать эти аргументы, помочь студентам выйти на свое личное знание о предмете диалога, знание, основанное на собственном наблюдении, собственном размышлении.
Обучению диалогическому общению во многом может способствовать анализ образцов диалогов, содержащихся в художественных произведениях.
Примеры диалогов: диалоги-споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»; внутренние диалоги Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и др.
На уроке могут использоваться индивидуальные, парные, групповые формы работы. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать. Групповые формы работы помогают наиболее эффективно реализовать коммуникативный подход и компетентностный подход на практике. Такая форма работы на уроках литературы позволяет активно включать обучающихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие литературы. Общаясь, студенты непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют.
Примеры групповых заданий на уроках литературы
При подготовке к уроку «Поэзия периода Великой Отечественной войны» студенты разделяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку.
1-я группа («исследователи») готовит краткое сообщение о К. Симонове, А. Твардовском, О. Берггольц.
2-я группа («чтецы») готовит чтение стихов наизусть - 1 каждого автора.
3-я группа – «оформители» - оформляет к уроку кабинет.
4-я группа («актёры») инсценирует отрывок из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин» или стихотворение К.Симонова «Жди меня».
Актуальна работа по созданию совместных проектов. Студенты делятся на группы, в каждой из которых есть художники, чтецы, музыканты. Они создают видеоинтерпретацию изучаемого стихотворного текста: музыканты подбирают музыкальное сопровождение, обосновывают ее выбор, художники создают видеоряд, чтецы воспроизводят выразительное прочтение стихотворения. Помимо того, что усваивается программа, студенты еще и приобщаются к радости созидания, радости творчества.
Или, как правило, деля обучающихся на группы, предполагается работа не только с текстом произведения, но и с дополнительной литературой. К примеру, к уроку по теме «В смятеньи мы Что нужно человеку?» (А.Чижевский) по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» было домашнее задание по группам: создать цветопись Родиона Раскольникова. Это задание предполагает знание не только текста произведения, но и знание того, что обозначают цвета, их соотнесение с героем, а также умение защитить свою работу, умение работать в группе. На уроках довольно часто даются творческие задания группам: написать монолог какого-либо героя (если нужно, то даже придуманного, например, Душа Раскольникова), создать цветопись на уроке за 5-7 минут одного или двух героев (Раскольникова и Сони Мармеладовой) во взаимодействии.
На уроках-исследованиях по литературе можно организовать поисковую деятельность обучающихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Данный групповой метод позволяет достичь высокой степени самостоятельности обучающихся в интерпретации литературоведческого материала: отбор фактов, форма изложения, способ оформления и защиты.
Что же дает самим учащимся обучение в сотрудничестве?
1. Осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы.
2. Осознание творческой взаимозависимости членов группы.
3. Умение вести диалог, идти на компромисс, уважать мнение других.
4. Интенсивное творческое общение между учащимися.
Регулярное обсуждение всей группой промежуточных итогов работы повышает ее эффективность.
Если преподаватель сумеет правильно направить большую увлеченность студентов информационными технологиями, то этот фактор станет мощным инструментом в развитии мотивации изучения литературы.
Анализ эпизода занимает важное место в изучении эпических, лироэпических и драматических произведений. Преподаватель отбирает ключевые, опорные эпизоды, анализ которых должен дать студентам целостное представление о произведении.
Урок литературы должен быть интересным, разнообразным, ёмким, содержательным и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно-психологической.
Коммуникативный подход к художественному произведению способствует развитию стремления обучаемого к правильному взаимодействию с окружающим миром.
В своей работе преподаватель должен ориентироваться на мудрое суждение Л.Н.Толстого, который говорил, что искусство «есть необходимое для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах».
Определяя направление работы над художественным произведением и ее основные этапы, педагог руководствуется:
а) образовательно-воспитательными задачами уроков классного чтения;
б) спецификой художественного произведения как произведения искусства;
в) особенностями восприятия художественного произведения обучающихся с учетом их возрастных возможностей.
Художественное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. В произведении образ не статичен, он дан в развитии. По мере развития сюжетной линии произведения образ раскрывается перед читателем все новыми сторонами. Данная особенность требует работать над произведением с целостного его восприятия, т. е. с синтеза (чтения произведения целиком). Анализ следует за синтезом и делает возможным переход к синтезу более высокого качества. Но подчас педагог сталкивается с тем, что обучающийся не знает, как анализировать то или иное произведение прозаического или стихотворного жанра, поэтому с течением времени выработался определенный алгоритм, согласно которому и работают обучающиеся.
План анализа художественного произведения (проза):
особенности композиции, сюжета, жанра;
тематика, проблематика;
система персонажей, их краткая характеристика;
авторская позиция (отношение к изображаемым событиям);
смысл заглавия;
тема, идея, основная мысль произведения.
План анализа стихотворного произведения:
Название, автор стихотворения.
Кем и когда написано стихотворение.
Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение и т.д.).
Центральная тема. Тематическая направленность (пейзажная, философская, любовная, гражданская лирика).
Черты художественного направления, к которому относится произведение (романтизм, реализм, символизм и т.д.).
Основная мысль стихотворения – в каких строчках это подтверждается (цитата).
Есть ли лирический герой, каково его настроение - цитата.
Особенности композиции: деление на части, главки, строфы; соединение образов, лейтмотивом.
Средства поэтического языка: звуковая и ритмическая организация,
а) художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь;
б) особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.);
в) некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т.д.
Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания.
Идея стихотворения.
Или:
Краткий анализ стихотворного произведения:
Тема стихотворного произведения.
Основная мысль – цитата.
Лирический герой – краткая характеристика, цитаты.
Основной мотив стихотворения.
Идея.
Анализ не должен быть случайным, фрагментарным, не должен сводиться к простой передаче впечатления или пересказу. Анализ лирического стихотворения выявляет соответствия между распределением грамматических категорий и метрическими, строфическими корреляциями, семантикой текста. Анализ поэтического текста включает в себя решение трёх вопросов: истолкование, восприятие, оценка. Речь может идти о личном интеллектуально-эмоциональном восприятии стихотворения. Обучающийся может написать о том, какой отклик нашло в нём это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], какие мысли и чувства вызвало.
Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками.
Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. Анализировать необходимо с учётом контекста творчества автора и русской поэзии в целом, а также своеобразия лирики как рода литературы.
Оценка – это замечание о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, литературе в целом.
Оценка – это и точка зрения других авторов, и собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа произведения.
При организации анализа художественного произведения необходимо иметь в виду, что беседа и перечитывание текста в разных видах должны быть целенаправленными, вопросы целесообразными. Приемы работы с литературным произведением формируют те или иные читательские компетенции: воссоздающего воображения, понимания различных видов информации текста, освоения идейного содержания.
Сложность работы над словом в контексте художественного образа заключается в том, что оно отличается многозначностью (в отличие от познавательных текстов). Работа должна быть направлена на то, чтобы помогать обучающимся уяснять образный смысл произведения, мысли и чувства писателя, которые воплощаются в подборе лексики, в ритме фразы, в каждой художественной детали. Поэтому для языкового анализа выбираются те слова и выражения, которые помогают лучше понять образный смысл произведения (рисуют картины природы, выявляют авторские чувства) и в то же время наиболее выразительны и точны.
После выделения слова или выражения осознаётся их роль в тексте, то есть определяется, какие чувства (мысли) заключены в них (Почему поэт так назвал ... ? О чём это говорит? Какое чувство испытывал писатель, наблюдая картину ...?).
Элементы проблемного анализа литературных произведений входят в практику обучения. Считаясь с реализмом читателей, проблемную ситуацию нужно строить с опорой на событийную основу произведения, на нравственные коллизии.
Характерными чертами проблемных вопросов являются:
1) наличие противоречия и возможность альтернативных ответов;
2) увлекательность;
3) соответствие природе произведения;
4) ёмкость, то есть способность охватить не только единичный факт, а широкий круг материала, что поможет выявить общее в единичном.
Анализ художественных образов.
В силу того, что основной элемент художественной литературы - образ, анализ художественного произведения - это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии.
В процессе разбора обучающиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и так далее), и смысл этого образа, то есть нагрузку, которую он несёт в общей структуре произведения.
Хорошим приемом при анализе произведения является постановка вопросов к тексту. Это продуктивный вид деятельности обучающихся на уроке литературы.
К. Д. Ушинский писал, что правильно поставленный вопрос есть уже половина ответа. Однако обучающиеся способны формулировать лишь предельно конкретные и предметные вопросы: «Что вы поняли из прочитанного?»; «Как ведут себя герои?» Методика постановки вопросов может быть следующей: сначала анализируются готовые вопросы в учебнике; потом выделяют ту часть текста, к которой надо задать вопрос и перечитывают ее, предлагают подумать над формулировкой вопроса. Надо добиваться, чтобы вопросы обучающихся были ориентированы на освоение когнитивной информации, понимание смысла слов, постижение образов героев. С этой целью необходимо обучающихся ориентировать на формулировку вопросов, которые бы начинались, например, со слов «почему», «зачем». Так они учатся с помощью вопросов к тексту разговаривать друг с другом по поводу текста, т.е. интерпретировать его.
Не следует забывать о вопросах, выявляющих отношение студентов к прочитанному, например: «Что вам хочется сказать об этом произведении?»; «Какие мысли и чувства вызвал у вас этот роман?» С помощью таких вопросов выявляется, актуализируется, формируется личностное отношение обучающихся к произведению.
Проблемный вопрос, как правило, обнажает связи отдельных элементов художественного текста с общей концепцией произведения. Чтобы превратить проблемный вопрос в проблемную ситуацию, надо обострить противоречия, сопоставить разные варианты ответов.
Постановка вопросов проблемного характера целесообразна при чтении тех произведений, где есть ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий и поступков, этических проблем, затронутых писателем.
Анализ развития действия предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементами (эпизод, глава и т.д.). При этом задача учителя - найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения и органичную связь части с целым.
Иногда анализ развития действия включает в себя и анализ композиции, раскрывающей логику развития авторской мысли. Безусловно, это сложно, так как требует умения обобщать, абстрактно мыслить. В практике такой анализ применяется редко.
Плодотворен бывает анализ, который начинается с ключевой (кульминационной) сцены, где затронуты главные вопросы, волнующие писателя. Большое значение для понимания содержания текста имеют также начало (экспозиция и завязка) и конец (развязка), так как они наиболее полно выражают тему и идею художественного произведения. Именно над этими эпизодами необходимо проводить специальную работу на уроках литературы в рамках целостного анализа развития действия.
Далее можно практиковать работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока. В этот период ЭОР (электронные образовательные ресурсы) по предметам и электронные энциклопедии воспринимаются обучающимися в основном как источники информации.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
- как форма проверки домашнего задания;
- как способ создания проблемной ситуации;
- как способ объяснения нового материала;
- как форма закрепления изученного;
- как способ проверки знаний в процессе урока.
Использование ИКТ на уроках подобного типа – одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей, отражение структуры выступления.
Во всех случаях ИКТ выполняют функцию «посредника», «который вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром». В результате учитель и обучающийся не только овладевают информационными технологиями, но и учатся отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, а также создавать собственные медиатексты.
Возможности медиаресурсов на этапе подготовки к уроку
Рассмотрим конкретные примеры использования медиаресурсов на уроках.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение обучающихся, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.
Эту проблему помогают решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом, а зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Компьютер, конечно, не может на уроке заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.
Учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе позволяют решить ряд проблем:
повысить интерес обучающихся к предмету;
повысить успеваемость и качество знаний обучающихся;
сэкономить время на опрос обучающихся;
дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;
помогают и учителю повысить уровень своих знаний, профессионализма.
Владея информационно-коммуникационными технологиями, учитель имеет возможность создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку (проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал). В зависимости от уровня обучающихся, поставленных перед уроком задач единожды набранный вариант заданий может быстро модифицироваться (дополняться, сжиматься). Кроме того, распечатанные дидактические материалы выглядят более эстетично.
Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета можно найти и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации.
Наиболее эффективной формой работы является работа с учебной презентацией.
Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке.
Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся
Если презентация – творческая работа обучающегося или группы обучающихся, то необходимо как можно более точно сформулировать цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше, если с презентацией, созданной обучающимся, учитель познакомится заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке. Это также помогает в лучшей организации деятельности обучающихся при целостном анализе художественного произведения.
Мультимедийные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Современному учителю все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.
Большинство учителей предпочитает использовать один компьютер и мультимедийный проектор в целях максимальной визуализации учебного процесса. Этот путь во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает проблему ограничения работы обучающихся перед экраном монитора); использование проектора позволяет также эффективнее управлять учебным процессом.
Между тем урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует максимально тщательной разработки. Именно уроки являются той лакмусовой бумагой, которые показывают эффективность той или иной разработки. Это одновременно и конечный результат, и последняя стадия оформления, реализации идей, заложенных разработчиками (обучающийся или педагог) тех или иных технологий.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».
Использование наглядности актуально:
узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации
б) динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;
в) продуманный алгоритм видеоряда изображений. Средства мультимедиа предоставляют учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.
При подготовке учебного эпизода перед учителем обязательно встанет проблема предъявления печатного текста. Необходимо обратить на следующие требования к тексту:
структура;
объем;
формат.
Текст с экрана должен выступать как единица общения. Он носит или
подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку,
или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает.
Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Часто на экране мы видим своеобразный тезисный план урока.
В таком случае, главное, не переусердствовать, не загромоздить экран текстом.
Давно очевидно, что большой объем написанного плохо воспринимается с экрана. Учитель должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью. По сути, это тоже текст, но предъявленный другим языком.
Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усиливает предъявленную им устную информацию. Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у обучающихся не возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информации.
Хотя могут быть и случаи, когда дублирование печатного текста учителем или обучающимся дидактически оправдано. Такой прием используется, когда учитель достигает комплексного подхода в обучении, подключая различные каналы восприятия. Совершенствуются навыки не только чтения, но и понимания, верного воспроизведения.
Дублирование печатного текста обязательно в любом возрасте при проведении мультимедийных дидактических игр. Этим самым учитель добивается равных условий для всех обучающихся: как тех, кто легче воспринимает устную информацию, так и легче усваивающих информацию печатного текста.
Таким образом, у обучающихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
- умение работать в группе;
- умение находить информацию в различных источниках;
- коммуникативная компетентность;
- осознание полезности получаемых знаний и умений.
В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.
Когда чтение проходит с комментированием, это может занять много времени на уроке, но опора обучающихся на собственные ассоциации и воображение компенсируют эту трату времени, потому как пересказ будет звучать уже более полным. Обучающийся будет анализировать и обобщать, синтезируя полученную информацию в соответствии со своим опытом, и понимать текст он будет в несколько раз быстрее.
Какие еще есть приемы для понимания текста?
разные виды пересказа;
рисование словами и на рисунках;
анализ иллюстраций;
дидактические игры;
эксперименты стилистические;
составление диафильма;
чтение по ролям;
инсценировка;
придумывание небольшого рассказа о герое;
сочинение от лица героя;
музыкальная иллюстрация произведения.
Есть масса способов, методов и приемов, направленных на обучение обучающихся пониманию текста на уроках литературы. Остается только выбирать по душе. Ведь это и есть ключ к достижению успешного и ненавязчивого нравственного воспитания.
2017г., январь
15